Сайт для воспитателей детских садов



Взаимодействие с семьями по поддержке детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников

 

Известно, что общительный, коммуникабельный человек успешен в различных видах деятельности, что является необходимой составляющей самореализации человека, позитивного настроя в жизни. Проблема формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста возникла не на пустом месте. С одной стороны – это важное условие психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Ведь, по мнению Е.М. Алифановой, в течение жизни мы постоянно «запрашиваем, передаем и храним информацию, то есть активно занимаемся коммуникативной деятельность» [1; c.2]. С другой стороны наблюдения показывают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

Понятие «коммуникация» происходит от латинского слова communico (делаю общим, связываю, общаюсь). Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и другие определяют «коммуникацию» как «смысловой аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированного на смысловое их восприятие другими людьми, называется коммуникативными действиями» [5, c.149].

В настоящее время общение, как психологическая категория, включает коммуникативную деятельность, подчеркивая, что назначение речи, как средства общения, является установление партнерских отношений, обмен мыслями, передача информации, в конечном итоге – совместная деятельность, то есть взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Разделение сферы общения и коммуникации в настоящее время произошло и на уровне программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009) в рамках федеральных образовательных государственных стандартов, определив, таким образом, образовательную область «Коммуникация» [4,c.2]. Так, в Программе говорится, что «содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми» [3,c.73]. Однако  научить коммуникативной деятельности ребенка невозможно, если ребенок не проявляет в этой деятельности инициативу, самостоятельность, а также без сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников в этом вопросе.

Инициатива (от латинского initium – начало) – указывает на наличие способности к самостоятельному действию, изменяющему собственное состояние, вопреки естественной инерции, предприимчивость [2, c.344].

Развитие и поддержка инициативы детей в коммуникативной деятельности происходит в соответствие с Программой воспитания и обучения в детском саду, начиная с первой младшей группы. И основной упор делается на взаимодействие с семьями воспитанников. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.

Формы взаимодействия с семьей по формированию коммуникативной деятельности дошкольников являются родительские собрания, совместные мероприятия (досуги, праздники, тематические недели, экскурсии и др.), мониторинг, совместное обсуждение планов на будущее. Если родители увидят важность поддержки детской инициативы в коммуникативной деятельности дошкольников, они, как минимум, начнут больше слушать своих детей, не перебивая, что улучшит психологическое состояние и коммуникативную деятельность своего ребенка.

 

Список использованной литературы:

  1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр [Текст] / Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2001. - 168 с.
  2. Большой энциклопедический словарь [Текст] / Ред. И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина. - АСТ, Астрель, 2008. - С.344
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]/Под ред. Н.Н. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Текст] // Российская газета - Федеральный выпуск №5125. – 2010. – 5 марта. – С. 2-3.
  5. Успех. Методические рекомендации: пособие для педагогов [Текст] / Н.О. Березина, О.Е. Веннецкая, Е.Н. Герасимова и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов; рук. авт. коллектива Н.В. Федина. – М.: Просвещение, 2011. – 240с.




Новые публикации

Авторская сказка «Сказка на новый лад о ленивом Мышонке»

Авторская сказка «Сказка на новый лад о ленивом Мышонке» На сцене стоит стол, стульчик. На столе лежат книги, тетради, стоит компьютер...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в с…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре в старшей группеТема: «Здоровьесберегающие технологи на занятии по физической культуре» Цель: укреплять здоровье, формировать...

Мастер-класс «Цветы из ватных дисков» к Дню матери во второй младшей группе

Мастер-класс «Цветы из ватных дисков» к Дню матери во второй младшей группе Цель: Расширять представления о празднике «День матери». Задачи: 1. Воспитывать уважительное отношение, чувство любви к мамам. 2...

Читайте также

Конспект занятия «Краски осени» по образовательной области «Музыка»

Конспект занятия «Краски осени»по образовательной области «Музыка» Цель. Закрепить полученные знания об осени как о времени года. Задачи. Образовательная: уточнить и закрепить представления...

Конспект совместной деятельности по прикладному творчеству (работа с тканью и иг…

Конспект совместной деятельности по прикладному творчеству (работа с тканью и иголкой) с детьми 6 -7 лет«Кто шьёт да вышивает, тому...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по декорати…

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по декоративной лепкеТема: «Утка - Марфутка» (По дымковской игрушке)   Образовательные области: художественной-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Программное...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия НОД «В гостях у осени».

Конспект занятия НОД «В гостях у осени». Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Задачи: - формировать представления детей о чередовании времён года; - закрепить знания о сезонных изменениях природы; - уточнить приметы...

Консультация для родителей «Как провести…

Консультация для родителей «Как провести выходной день с ребёнком»        В каждой семье по-своему принято проводить выходные дни. Первое что хочется сделать в выходной – отоспаться, провести большую стирку, пробежать по магазинам...

Конспект НОД по познавательно-речевому р…

Предлагаемый материал объединяет несколько видов игр и деятельность детей одним сюжетом - дети становятся участниками телепередачи. Задачи. Познавательное развитие: систематизировать представления детей о растениях и животных леса. Упражнять в умении анализировать объекты...

«Использование здоровьесберегающих техно…

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста» Автор статьи: воспитатель ГБОУ СОШ п.г.т. Осинки СП д/с «Светлячок» Воронина Оксана Викторовна                                                                      В старину говорили, что здоровье приходит «золотниками», а уходит пудами…» Жизнь...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство