Консультация для воспитателей
Тема: «Воспитание у детей гуманно-деятельного отношения к природе»

(Из опыта работы)

 

Человек и природа…Философы, поэты, художники всех времен и народов воспевали красоту природы в своих произведениях. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства.

К сожалению, в современном мире всё меньше и меньше остаётся природной нетронутой красоты. Технический прогресс негативно влияет на окружающую природу, уничтожаются леса, загрязняются реки, гибнут птицы и животные. Люди в большинстве своём засоряют природу различными отходами, не думая, о будущем.

Вот почему насущной задачей является принятие мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. В этой борьбе за будущее человечества и за высоконравственного человека, практически самое важное место занимаем мы, педагоги.

Чтобы привить детям любовь к природе, ко всему живому, возможностей, форм и методов для этого много и самых разнообразных. В детском саду непосредственно дети учатся общаться с природой, открывая её для себя, приобретают навыки ухода за растениями, птицами и животными.

В каждой возрастной группе находится уголок природы, в котором подобраны растения контрастные по строению стебля, по форме, величине и окраске листьев. Красиво расставленные, ярко цветущие растения создают хорошее настроение, обеспечивают полноценную работоспособность и отдых. Дети с удовольствием ухаживают за растениями: рыхлят землю, поливают, опрыскивают, удаляют сухие листья, подкармливают, пересаживают цветы. Они каждый день любуются и наблюдают за комнатными растениями, узнают их запах, окраску, свойства. А чтобы труд детей был значимым и необходимым, в уголках имеется необходимый инвентарь для ухода за растениями. Уход за растениями и обитателями уголка природы для наших детей - источник радости, знаний и место активной деятельности.

Нельзя не отметить роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Именно наблюдения постоянно обогащают сознание ребенка новыми знаниями. В процессе наблюдений окружающей природы создаются благоприятные возможности для разнообразной практической деятельности детей, для формирования гуманных чувств к представителям животного и растительного мира. Важно рассматривать наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, например, в наблюдениях за растениями обращаем внимание детей на название, классификацию, на внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среду обитания; на способы распространения семян; значение в жизни человека; правила поведения в природе. В наблюдениях за животными выделяем следующие циклы: название, внешний вид, классификация, способ передвижения, способ добывания пищи, среда обитания, значение в жизни человека.

Результатом таких наблюдений является то, что дети относятся к растениям и животным как к живым организмам; в экстремальных или опасных ситуациях они смогут оказать им помощь.

Эффективным методом работы с детьми является экологическая лаборатория. В лаборатории созданы условия для проведения опытов с водой, почвой, воздухом.

Воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе, её обитателям помогает экологическая тропа, которая находится на территории детского сада. На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе, закрепляют знания о деревьях; на станции «Скорая помощь» учатся «лечить» деревья: замазывать раны, прибинтовывать надломленные веточки. В «Зеленой аптеке» дети получают представление о лекарственных травах, сроках заготовки, применении, учатся находить и различать их.

Хорошо зарекомендовали себя дни доброты. Цель этих дней – развить интерес к природе, формировать положительное эмоциональное отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство сопереживания.

Большое значение имеют экскурсии и прогулки: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. Прогулки и экскурсии доставляют большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их сознании; на основе этих впечатлений закладываются зачатки любви к родному краю, к нашей русской природе Экскурсии проводятся в парк, лес, на луг, реку. Содержание экскурсий - это обследование близлежащей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности, условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. В свободное время дети делятся впечатлениями об увиденном на экскурсиях, делают рисунки – «фотографии» увиденного и того, что оставило след в душе.

Конечно, такая работа проводится систематически и планомерно, и это даёт свои результаты: у детей имеются представления о многообразии растений и животных, сформированы основные трудовые процессы по уходу за комнатными растениями, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника; дети знают правила поведения в природе, экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года.

Главным результатом является то, что у детей сформированы знания о том, что человек должен бережно и гуманно относиться к среде обитания, экономно расходовать то, что в ней есть, защищать вымирающие растения, животных, сохранять заповедные места.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)…

План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) Тема: «Одежда для кругосветного путешествия»

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно –…

«Тёплая шубка для овечки». Открывая образовательная деятельность по художественно – эстетическому творчеству в средней группе Цель: формирование навыков выполнения аппликации в...

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...

Читайте также

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем»

Занятие по ОМЦ «Доброта нужна всем» (Подготовительная к школе группа) Цель: продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение, любовь, способствовать развитию сочувствия, сопереживания. Ход...

Конспект по развитию речи для детей младшей группы. Тема: «Домашние…

Конспект по развитию речи для детей младшей группы Тема: «Домашние животные» Задачи:1. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные.2. Развивать умения детей...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...