Духовно–нравственное воспитание дошкольников на основе фольклора и семейных традиций

 

Коренные преобразования в стране конца 20-х в начале 21 веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознания граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно – нравственное развитие ребёнка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям; учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно нравственных качеств личности.

Воспитание нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своём будущем жизненном пути. Многие нравственные качества человека закладываются в детские годы. Дети этого возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают.

Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность. Но в достаточной ли мере мы поддерживаем в них лучшие душевные проявления? Достаточно ли внимания уделяем рассмотрению жизненных ситуаций, поступков, помогаем ли детям разбираться в реальных жизненных проблемах требующих принятия решений?

Познакомившись с литературой о духовно-нравственном воспитании, я поняла, что положительные качества личности можно развивать с помощью детского фольклора или устного народного творчества. Ведь эти произведения бесценны, в них сама жизнь, они поучительны чистотой и непосредственностью. Народная культура представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие истинных традиций воспитания. Фольклорное богатство народа – это его духовное богатство. В нём отражены не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его непобедимости. Произведения народного творчества веками отбирались и отшлифовывались прекрасными мастерами и знатоками фольклора. С фольклорными произведениями мы знакомим ребёнка с раннего возраста. Всё начинается с поэзии пестования – колыбельных песен, пестушек, потешек. Древнерусское слово «баять»; «убаюкивать» означает не только «говорить»; «уговаривать», но и «заговаривать». Байкой уговаривали ребёнка поскорее уснуть. Колыбельные песни – это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо. Например, «сорока» наказывает малыша за то, что он не помогает по хозяйству: За водицей не ходил, дров не носил, кашки не варил. Потешки мы используем во всех режимных процессах и во всех возрастных группах.

В более старшем возрасте мы знакомим детей с пословицами и поговорками, которые называют жемчужиной народного творчества. Именно пословицы и поговорки рассказывают в ненавязчивой форме о том, что нужно делать порядочному, доброму, любящему свою семью, своё отечество человеку, а что недостойно настоящего гражданина:

Чти отца и мать,

Не придётся тебе горевать.

Без матери и солнце не греет и т.д.

Также используем русские народные игры для детей, которые ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Невозможно переоценить значение русской народной сказки в воспитании дошкольников. Они помогают детям разобраться, что хорошо, что плохо, отличить добро и зло. Из сказки они получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширяют кругозор, развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Воспитательная ценность сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, его свободолюбие, сила духа, любовь к Родине. Сказка не даёт прямых наставлений детям (слушай родителей, уважай старших и т.д.), но в её содержании всегда заложен урок, который они постоянно воспринимают. Например: сказки «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными и трудолюбивыми, «Гуси – лебеди» учат слушать родителей, страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики».

В своём высказывании Л.Н. Толстой писал: «Русский народ создал изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанная с трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В нашем детском саду проводится большая работа по воспитанию духовно – нравственных качеств у ребят, но нет сомнения в том, что основы духовной нравственности у детей раннего и дошкольного возраста закладываются в семье.

Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы традиции в семье, какое место в семье занимает ребёнок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое.

Духовно-нравственное воспитание в традиционной российской семье исторически основывалось на традиционных формах православного семейного уклада, а именно:

- жизнь семьи в соответствии с годовым кругом традиционных праздников, общей трудовой и молитвенной жизни;

- уход за маленькими детьми (долгое грудное вскармливание, пестование), забота о престарелых членах семьи;

- уважение и взаимопочетание между супругами;

- использование в воспитании устного и изобразительного народного творчества, фольклорных игр совместного изготовления игрушек-самоделок;

- посильное участие детей в трудовой деятельности семьи;

- общая семейная трапеза;

- семейное чтение с последующим обсуждением прочитанного;

- существование семейного совета с решающим словом старшего члена семьи;

- духовное руководство семьи священником;

- взаимоуважение и взаимоответственность всех членов семьи.

Сегодня затруднена передача семейных традиций воспитания, взрослые дети всё реже живут со своими родителями, часто живут в разных городах. Образование детей нередко превосходит таковое у родителей, что способствует необоснованному скептицизму по отношению к родительским советам, в том числе и в области воспитания. Ребёнку - дошкольнику необходима идеальная норма, непреходящие образцы для подражания и духовный абсолют. Но где и как «набираться ума», чтобы самим стать хорошими родителями? Возможно ли возрождение семейных традиций, и в какой форме?

Первой ступенью в развитии духовной нравственности у детей является преемственность детского сада и семьи. Ведущим принципом в работе нашего ДОУ по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей. Я, и мои коллеги воспитатели активно сотрудничаем с родителями наших воспитанников по формированию духовно-нравственных основ семьи, организуя родительские собрания, беседы за круглым столом, анкетирование, диспуты. В каждой группе у нас создана предметно-пространственная среда по духовному развитию детей: иконы Божьей Матери, Христа Спасителя, духовная литература, доступная для понимания детей: добрые истории для малых ребят «Зёрнышки», изданная по благословлению Митрополита Симона (Новикова), «Росинка» детям о вере православной, «Библия для детей», составленная протоиереем Александром Соколовым, рассказы для детей «О Божием промысле» Бориса Ганаго, русские народные игрушки, игрушки-самоделки.

Повышая престиж материнства и отцовства, мы проводим фотовыставки и конкурсы поделок «Папа может всё, что угодно», «Мамины руки не знают скуки» (показываем мастерство, творчество, и трудолюбие родителей).

В спортивных эстафетах «Папа, мама, я – спортивная семья» пропагандируем здоровый образ жизни. Вместе с детьми и родителями проводим православные церковные праздники: Светлой Пасхи, Святой Троицы, Рождества Христова, Казанской Божьей Матери – этот праздник у нас в посёлке Каменка престольный, тем самым мы формируем в детях христианские понятия и представления, мироощущение и мировосприятие через рассказы о Боге, об окружающем мире, о человеке, о многообразии жизни. На праздники всегда приходит к нам местный священник иерей Артемий, который в доступной для детского понимания форме рассказывает о том или ином церковном празднике. Со старшими детьми мы посещаем храм, выступаем в Воскресной школе, созданной при церкви. Приглашаем бабушек и дедушек поделиться опытом с молодыми родителями, как в их времена воспитывали детей и чтили семейные традиции. В деле воспитания имеет особое значение старший брат или сестра, поэтому мы привлекаем в качестве помощников – подростков, учеников воскресной школы.

Современная педагогика признаёт реальность духовной основы человека и реальность духовного мира. Практика же духовно-нравственного воспитания показывает, что духовную жизнь человека нельзя организовать через развитие его психофизических функций. Нельзя прийти к духовному только через развитие интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредована психическим, душевным развитием. Необходимо целенаправленное духовно-нравственное воспитание и образование, восстанавливающее целостность человека, предполагающее развитие всех его сил, сторон, соблюдающее иерархический принцип устроения человека. Задача эта в комплексе может быть решена только совместными усилиями семьи, образовательных учреждений, государства и Русской Православной Церкви. Вот тогда мы воспитаем духовно-нравственную личность, перед которой будут бессильны соблазны и искушения современного падшего мира.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Средний дошкольный возраст) Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие». Программное содержание: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доброе отношение и любовь к...

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ

Организация деятельности старшего воспитателя в повышении профессиональной компетентности педагога ДОУ Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, который вызывает изменения различных...

Читайте также

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела»

Логоритмическое занятие в старшей группе по теме: «Части тела» Задачи: Развивать динамическую координацию движений, пространственную организацию движений, мелкую и мимическую моторику. Воспитывать произвольное...