Организация адаптационного периода для вновь прибывших детей
Одна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении – проблема адаптации.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.).
Адаптация, т. е. вхождение человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Период адаптации настолько серьезен в жизни ребенка, что требует решительных действий со стороны взрослых для его облегчения.
Решение этой задачи ложится, в первую очередь, на педагогов ДОУ.
Именно они должны так организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Основные направления работы педагога: | ||
Создание условий для успешной адаптации | Взаимодействие педагога с родителями | Взаимодействие педагога с воспитанниками |
|
|
|
Слагаемые успешной адаптации
|
+ |
|
+ |
|
= | Успешная адаптация |
Для успешной адаптации ребенка к детскому саду важны два момента:
- Детский сад должен удовлетворять важнейшим потребностям ребенка.
- Необходимо, чтобы навыки и способности соответствовали минимальным требованиям пребывания в группе.
Какие потребности должен удовлетворять детский сад?
Потребность в безопасном и предсказуемом мире.
Заранее готовьте ребенка к тому, что он пойдет в детский сад.
Лучше начинать вводить тему за год до реального посещения.
Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка был положительным.
Постарайтесь, чтобы в первые недели адаптации к садику не сопровождались такими обстоятельствами как переезд, рождение малыша, ремонт, развод и т.п.
Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.
Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.
Потребность в заботе взрослого.
Найдите воспитателя, которому сможете доверить своего ребенка.
Будьте готовы к тому, что ребенку необходимо привыкнуть к воспитателю.
Какие навыки нужно развивать у ребенка, чтобы облегчить его привыкание к детскому саду?
Навыки общения.
- Ребенок должен уметь обратиться к взрослому понятным образом:
- Почаще спрашивайте, чего ребенок хочет.
- Откажитесь от угадывания его желаний.
- Переводите желания ребенка в форму просьбы.
В первую очередь научите ребенка говорить о своем недомогании.
Если ребенок привык пользоваться нестандартными способами обращения к взрослым, сообщите о них воспитателям.
Почаще оставляйте ребенка со взрослыми, которых он знает и которые хорошо к нему относятся.
Поощряйте ребенка в вашем присутствии обращаться к другим взрослым (сначала членам семьи, затем к посторонним, например продавцу в магазине).
- Учите ребенка общаться и делиться своими игрушками с другими детьми:
- Учите просить у другого малыша вещи и игрушки на время.
- Учите ребенка принимать отказ.
- Учите ребенка меняться.
Навыки самообслуживания.
- «Туалетные» навыки – научите ребенка сообщать о своих желаниях. Научите ребенка самостоятельно снимать штаны. Поддерживайте умение ребенка самостоятельно ходить в туалет под присмотром взрослых.
- Умение мыть и вытирать руки.
- Умение одевать и обуваться (в первую очередь речь идет о навыке помогать взрослому, который одевает и раздевает ребенка и навыке надевать чешки или тапочки).
Навыки самостоятельного приема пищи.
К ним относятся – умение пить из чашки, ничего не проливая; умение есть ложкой, ничего не теряя; умение справляться с разными консистенциями еды; спокойно относиться к нагруднику.
Воспитатель – человек, с которым вы и ваш ребенок будете взаимодействовать, решать возникающие вопросы на протяжении нескольких лет. С ним ваш ребенок будет проводить 10-12 часов в день, все самое активное время своей жизни, пять дней в неделю по 9-10 месяцев в году.
Скорость и легкость адаптации в детском саду зависят от того, как быстро воспитатель станет «заместителем» мамы на время её отсутствия. Чем активнее вы будете помогать воспитателю «включиться в судьбу» вашего ребенка, тем спокойнее вы будете себя чувствовать, оставляя малыша в саду.
- Старайтесь, чтобы образ детского сада, который возникает у ребенка, был положительным. Настроение ребенка определяется настроением окружающих его людей. Если мама начинает озвучивать свое беспокойство, она закладывает тем самым в сознание ребенка негативный образ детского сада. Уверенность родителей – уверенность ребенка.
- Совмещайте домашний режим с режимом детского сада.
- Обращайте внимание на детей, которые ходят в детский сад.
В процессе привыкания к детскому саду расставание с мамой для ребенка – самое серьезное испытание.
Приемы, которые помогут малышу преодолеть трудности:
- «Ключ от квартиры» (положите в руку ребенка ключ и скажите, что без него вы не сможете попасть домой).
- «Тебя ждет игрушка в детском саду» (напомните малышу об игрушке, которая осталась в детском саду и ждет его прихода).
- «Мамина записка» (записка с временем, когда вы заберете малыша).
- «Семейная фотография».
Литература по вопросу адаптации:
- Алямовская В. «Ясли – это серьезно».
- Ватутина Н. «Ребенок поступает в детский сад».
- Иванова Е.Л. «Не хочу в детский сад!».
Читайте также |
---|
Программа дополнительного образования «Разговор о правильном питании»
Программа дополнительного образования«Разговор о правильном питании»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...
Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством…
Групповой проект «Развитие сенсорных эталонов у детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и упражнений с предметами» Информационная карта проекта Место проведения...