Формирование навыков осознанного безопасного поведения детей на улице

 

Рост количества машин, увеличение скорости движения – одна из причин дорожно-транспортного происшествия. Статистика утверждает, что очень часто причиной ДТП являются именно дети (каждое десятое происходит с участием детей). По данным ГИБДД по Нижегородской области в 2011 году с участием детей произошло 443 ДТП, в которых 13 погибло, получили ранения 467. Именно по вине детей произошло 172 ДТП, в которых 5 детей погибло, и 181 получили ранения различной степени тяжести.

Важно обучение детей поведению на улице с учетом их психологических и физиологических особенностей.

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны. 

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. 

Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды. 

Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. Поэтому необходимо вырабатывать у детей стереотип безопасного поведения на дороге.

Привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одна из важнейших проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам безопасного поведения на улице несомненна.

Целью нашей работы стало: формирование у детей знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Для выполнения цели поставили следующие задачи:

  • Сформировать умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения.
  • Сформировать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
  • Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке на дороге.
  • Воспитывать культуру поведения в транспорте и на улице.

В своей работе мы опирались на методический материал: Программу «Детство» Бабаевой Т.И.; Программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., так же использовали Программу «Светофор» Даниловой Т.И., «Профилактика ДДТ травматизма» Жуковой Р.А., «Изучаем дорожную азбуку» Майоровой Ф.С. и др.

Анализ уровня знаний, умений и навыков показал:

- по устройству проезжей части: 37% детей с высоким уровнем, 30% - со средним, 33% - с низким;

- по дорожным знакам: 60% - с высоким уровнем, 40% - со средним,

20% - с низким;

- по работе ГИБДД: 20% - с высоким, 30% - со средним, 50% - с низким;

- по правилам поведения в транспорте: 40% - с высоким, 30% - со средним,

30% - с низким;

- по правилам поведения на улице (если ребенок потерялся): 30% - с высоким, 40% - со средним, 30% - низким.

Система работы по формированию навыков безопасного осознанного поведения на улице велась по трем направлениям:

1. Работа с детьми:

- ребенок – пешеход,

- ребенок – пассажир,

- ребенок – водитель.

2. Работа с родителями:

- планирование работы с семьей,

- совместные мероприятия,

- педагогическое просвещение.

3. Взаимодействие с ГИБДД.

В группе была организована предметно-развивающая среда:

- транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, спецмашины), светофоры, фигурки людей;

- подобрана детская литература;

- настольно-печатные игры (лото, домино «На улицах и дорогах», «Дорожные знаки», «Говорящие знаки», «Учим дорожные знаки», «Внимание, дорога», «Правила движения», пазлы «Транспорт», конструкторы).

- плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов, пассажиров (жезл, свисток, фуражки, нагрудные изображение различных видов транспорта, дорожных знаков и др.);

- дорожные знаки на магнитах, подставках («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Наземный пешеходный переход», «Место остановки», «Место стоянки», «Движение прямо», «Въезд запрещен», «Движение запрещено» и др.) –настольных и напольных;

- игровые поля, макет дороги, макет «Путешествие во времени в прошлое»;

- уголок «Безопасность».

Знания, полученные в ОО «Безопасность» расширялись, уточнялись, дополнялись в Образовательных Областях:

- познание,

- социализация,

- художественное творчество,

- физическая культура,

- музыка.

Разработан перспективный план работы, который помогает вести работу систематически и планомерно. В непосредственной деятельности познакомила детей с новыми дорожными знаками, закрепляла знания о транспорте, о поведении в нем, о профессии водителей, регулировщика, создавала проблемные ситуации, которые обучали детей безопасному поведению на дороге, в транспорте.

В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации совместной и самостоятельной деятельности. Стимулирование у детей самостоятельности и залогом успешности данной работы является сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:

- наблюдения, экскурсии, целевые прогулки (перекресток, транспорт, работа сотрудников ГАИ, пешеходы, пассажиры);

- игры, соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые («Семья», «Перекресток», «Больница», «Улица», «Дорожный патруль», «Путешествие по городу»), театрализованные («Не играйте на дороге», «Волк и семеро козлят»);

- составление коллажей;

- моделирование и анализ заданных ситуаций («Опасные и безопасные ситуации», «Обзор закрыт», «Родители с детьми», «Внимание отвлечено»); 

- алгоритмические игры («Перекресток», «Дорога домой», «Помоги героям сказки»);

- сочинение историй («В городе светофорных наук»);

- беседы («Кто регулирует движение транспорта»,

«Два светофора», «Путешествие в прошлое светофора» и т.д.;

- чтение художественной литературы.

- познавательные викторины, на которых дети показывают свои знания (вечер загадок «Автоклуб» «Путешествие в страну дорожных знаков», «Что? Где? Когда?», КВН);

- минутки безопасности (катание с горы, переход через дорогу, поведение пассажира, если ты потерялся);

- больше всего дети любят смотреть мультфильмы («Академия Светофорчика», «За рулем»).

В группе имеются план-схема («Дорога от дома до детского сада») и макет поселка с улицами, прилегающими к территории детского сада, которые помогают определить опасные места на улице и дорогах около детского сада, во дворе. Они помогают проложить безопасный путь к дому, к магазину, детскому саду, развивают внимание, умение ориентироваться.

В нашей группе созданы оптимальные условия для самостоятельной игровой деятельности детей, в организации которой имеется спектр дидактических, настольных, режиссёрских игр, атрибуты и игровые маркеры для сюжетно-ролевых игр, макеты улиц, отражающих расположение объектов реально существующих в нашем поселке. В ходе игр мы с детьми обсуждаем интересные ситуации; создаем и разрешаем проблемные ситуации. Дети любят мастерить поделки (транспорт, дома, дорожные знаки), а потом использовать их в своих играх.

Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям. Мы провели большую работу с родителями: опросы, анкетирование на тему: «Я и мой ребёнок на улице», родительское собрание «Безопасность детей на дороге». Привлекли родителей к участию в проектах:

- творческий проект «Загадки по ПДД»,

- информационный проект «Я - пешеход» (состоит из индивидуальных проектах о дорожных знаках),

- создание Автоклуба.

Родители помогали вместе с детьми в создании дидактических игр: «Опасно-неопасно», «Дорожная азбука».

Творчески подошли к изготовлению костюмов для показа «Весёлые знаки».

Для родителей было проведено открытое мероприятие «Как наши дети знают ПДД», были показаны сказки: «Волк и семеро козлят», «Не играйте на дороге». Родители участвовали в спортивном празднике «В стране Светофории».

В течение года сделаны папки –передвижки:

- «Безопасность на дороге»,

- «Три закона безопасности пешехода на дороге»,

- «Ребёнок на улице»,

- «Основные законы безопасного движения».

Ежемесячно в уголке «Советы для родителей» вывешиваются рекомендации по формированию навыков безопасного осознанного поведения детей. Эта рубрика очень важна, так как мы живём в поселке, и наши дети оказываются часто неподготовленными к правильному поведению на городской улице, в общественном транспорте. Поэтому мы просим родителей вывозить детей в город и закреплять знания, полученные на занятиях. В тесном сотрудничестве с родителями мы установили, что успех профилактики дорожно-транспортного происшествия с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности самих взрослых. Самое действенное средство воспитания детского пешехода, пассажира- пример поведения на дороге и в транспорте родителей.

Огромную помощь в формировании знаний ПДД, профилактики ДТП имеют встречи с сотрудниками ГИБДД. Они расширяют и закрепляют знания, предупреждают об опасностях на дороге.

Повторный анализ уровня знаний, умений и навыков показал положительные результаты:

- устройство дороги: 60% - высокий уровень, 40% - средний уровень;

- дорожные знаки: 65 %- высокий, 35% - средний;

- ГИБДД: 85%- высокий, 15% - средний;

- правила поведения: 90%-высокий, 10%-средний;

- поведение на улице (если ребёнок потерялся) - 90% - высокий, 10% -средний.

В результате проведённой работы у детей сформированы умения своевременно и правильно реагировать на любую дорожную ситуацию, самостоятельно принимать нужные решения; сформированы умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, дети умеют ориентироваться в различной обстановке на дороге; знают правила поведения в транспорте и на улице и стараются их выполнять. В группе пополнилась предметно-развивающая среда.

Эффективность работы была достигнута во взаимодействии всех участников педагогического процесса, до которых была донесена актуальность проблемы.

Проведенная работа поможет решению проблемы охраны жизни и здоровья детей, и формированию у них навыков осознанного безопасного поведения на улице.





Новые публикации

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема:…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С…

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и...

Читайте также

«Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год во…

«Перспективный план работы с родителями на 2014-2015 учебный год во 2 младшей группы»   Сентябрь   № Тематика Формы проведения Ответственный 1 «День знаний» Праздник Воспитатели, муз. руководитель 2 «Золотая осень» Папка - передвижка Воспитатели 3 «Ребёнок...

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Спешим на помощь весне»

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Спешим на помощь весне» Цель: Формирование первичных, элементарных представлений о деревьях, о зимующих птицах, о месте обитания диких...

Проектная деятельность в работе с семьей

Проектная деятельность в работе с семьей Приоритетной функцией сотрудничества дошкольного учреждения и семьи являются приобщение родителей к нормативным компонентам дошкольного образования...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Земля - живой организм

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга 197345, СПб, ул. Туристская, д.18, корп.2, литера А ОО "Познавательное развитие " Дидактический плакат "Сортируем мусор - бережем природу"  (Для детей от 6 - 7 лет) Разработал: воспитатель...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое? Экологическое воспитание   — это сложный педагогический процесс. Он формирует систему отношения человека к самому себе с позиции его отношения к природе...

Конспект занятия по рисованию (Рисование ватными палочками)  «Жёлтые одуванчики на лужайке»

  Программное содержание: Учить детей рисовать одуванчики с натуры сначала простым карандашом, располагая их на всем листе. Учить самостоятельно подбирать цвета, обводить точками нарисованный контур ватной палочкой с гуашью; украшать изделие точками, используя ватные палочки. Расширять представления детей о весне...

ЗНАКОМИМ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ …

  ЦЕЛЬ: - Пополнить знания о первых цветущих растениях, закрепить их названия (тюльпан, нарцисс, крокус, одуванчик); - Продолжать учить рассматривать растение на примере одуванчика, выделяя его части: стебель, корень, лист, цветок; - Воспитывать бережное отношение к первоцветам, желание ухаживать за...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство