«Система физкультуно-спортивного воспитания в ДОУ»
(Из опыта работы)
Работа содержит:
1. приложения, которые можно скачать здесь;
2. презентацию, которую можно скачать здесь.
“...Физическое воспитание - это
то, что обеспечивает здоровье
и доставляет радость.”
Крэттен
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Программой развития является формирование здоровьесберегающей компетентности, как предпосылки сохранения здоровья детей и на этой базе развитие его духовного потенциала. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится на основе программы здоровьесбережения «Сибирячок», разработанной педагогами детского сада. В программе определены цель, задачи, содержание и технологии работы по формированию культуры здорового образа жизни ребенка – дошкольника.
Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа строится на принципах развивающей педагогики оздоровления, где здоровье дошкольников является точкой усилий не только медицинских работников, но и педагогов, родителей.
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми ведется по 2 программам: комплексная «Радуга» Мин.образования и науки РФ. (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурный досуги) и парциальная «Росинка. Расту здоровым» (Зимонина В.Н)
В содержание программы «Радуга» включены основные виды движений, общеразвивающие упражнения, спортивные игры и упражнения, подвижные игры для всех возрастных групп. Программный материал предусматривает формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств (ловкости, быстроты, силы, выносливости), формирование интегративных качеств личности (смелости, дисциплинированности, чувства коллективизма). Основная цель - укрепление здоровья детей, развитие самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
В содержание программы «Росинка. Расту здоровым» включены разделы: «Я узнаю себя», «Я люблю солнце, воздух и воду», «Школа моего питания» для каждой возрастной группы. Основная цель - воспитание желания быть здоровыми (у детей младших групп), формирование потребности в здоровом образе жизни (у старших дошкольников), формирование ценностного отношения к жизни и здоровью.
В дошкольном учреждении кроме комплексной и парциальной реализуются программы дополнительного образования, разработанные педагогами детского сада и утвержденные городским экспертным советом. Включение программ дополнительного образования в физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность дает возможность расширить двигательные способности детей (удерживать статические позы, координацию, выносливость, осмысленную быстроту, моторику, ловкость), раскрыть творческий двигательный потенциал каждого ребенка. Все это благодаря занятиям степ - аэробикой, спортивной аэробикой, синхронным плаванием и другим нетрадиционным формам физкультурно-спортивно-оздоровительной работы.
Педагогами детского сада широко используются игры в бадминтон, городки, кегли, кольцебросы. Освоение элементов спортивных игр (баскетбола, волейбола, футбола, хоккея) в дошкольном возрасте создает основу для дальнейших занятий спортом.
В ДОУ функционируют следующие спортивные кружки и секции:
Спортивная оздоровительная секция «Школа олимпийского резерва». Занимаются 15 дошкольников. Преподаватель Тарасова Юлия Валерьевна– инструктор по физической культуре I квалификационной категории. Ежегодно с 2001 года воспитанники МДОУ «ЦРР - детский сад №25 «Василек» участвуют в городских спартакиадах, занимают призовые места, награждаются грамотами. При поступлении в школу дети продолжают активно заниматься спортом.
Студия спортивного танца «Саяночка». Занимаются 24 дошкольника. Занятия проводит Тарасова Юлия Валерьевна – инструктор по физической культуре. Воспитанники МДОУ участвуют в показательных выступлениях на соревнованиях секций ДЮСШ города Саянска.
Секция синхронного плавания «Дельфиненок». Занимаются 15 человек. Занятия проводит Фортова Светлана Станиславовна – инструктор по физической культуре (плавание) I квалификационной категории. Ежегодно воспитанники детского сада участвуют в городских соревнованиях, выступают с показательными выступлениями в Дни открытых дверей, в Дни здоровья.
Программа дополнительного образования «Страна Здоровячков». Занимаются 17 человек. Занятия проводит воспитатель I квалификационной категории Усенко Ольга Анатольевна.
Результаты выступлений воспитанников МДОУ
№№ | Наименование соревнований | Занятое место | ||
2007 | Городская Спартакиада дошкольников | I | ||
2008 | Городская Спартакиада дошкольников | II | ||
2009 | Городская Спартакиада дошкольников | II | ||
2009 | «Веселые старты» совместно с командой МДОУ №21 «Брусничка» | I | ||
2010 | Городская Спартакиада дошкольников | I |
Спортивные мероприятия в ДОУ проводятся не только в форме занятий и кружковой работы. Основным видом массовых спортивных мероприятий являются физкультурные праздники и развлечения.
Праздники помогают создать положительный эмоциональный настрой, способствуют созданию оптимального двигательного режима, повышению работоспособности и спортивной закалки детей. Во время праздников все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, играх-эстафетах, танцах, аттракционах, музыкально-ритмичных упражнениях с элементами аэробики. Спортивные праздники на свежем воздухе проводятся 1 раз в сезон, досуги ежемесячно, 3-4 раза в год проводятся спортивные праздники в бассейне.
Самые массовые и зрелищные - «День здоровья», «Спортивный парад выпускников», где участвуют дети, родители, педагоги, юные спортсмены ДЮСШ (выпускники нашего детского сада). В содержание праздников включены спортивные танцы, выступление детей со скакалками, лентами и мячами. Сюрпризы предваряют очередной номер праздника, выражают его главную идею и являются самыми веселыми моментами праздника.
Физкультурно - спортивные мероприятия внутри детского сада
Мероприятие |
Количество детей |
1. День знаний |
230 |
2. «Разноцветные планеты» |
200 |
3. «Путешествие в страну Неболейка» |
180 |
4. «В гостях у Лунтика» |
250 |
5. «Зимушка-зима – спортивная пора!» |
140 142 |
6. «Богатырские состязания» (совместно с папами) |
150 184 |
7. «Штурмуем вершины» |
137 |
8. «Красный, желтый, зеленый» |
230 |
9. «Веселые старты» |
60 |
10. « День Нептуна» |
200 |
11. «Веселая игралия» |
60 |
12. «Спортивный парад выпускников» |
30 |
13. Прогулки- походы на лесную полянку «Веселый рюкзачок» - 1 раз в сезон (совместно с родителями) |
30 |
14. День здоровья (ежеквартально) |
150 |
15. Форд «Боярд» |
30 |
16. Театрализованные представления с показательными выступлениями юных спортсменов |
30 |
17. «За здоровьем - всей семьёй» |
20 |
Итого: |
25 мероприятий в год |
Физкультурное и спортивное оборудование МДОУ подобрано с учетом возрастных особенностей детей, для наиболее полного удовлетворения двигательных потребностей каждого ребенок, развития двигательных качеств и способностей.
В ДОУ имеются:
спортивный зал, площадью 48 кв.м., где проводятся
- физкультурные занятия под руководством инструктора по физкультуре;
- занятия спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
- спортивные праздники, досуги
тренажерный зал, где имеются:
- беговые дорожки,
- велотренажер,
- станки для тренировки мышц рук и ног,
- турники, перекладины, гантели, боксерская груша,
- кистевые динамометры, шагомеры, секундомеры;
плавательный бассейн, площадью 60м², для проведения:
- занятий плаванием под руководством инструктора по плаванию,
- занятий спортивных кружков и секций, оздоровительных групп;
- спортивных праздников, досугов.
Оборудование спортивного зала:
- спортивно-игровой комплекс «Малыш» (лестницы, перекладины, канаты, кольца, веревочные лестницы);
- гимнастические стенки, скамейки, доски, кубы, палки;
- мягкие модули - 2 комплекта;
- дуги для подлезания;
- тоннели;
- нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия;
- стойки для прыжков;
- напольные и настенные мишени;
- оборудование для игр: баскетбол, волейбол, хоккей на траве, бадминтон, городки, серсо, кегли, кольцеброс;
- мячи 4 размеров, массажные, хопы;
- пособия для выполнения упражнений с предметами (кубики; погремушки, флажки, султанчики, ленты и т.д.)
- скакалки;
- мешочки с песком;
- массажные коврики;
- ходунки;
- сухой бассейн;
- степ-скамейки;
- обручи разного диаметра;
- комплекты лыж 3-х размеров, коньки, санки;
- велосипеды, самокаты, роликовые коньки
Спортивная площадка
- беговая дорожка;
- полоса препятствий;
- площадка для игр в городки;
- гимнастические лестницы, бумы;
- прыжковая яма;
- дуги для подлезания;
- кольца-мишени;
- баскетбольный щит;
- выносной бассейн;
- спортивные площадки для игр: футбол, волейбол, баскетбол, хоккей;
- в зимнее время прокладывается лыжня, заливается каток
Бассейн
- нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия;
- мячи разных размеров;
- плавательные круги;
- спасательные жилеты;
- очки для подводного плавания;
- игрушки-забавы для малышей;
В группах в зонах двигательной активности имеется инвентарь и оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей: массажные коврики, роликовые тренажеры для ног, дорожки «здоровья» для хождения по неровной поверхности (пробки, галька, шишки, песок, канаты), мячи разных размеров, мячи хип-хопс, скакалки, кольцебросы, дартс, кегли, дидактические спортивные игры, инвентарь для спортивных игр (теннис, гольф, бадминтон, хоккей, футбол, волейбол, городки)
На каждом групповом участке имеются малые формы для активной двигательной деятельности: бревна, перекладины, лесенки вертикальные, лесенки-стремянки, кольца-мишени; игровое оборудование для развития двигательных способностей: паровозики, домики, машины, лодочки, летние бассейны.
В группах раннего возраста имеется оборудование для развития двигательной активности детей: качели, горка, тренажеры, дорожки «здоровья», оборудование для подлезания.
Содержание работы с детьми определяется в соответствии с «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Совместная деятельность взрослого и детей | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
-утренняя гимнастика (традиционная, игровая, сюжетная); -гимнастика после сна (разминка в постели и самомассаж, гимнастика игрового характера, ходьба по массажным дорожкам); -Физкультурные занятия (игровые, занятия спортивного типа, сюжетные, физкультурно-познавательные, круговая тренировка); -физкультурные занятия на воздухе; - занятия плаванием в бассейне;-занятия в спортивных кружках и секциях;-подвижные игры; -спортивные игры и упражнения; -физкультминутки, пальчиковая гимнастика; -праздники, развлечения, физкультурные досуги; -закаливание.- индивидуальная работа по формированию основных видов движений; | -самостоятельная двигательная деятельность детей в зонах двигательной активности и на прогулочных площадках;- рассматривание иллюстраций о спорте; -изготовление атрибутов к подвижным играм; - придумывание вариантов к знакомым подвижным играм; -дидактические и настольные игры. | -индивидуальная работа; -настольные игры «Футбол», «Хоккей»; -чтение рассказов о спорте, спортсменах; -изготовление атрибутов к подвижным играм.-проведение совместных праздников, досугов, туристических походов-совместные занятия родителей и детей- работа клуба «За здоровьем – всей семьей» |
Совместная работа с семьёй стала одним из важных направлений в деятельности ДОУ. Приоритетные ценности, на решение которых ориентировано проведение мероприятий с родителями – сохранение и укрепление здоровья детей, налаживание детско-родительских взаимоотношений, формирование культуры здорового образа жизни. Эффективными формами взаимодействия зарекомендовали наглядно – информационные (информационно-ознакомительные, информационно-просветительские), которые решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами по оздоровлению детей. Информационно-ознакомительные включают в себя:
• эпизодические индивидуальные посещения родителями секций, занятий;
• экскурсии и консультации для родителей детей, впервые пришедших в детский сад для знакомства с созданными условиями;
• открытые просмотры занятий в рамках дней открытых дверей, недели здоровья, которые проводятся с младшей группы 4 раза в год.
• праздники на свежем воздухе, в спортивном зале, в бассейне для детей с участием родителей;
• составление с привлечением родителей видеотеки о спортивных мероприятиях в ДОУ;
• выставки детских работ «Я сильный и крепкий», «У нас в бассейне здорово» и др. - это совместные работы педагогов и детей, родителей и детей с рисунками и рассказами;
• фоторепортажи, которые особенно привлекают внимание родителей и практикуются в группах с 2-3 лет. Они сопровождаются небольшими стихотворениями, краткой информацией для родителей.
• фотосессии детей старшего дошкольного возраста, выполняющих различные упражнения;
• совместные занятия детей и родителей;
• обмен опытом семейного воспитания по организации здорового образа жизни через газету, выпускаемую в дошкольном учреждении «Васильковое детство»;
• практикумы по профилактике плоскостопия, нарушения осанки;
• выступления в средствах массовой информации о значении занятий физической культурой для сохранения и укрепления здоровья детей (газета, телевидение). Информационно - просветительские формы взаимодействия направлены на обогащение знаний родителей об особенностях двигательной активности детей на определённом возрастном этапе, значении в жизни и укреплении здоровья ребёнка. Общение с родителями здесь не прямое, а опосредованное:
• информационные стенды, где представлены расписание занятий секций, информация о программах дополнительного образования, используемых в детском саду, а также игры и упражнения, которые можно проводить в домашних условиях;
• папки - передвижки, которые более подробно знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников в процессе обучения детей.
За три последних года количество родителей, оценивающих свою компетентность по вопросам здоровьесбережения как достаточную, возросло с 42% до 74%,
активно участвующих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях ДОУ - с 35% до 71%.
На протяжении многих лет сотрудничаем с социокультурными институтами города.
В рамках преемственности ежегодно проводим игры – эстафеты, соревнования с учащимися первого класса СОШ № 4, 5 – выпускниками нашего детского сада, на которые приглашаем с показательными выступлениями детей – выпускников, посещающих спортивные секции в детско-юношеской спортивной школе.
Сотрудничество с городскими детскими спортивными организациями осуществляется на основе договора. Выпускники детского сада продолжают заниматься в спортивных школах, секциях, плавательных бассейнах (75%).
Формирование культуры здорового образа жизни, желание заниматься физкультурой и спортом у дошкольников невозможно без примера взрослых окружающих их. Поэтому сотрудники детского сада активно занимаются физкультурой и спортом. Команда детского сада ежегодно занимает призовые места в соревнованиях по волейболу среди образовательных учреждений города (2007г. – I место, 2008г.- II место, 2009г. – I место). Ежегодно сотрудники детского сада участвуют в соревнованиях по плаванию среди образовательных учреждений города (2007г. – III место, 2009г. – I место, 2010г. – II место). Один раз в сезон организуются поездки на спортивную базу «Елочка», коллективные выходы на природу со спортивными программами. Еженедельно проводятся занятия ритмической гимнастикой в спортивном клубе «Березка» инструктором по физической культуре Тарасова Ю.В.
Сложившаяся в дошкольном учреждении система физкультурно-спортивной работы, взаимодействие с родителями и социумом в данном направлении позволило сформировать у дошкольников и их родителей интерес к занятиям физкультурой и спортом, осознанное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, ведению здорового образа жизни.
Читайте также |
---|
Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО
Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...
Конспект образовательной деятельности «Посадка лука»
Конспект образовательной деятельности «Посадка лука» Цель: Ознакомление детей дошкольного возраста с технологией посадки лука. Задачи: Обучающие: - формировать знания об особенностях и полезных свойствах лука; -...
Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год. Тема: «Ознакомление…
Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования» 1 квалификационная...