Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников

 

Известно, что общительный, коммуникабельный человек успешен в различных видах деятельности, что является необходимой составляющей самореализации человека, позитивного настроя в жизни. Проблема формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста возникла не на пустом месте. С одной стороны – это важное условие психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Ведь, по мнению Е.М. Алифановой, в течение жизни мы постоянно «запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельность» [1; c.2]. С другой стороны наблюдения показывают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Понятие «коммуникация» происходит от латинского слова communico (делаю общим, связываю, общаюсь). Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и другие определяют «коммуникацию» как «смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированного на смысловое их восприятие другими людьми, называется коммуникативными действиями» [5, c.149].

В настоящее время общение, как психологическая категория, включает коммуникативную деятельность, подчеркивая, что назначение речи, как средства общения, является установление партнерских отношений, обмен мыслями, передача информации, в конечном итоге – совместная деятельность, то есть взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Разделение сферы общения и коммуникации в настоящее время произошло и на уровне программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009) в рамках федеральных образовательных государственных стандартов, определив, таким образом, образовательную область «Коммуникация» [4,c.2]. Так, в Программе говорится, что «содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми» [3,c.73]. Однако  научить коммуникативной деятельности ребенка невозможно, если ребенок не проявляет в этой деятельности инициативу, самостоятельность, а также без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в этом вопросе.

Инициатива (от латинского initium – начало) – указывает на наличие способности к самостоятельному действию, изменяющему собственное состояние, вопреки естественной инерции, предприимчивость [2, c.344].

Развитие и поддержка инициативы детей в коммуникативной деятельности происходит в соответствие с Программой воспитания и обучения в детском саду, начиная с первой младшей группы. И основной упор делается на взаимодействие с семьями воспитанников. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

Формы взаимодействия с семьей по формированию коммуникативной деятельности дошкольников являются родительские собрания, совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии и др.), мониторинг, совместное обсуждение планов на будущее. Если родители увидят важность поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников, они, как минимум, начнут больше слушать своих детей, не перебивая, что улучшит психологическое состояние и коммуникативную деятельность своего ребенка.

 

Список использованной литературы:

  1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст] / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2001. - 168 с.
  2. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Ред. И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина. - АСТ, Астрель, 2008. - С.344
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/Под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета - Федеральный выпуск №5125. – 2010. – 5 марта. – С. 2-3.
  5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов [Текст] / Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников

Проектная деятельность в развитии коммуникативных функций речи дошкольников Тип проекта: познавательно-информационный, творческий. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Проблема: Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам…

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Березка» 1. Пояснительная записка В настоящее время в нашем...

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего…

Проект «Всё про то, где я живу» для детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, в течение...

Читайте также

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с…

Сообщение из опыта работы «Методы и приёмы экологического воспитания с детьми младшей группы» Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей...

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний»

Конспект занятия для подготовительной группы «День знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Программное содержание: 1...