Организация адаптационного периода для вновь прибывших детей

 

Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.

С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.

Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).

Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).

Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.

Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.

Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 

Основные направления работы педагога:
Создание условий для успешной адаптации Взаимодействие педагога  с родителями Взаимодействие педагога с воспитанниками
  1. Изучение литературы по вопросу адаптации: Алямовская В. «Ясли – это серьезно», Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад» Журнал «Дошкольное воспитание» №4 –1998г. стр.2 «Ребенок пошел в детский сад».
  2. Сбор информации о семьях будущих воспитанников. Подготовка и проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования.
  3. Подготовка места приема, распределение шкафчиков.
  4. Подготовка наборов игрушек-забав для отвлечения детей.
  5. Подготовка дидактического материала.
  6. Подготовка плана воспитательно-образовательной работы на период адаптации.
  1. Сбор информации о семьях будущих воспитанников. Подготовка и проведение анкетирования. Анализ результатов анкетирования.
  2. Подготовка папок-передвижек по вопросам адаптации (с практическими рекомендациями)
  3. Ежедневные беседы с родителями воспитанников. Цель: вселять уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
  1. Заполнение листов адаптации.
  2. Установка для каждого вновь поступившего ребенка индивидуального режима. Постепенное подведение индивидуальных режимов к общему.
  3. Подготовка «полочки любимой игрушки», где будут располагаться вещи, принесенные из дома.
  4. Ознакомление детей с детским садом: групповой комнатой, раздевальной комнатой, спальней, туалетной комнатой, участком для прогулок. Знакомство с персоналом детского сада: воспитателями, няней, медсестрой.

 

Слагаемые успешной адаптации

 

  1. Готовность ребенка к посещению детского сада.
+
  1. Компетентность родителей в общении с воспитателями
+
  1. Заблаговременная подготовка ребенка  к посещению детского сада
= Успешная адаптация

 
1. Готовность ребенка к посещению детского сада

Для успешной адаптации ребенка к детскому саду важны два момента:

  • Детский сад должен удовлетворять важнейшим потребностям ребенка.
  • Необходимо, чтобы навыки и способности соответствовали минимальным требованиям пребывания в группе.

Какие потребности должен удовлетворять детский сад?

Потребность в безопасном и предсказуемом мире.

Заранее готовьте ребенка к тому, что он пойдет в детский сад.

Лучше начинать вводить тему за год до реального посещения.

Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка был положительным.

Постарайтесь, чтобы в первые недели адаптации к садику не сопровождались такими обстоятельствами как переезд, рождение малыша, ремонт, развод и т.п.

Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.

Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.

Потребность в заботе взрослого.

Найдите воспитателя, которому сможете доверить своего ребенка.

Будьте готовы к тому, что ребенку необходимо привыкнуть к воспитателю.

Какие навыки нужно развивать у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду?

Навыки общения.

- Ребенок должен уметь обратиться к взрослому понятным образом:

  • Почаще спрашивайте, чего ребенок хочет.
  • Откажитесь от угадывания его желаний.
  • Переводите желания ребенка в форму просьбы.

В первую очередь научите ребенка говорить о своем недомогании.

Если ребенок привык пользоваться нестандартными способами обращения к взрослым, сообщите о них воспитателям.

Почаще оставляйте ребенка со взрослыми, которых он знает и которые хорошо к нему относятся.

Поощряйте ребенка в вашем присутствии обращаться к другим взрослым (сначала членам семьи, затем к посторонним, например продавцу в магазине).

- Учите ребенка общаться и делиться своими игрушками  с другими детьми:

  • Учите просить у другого малыша вещи и игрушки на время.
  • Учите ребенка принимать отказ.
  • Учите ребенка меняться.

Навыки самообслуживания.

- «Туалетные» навыки – научите ребенка сообщать о своих желаниях. Научите ребенка самостоятельно снимать штаны. Поддерживайте умение ребенка самостоятельно ходить в туалет под присмотром взрослых.

- Умение мыть и вытирать руки.

- Умение одевать и обуваться (в первую очередь речь идет о навыке помогать взрослому, который одевает и раздевает ребенка и навыке надевать чешки или тапочки).

Навыки самостоятельного приема пищи.

К ним относятся – умение пить из чашки, ничего не проливая; умение есть ложкой, ничего не теряя; умение справляться с разными консистенциями еды; спокойно относиться к нагруднику.

2. Компетентность родителей в общении с воспитателем

Воспитатель – человек, с которым вы и ваш ребенок будете взаимодействовать, решать возникающие вопросы на протяжении нескольких лет. С ним ваш ребенок будет проводить 10-12 часов в день, все самое активное время своей жизни, пять дней в неделю по 9-10 месяцев в году.

Скорость и легкость адаптации в детском саду зависят от того, как быстро воспитатель станет «заместителем» мамы на время её отсутствия. Чем активнее вы будете помогать воспитателю «включиться в судьбу» вашего ребенка, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, оставляя малыша в саду.

3. Заблаговременная подготовка к детскому саду

  • Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка, был положительным. Настроение ребенка определяется настроением окружающих его людей. Если мама начинает озвучивать свое беспокойство, она закладывает тем самым в сознание ребенка негативный образ детского сада. Уверенность родителей – уверенность ребенка.
  • Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.
  • Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.

В процессе привыкания к детскому саду расставание с мамой для ребенка – самое серьезное испытание.

Приемы, которые помогут малышу  преодолеть трудности:

  • «Ключ от квартиры» (положите в руку ребенка ключ и скажите, что без него вы не сможете попасть домой).
  • «Тебя ждет игрушка в детском саду» (напомните малышу об игрушке, которая осталась в детском саду и ждет его прихода).
  • «Мамина записка» (записка с временем, когда вы заберете малыша).
  • «Семейная фотография».

Литература по вопросу адаптации:

  1. Алямовская В. «Ясли – это серьезно».
  2. Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад».
  3. Иванова Е.Л. «Не хочу в детский сад!».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»

Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством…

Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами» Информационная карта проекта Место проведения...

Читайте также

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста «Знакомство с творчеством А. Барто. Заучивание стихотворения «Зайка» Цель: Познакомить ребят...