Сайт для воспитателей детских садов



Игровая гимнастика с элементами массажа в младшей группе детского сада

 

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

Одним из методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости, является гимнастика.

Гимнастика позволяет подобрать упражнения, избирательно влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Для гимнастики характерна точная, дозированная нагрузка, определяемая характером упражнений, темпом их выполнения, анализом и числом движений, особенностями исходных положений. Гимнастические упражнения могут быть:

  • динамичными (направленными на более полное использование всех движущих сил при выполнении физических упражнений);
  • статическими (они связаны с неподвижным сохранением какого-либо положения тела и его позы).

Гимнастические упражнения могут носить анаэробный и аэробный характер (т.е. упражнения, выполняемые при минимальном или максимальном потреблении кислорода).

В системе физического воспитания ребенка дошкольного возраста выделяются различные виды гимнастики: общеразвивающая (к ней относятся - основная гимнастика, гигиеническая); гимнастика со спортивной направленностью (к ней относятся художественная гимнастика, атлетическая); прикладная или лечебная.

Для проведения гимнастики важно соблюдать следующие правила:

  • начинать гимнастику с разогревания организма, а заканчивать восстановлением дыхания и расслаблением мышечного тонуса;
  • физические нагрузки чередовать с отдыхом;
  • учитывать возрастные и психофизиологические особенности каждого ребенка и состояние его здоровья во время занятия;
  • предусматривать активную роль взрослого для стимулирования у детей эмоционального подъема в процессе двигательной деятельности.

В дошкольном возрасте основной формой образовательной деятельности является игра. Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Наряду с традиционными видами упражнений при проведении гимнастики свою эффективность доказали следующие нетрадиционные формы работы: пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, игры-путешествия (или сюжетные занятия).

Пальчиковая гимнастика служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

Игры-путешествия или сюжетные занятия служат основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, дают возможность стать кем мечтаешь, побывать где захочешь и увидеть что пожелаешь. Дают возможность для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

В настоящее время имеется тенденция к возрастанию количества детей, имеющих не только нарушения опорно-двигательного аппарата, но и одновременно речевые патологии. Поэтому в гимнастику активно включаются элементы логоритмики, где движения сочетаются с речевым сопровождением (звуком, словом, фразой, стихами и т.д.).

Использование логоритмики способствует:

  • формированию двигательных умений и навыков, воспитывает правильную осанку, походку, грацию движений, способствует развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
  • развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
  • развитию чувства ритма, темпа, просодики, фонематического слуха, способности восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
  • умению расслабиться, снять напряжение;
  • воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе, смелости.

Гимнастика с использованием логопедической ритмики как правило имеет сюжетный характер, она доступна и интересна детям.

Кроме того, отдельные игры и упражнения могут быть использованы как физкультминутки и как части других занятий, а также в индивидуальной работе с детьми.

Комплекс гимнастики "Осень в лесу"

1) Обычная ходьба

Зашагали ножки: топ-топ-топ.

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ,

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

2) Ходьба на пятках, руки за спиной

Осень в гости к нам пришла,

Дождь с собою принесла.

Мелкий дождик моросит,

У деревьев грустный вид.

3) Ходьба на носках, руки на поясе

Шорох тихий раздается -

Кто-то по лесу крадется,

Заяц путает следы

И уходит от беды.

4) Легкий бег по кругу друг за другом

Начался листопад,

Листья по ветру летят.

Раз листочек, два листочек,

Покатились вдоль обочин.

И опять мы шагаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Нам идти легко!

Построение в круг.

Общеразвивающие упражнения

"Дышим лесным воздухом"

И.п. - ноги врозь, руки внизу. 1 - руки через стороны вверх (вдох); 2 - руки через стороны вниз (выдох). Повторить 4 раза.

"Отгоняем комаров"

И.п. - ноги слегка расставить, руки внизу. 1 - руки вперед; 2 - вверх, помахать кистями рук, посмотреть на них; 3-4 - руки через стороны вниз. Повторить 4 раза.

"Деревья клонятся от ветра"

И.п. - ноги врозь, руки внизу. 1-2 - наклон вперед, не сгибая колен, руки в стороны, голову прямо - выдох. 3-4 - и.п. Повторить 4-5 раз.

"Осторожно листопад"

И.п. - ноги слегка расставить, руки в стороны. 1-2 - присесть, указательными пальцами коснуться носочков ботинок; 3-4 - и.п. Повторить 4-5 раз.

"Поймаем листочки"

И.п. - ноги слегка расставить, руки на поясе. Подскоки (6-8) с хлопком перед собой, сказать "хлоп". Повторить 3 раза чередуя с ходьбой.

Игра "Сердитый ежик" (упражнение на дыхание)

Стоя, ноги на ширине плеч, голова опущена вниз — вдох, повернуть голову вправо — выдох: «фр-р!»; затем влево.

Пальчиковая гимнастика «Ежик»

Ежик, ежик колкий, (руки сложить в замок)

Покажи иголки.

Вот-так, вот-так, (выпрямить пальчики)

Покажи иголки.

Ежик, ежик колкий, (руки сложить в замок)

Убери иголки.

Вот-так, вот-так, (выпрямленные пальчики сложить в замок)

Убери иголки.

Массаж ладоней (круговые движения мячей "ежиков" между ладонями)

Ежик, ежик - чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

Спрячем в руки мы ежа,

Не найдет его лиса.

Покатай его немножко -

След оставит на ладошке!

Ходьба в колоне по одному

Как красив осенний лес,

Полный сказочных чудес!

Ходьба по мешочкам с камешками

Мы по камешкам пойдем

Ручеек мы обойдем!

Ходьба в колоне по одному

Мы шагаем дружно!

Нам домой скорее нужно.

1 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт