Консультация «Учить всего трудней»

 

Вначале мы учим своих детей. Затем учимся у них.

Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени.

Я. Райнис.

 

Для меня, воспитателя с 30-летним стажем педагогической работы, очень важна работа с семьями воспитанников. Главные воспитатели в жизни ребёнка – это родители, а остальные структуры дошкольного образования – «корректоры». В семье ребёнок учится общению, приобретает первый опыт. Семья – это социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В детском саду малыш усваивает как познать окружающий мир, как организовать свой быт, как участвовать в межличностном общении и принимать участие в совместной деятельности. Поэтому детский сад и семья должны взаимодействовать для полноценного развития ребёнка. В соответствии с ФГОС ДОУ обязано обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе потребностей и поддержки образовательных инициатив семей.

Осуществляя взаимодействие с семьями воспитанников, я руководствуюсь принципом сотрудничества. Для повышения степени взаимодействия с родителями я использую нетрадиционные формы работы: презентация семьи, экспозиции фотографий, круглый стол, стенгазета, бюро педагогических услуг.

Сначала выявляю образовательный уровень семьи, микроклимат, посредством посещений на дому, наблюдаю за ребёнком, диагностирую его, затем приглашаю родителей на неформальные беседы, чтобы обсудить достигнутые успехи, оказать помощь в решении проблем.

Традицией в моей группе стало проведение родительского дня (первый четверг месяца), с целью показать, как ребёнок работает в ходе непосредственно образовательной деятельности, общается со сверстниками, применяет полученные знания на практике.

Принципы моей работы с родителями – это доброжелательный стиль общения, позитивный настрой и индивидуальный подход.

На собраниях предлагаю родителям познакомиться с содержанием и методикой образовательного процесса, провожу просветительскую работу, вовлекаю в совместную деятельность, помогаю отдельным семьям в воспитании детей, взаимодействую с общественными организациями: Самарской областной детской библиотекой, Самарским спортивным лицеем. Поскольку совместная деятельность педагога и родителя является партнёрской, и мы преследуем общие цели, то совместно ищем способы решения данных задач, для получения определённого результата. Наша цель – вырастить высоконравственного гражданина.

Решающим фактором в этой работе остаётся педагогическое мастерство воспитателя, которое предполагает использование многообразия педагогических приёмов обучения, создание предметно-развивающей среды и соответствие её реализуемой технологии, а также создание интересной обстановки в непосредственно образовательной деятельности, методическое сопровождение, психолого-педагогический контроль, плодотворное взаимодействие педагога и родителя.

Так семейный клуб «Родительская Азбука» выполняет доминирующую роль в повышении педагогической культуры родителей, а значит, способствует изменению их взглядов на воспитание детей в условиях семьи. Заседание клуба проходит 1 раз в месяц. Тематика разнообразная: «Знаешь ли ты своего ребёнка?», «Детские капризы. Как поступить?», «Чего боится ваш ребёнок?», «Что делать, если ребёнок плохо говорит?», «Кулинарные шедевры из простых продуктов», «Интересные выходные», «Неболейка». Причём, каждый родитель может быть в роли председателя клуба, если ответственно подойдёт к организации и проведению мероприятия. Это может быть диспут, круглый стол, анкетирование, практические занятия, тренинги. В качестве гостей приглашаем сотрудников детского сада: психолога, логопеда, повара, инструктора по физической культуре, медсестру. Мастер-классы от специалистов очень по душе мамам и папам. Двери нашего клуба открыты для родителей всего детского сада. Отрадно, что родители «со стажем» ведут в наш детский сад своего второго, третьего ребёнка. Значит, нам доверяют. А мы, воспитатели, стараемся создать уют и комфорт, окружить детей заботой и лаской, отправиться с ними в увлекательное путешествие, чтобы познать окружающий мир.

В моей группе родители являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в ДОУ. Это очень важно для доверительных отношений, а значит для успешного воспитания детей. Так проект «Моя Самара» нашёл отражение в домашних стенгазетах «Любимые уголки отдыха моей семьи». Профессиональные слайды, любительские фотографии, короткометражный фильм, открытки, изготовление макета «Древняя Самара», презентация музея «Культура народов Поволжья», сувениры – всё это интересно не только детям, но и родителям.

Непосредственно образовательная деятельность – это уход от учебной деятельности, повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: проектной деятельности, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей. Наши дети очень любят играть. Игра не пустая забава, она необходима для счастья, здоровья, правильного развития детей. Она развивает сообразительность, фантазию, приучает дружно жить, уступать друг другу, заботится о товарищах. Преимущество игры перед любой другой деятельностью в том, что в ней ребёнок сам подчиняется определённым правилам, проявляет свою инициативу и творчество. Поэтому играю с детьми, проигрываю различные ситуации с родителями и все вместе живём жизнью детского сада.

Популярными среди родителей группы являются совместные спортивные соревнования «Весёлые старты (летом), «Зимние забавы» (зимой). Договариваемся о дне проведения праздника, выбираем спортивную форму (шорты и майки с логотипом детского сада – для лета, а спортивные брюки, куртки и вязаные шапочки – для зимы). Главное условие – команды смешанные: воспитатели, дети, мамы, папы. Бабушки приходят «поболеть» за внуков. Спорт помогает сблизить детей и взрослых, вырабатывает выдержку, ловкость, помогает ценить дружбу, закаляет характер и укрепляет здоровье. Основное направление работы нашего детского сада – физкультурно-оздоровительное, поэтому педагоги сами занимаются спортом и приобщают родителей к здоровому образу жизни. Мои увлечения это плаванье и лыжи. Награды за спортивные достижения получают все, пусть это не золотые медали, а сделанные своими руками медальки, зато от души и с большой любовью к детям и с уважением к взрослым.

Традицией стало проведение конкурса домашней выпечки в марте месяце. В своём кулинарном искусстве соревнуются наши милые мамы и бабушки. Главные дегустаторы – детки. Все были приятно удивлены, когда папа воспитанницы нашёл рецепт гречишных блинов, приготовил и принёс на конкурс. Конечно, все отметили старания конкурсанта. Но бабушкин пирог с вишней оказался вне конкуренции. Самая лучшая награда это детский смех и слова благодарности.

Трудно привлечь родителей к активному сотрудничеству, но когда они видят, что воспитатели, заинтересованные люди, горячо любящие свою профессию и детей, то охотно принимают участие в детсадовской жизни ребёнка. Многому может научить мама-почтальон, папа-столяр.

Интересно проходит «Урок безопасности», если его проводит инспектор ГБДД (папа ребёнка). В сюжетно-ролевых играх не обойтись без помощи наших мамочек. Кто халатик для доктора сошьёт, кто причудливый торт из солёного теста испечёт, а кто и сам придёт и лучше воспитателя покажет как устроен кассовый аппарат, как правильно пробивать чек.

Особенно нравится детям презентация видео фильмов «Мой летний отдых». Дети наперебой рассказывают о путешествиях, о забавных историях, немыслимых приключениях. Дружная семья это здорово, но иногда бывают исключения из правил. Ещё одна форма работы с родителями – «Телефон доверия». Никогда не оставляю телефонные звонки без внимания. Добрый совет, нужная рекомендация, своевременная помощь всегда пригодятся в трудных ситуациях. Свои дети уже большие, а опыт семейного воспитания уже 30 лет, думаю, имею право учить молодое поколение житейским премудростям, педагогическим хитростям.

А когда стартовал проект «Изучаем народные игры», то приняли участие почти все семьи воспитанников. Мы узнали татарские, мордовские, чувашские народные игры и познакомились с элементами народного костюма. Через игру ребёнок познаёт окружающий мир, развивает воображение и фантазию, а народные игры являются традиционным средством педагогики. В них отражается быт людей, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, желание обладать ловкостью, быстротой, проявить творческую выдумку, смекалку, стремление к победе. Полюбилась детям чувашская подвижная игра «Хищник в море».

Все знают, что 1апреля – Всемирный день смеха. Детской фантазии нет предела, разыгрываются не только сотрудники детского сада, но и родители, потом совместно обсуждаем чья шутка была удачной. В сентябре в ДОУ проходила «Осенняя ярмарка». На ней были представлены работы детей, родителей, воспитателей из природного материала и овощей. Каждый желающий смог приобрести понравившуюся поделку за символическую плату – конфету. Дети побывали в роли продавцов, а родители охотно скупали товар. Взрослый своим поведением и эмоциональным настроением должен вызвать у ребёнка положительное отношение к любому виду деятельности. Здесь не обойтись без доброжелательности, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание малыша действовать вместе со взрослым и добиваться положительного результата.

Интересная форма работы с родителями это родительская почта. Родители в ящичек опускают вопросы, на которые хотели получить квалифицированный ответ. Для ответа прибегаю к помощи старшего воспитателя, узких специалистов, использую педагогическую литературу и оформляю ответы в буклетах, на информационных стендах, «памятках».

Большой интерес вызвала новая рубрика на информационном стенде «Здоровый малыш». Ведёт её врач-педиатр детской поликлиники (мама воспитанницы). Материал меняется 2 раза в месяц. Темы очень важные: «7 способов избежать простуды», «Как побороть аллергию», «У ребёнка часто болит живот? Идём к врачу», «Практические советы по укрепляющему массажу».

Родители группы активно принимают участие в организации детских праздников, дней рождений. Всероссийских конкурсах детского творчества, в познавательно-исследовательской деятельности «Я узнаю мир», творческих конкурсах «Руки папы, руки мамы и мои ручонки», в смотрах художественной самодеятельности. Наши мамы, папы, бабушки и дедушки талантливы во всём. Они солисты, осветители, режиссёры, костюмеры, суфлёры, организаторы, благодарные зрители и просто родные люди.

Очень увлекательно провести выходной день вместе. Родители дружат семьями, ходят друг к другу в гости, отмечают дни рождения, посещают детские представления, играют на площадках, приглашают и меня. Люблю посещать цирк, кукольные спектакли, выставки картин. Всегда есть чему поучиться, в голове возникают новые проекты, творческие задумки, интересные идеи. Конечно, в реализации планов без помощи родителей не обойтись.

Старшие дошкольники много путешествуют с родителями по стране, по зарубежью. У меня возникла идея создать мини-музей «Вокруг света». Сувениры, открытки, карты, национальная атрибутика, элементы народного костюма из разных стран мира собраны, благодаря стараниям наших родителей. Дети сами рассказывают о стране, в которой побывали, знакомят с достопримечательностями своих сверстников, презентуют фотоальбомы, видеофильмы.

«Изюминкой» всех нетрадиционных форм работы с родителями является активное участие самих детей. Это мастер-классы «Весёлая мастерская», проводимые детьми. Не каждый взрослый может вышивать бисером, создать картину в технике изонити, смастерить поделку из бумаги, рисовать помпонами, вырезать ажурные узоры. Наш девиз: «Научился сам – научи друга». А также: тематические выставки, экспериментальные площадки, концерты, фотоотчёты. Все позитивные моменты направлены на развитие ребёнка. Видна отдача со стороны родителей. В книге отзывов о работе группы всегда пишут слова благодарности за качественную работу.

У родителей появляется интерес к работе детского сада. Они овладевают практическими навыками и умениями воспитания и обучения детей-дошколят. В детский сад идут не только мамы, но и папы, бабушки, дедушки, потому что здесь интересно, весело, можно многому научиться или поделиться своим опытом. Каждый будет услышан и понят.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной…

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и рисованию в подготовительной группе Тема: «Времена года» Цель занятия: Закрепить знание детей о временах года...

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные»

Из опыта работы воспитателя «Правила дорожные самые надежные» По плану одной их годовых задач В 2 мл. группе была проведена работа...

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Читайте также

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Проект «Как здорово!» по творчеству Анастасии Орловой

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки»

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Клад Петрушки» Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности. Задачи: учить количественному счету...

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями)

Психологическое консультирование родителей воспитанников дошкольного возраста (организация работы с родителями) Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определило ряд новых функций...