Из опыта работы «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только внимательно смотреть, но и внимательно слушать.
В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.
Одной из приоритетных задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
Поэтому сегодня, как никогда, актуальны вопросы формирования целостного художественно-эстетического восприятия мира и духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В решении этой острой проблемы невозможно переоценить роль музыки.
Как часто звучат в наше время слова «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто — «падение нравственности», «деградация общества». Говоря словами композитора Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира». Восприимчивость к прекрасному не только обогащает ребенка, но и направляет его на добрые поступки.
Предназначение дошкольного возраста – не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоциональной сферы и нравственных ценностей.
В нашем детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей «Теремок» особое внимание уделяется слушанию классической музыки и ознакомление детей с творчеством композиторов – классиков: М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского - Корсакова, М.П. Мусоргского.
Их музыка отличается особой красочностью, романтичностью и необычайным мелодическим богатством. Возрастные возможности старших дошкольников позволяют воспринимать разножанровую музыку: музыкальные произведения для фортепиано или симфонического оркестра, балет, оперу.
Эти обстоятельства послужили основанием для создания долгосрочного музыкально – творческого проекта «Сказка в музыке» для детей старшего дошкольного возраста, в основе которой использованы интегрированные музыкальные занятия, позволяющие в полной мере воспринимать образы, сюжеты музыкальных произведений композитора, в частности произведения М.П. Мусоргского.
Проект осуществлялся в форме музыкально – творческой гостиной. Данная форма творческой активности, обеспечивающая художественно – эстетическое развитие детей включала в себя синтез музыки, литературы и художественного творчества (рисование, многослойное силуэтное вырезание, оригами, пластилинографию, бумагопластику).
Таким образом, педагоги создавали условия для полного погружения детей в мир классической музыки и искусства.
После прослушивания музыкального произведения с детьми проводились беседы, где дети могли высказать своё отношение к музыке, выйти на взаимодействие с автором: «Я - герой», «Я - автор», «Исполнитель – ребёнок», отыскать средства выразительности для передачи характера героя или музыкального произведения.
Приветствовалась детская инициатива, словесное фантазирование, озвучивание музыкального произведения музыкальными инструментами, импровизация в пластике.
Дети вживались в образ и на время становились и мужественными богатырями, и скрытными гномами, и смешными цыплятами.
Для большего понимания музыкального произведения использовались репродукции картин известных русских художников и художественные произведения, демонстрация мультимедийных презентаций. Далее дети самостоятельно воплощали свои представления в творческих работах.
В ходе творческой деятельности дети проявляли собственную инициативу, сотрудничество со сверстниками, дети учились уступать и договариваться друг с другом.
Для демонстрации детских творческих работ в детском саду организована постоянно действующая выставка «Картинки с выставки».
При выполнении творческих работ детям предлагались различные техники, дети выбирали наиболее доступные и фантазировали, что ещё можно добавить в свою поделку.
Так появились: замок на богатырских воротах и богатырь, друзья свирепой Бабы Яги, алмазы ворчливого и жадного Гнома, туман вокруг старинного замка.
Творческое вдохновение детей продолжалось за пределами творческой мастерской.
Дети с удовольствием делились впечатлениями со сверстниками, педагогами и родителями.
Родители становились полноценными участниками реализации проекта
«Сказка в музыке».
Сотрудничество детей педагогов и родителей - непременное условие реализации проекта. Родители изготовляли костюмы, атрибуты, на выставке «Картинки с выставки» появлялись совместные детско-родительские работы к пьесам сюит. Родители неожиданно для себя открыли, что их дети слышат, чувствуют и понимают содержание классических произведений.
Итогом данного проекта явился праздник – театральная постановка «М.П. Мусорский «Ожившие картинки».
В гости к зрителям дети - актёры приходили в образе героев пьес, выполняя пластические этюды. Синтез поэтического, изобразительного и пластического творчества на основе создания целостной сюиты никого не оставил равнодушным.
Таким образом, выстроилась целая система работы по знакомству детей с классической музыкой.
Педагоги детского сада намерены продолжить работу в данном направлении и на новый учебный год запланирована реализация долгосрочного проекта для детей дошкольного возраста «Я рисую музыку» в форме музыкально – творческой гостиной.
Где дети старшего дошкольного возраста будут знакомиться с творчеством Камиля Сен-Сеанса «Карнавал животных», а дети младшего возраста с шедеврами русских композиторов С.С. Прокофьева и П.И. Чайковского.
Мой опыт, связанный с использованием классической музыки на музыкальных занятиях, вечерах-досугах, в повседневной жизни детского сада позволяет сделать вывод о том, что классическая музыка обогащает эмоциональное восприятие ребёнка - дошкольника, дети начинают понимать, что в музыкальных произведениях отражены жизненные явления, оценки таких нравственных категорий как добро и зло. От нас зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – классической музыкой.
Читайте также |
---|
Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста через интерактивные игры
Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста через интерактивные игры В современном мире, среди основных качеств человеческой личности наиболее значимы для...
Эссе «Я педагог, а это значит…»
Эссе «Я педагог, а это значит…» «Если вы удачно выберете труд и вложитев него свою душу, то счастье само вас отыщет».Аристотел. Когда...
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...