Система работы в ДОО по развитию у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства

 

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

 

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (словесной, музыкальной, изобразительной) могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в изобразительном искусстве. Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

В соответствии с ФГОС ДОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно- выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления. Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Изучив программу по данной теме можно отметить немало проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования.

Недостатки в результатах:

- у ребенка не развито восприятие, созерцать красоту окружающего мира;

- не проявляет интерес к созданию предметных и сюжетных композиций в изобразительном искусстве;

- имеет неустойчивое представление о мире изобразительного искусство, не проявляет любознательность.

Недостатки в основном процессе:

- родители не принимают участие в эстетическом развитии своих детей, что входит в работу педагога;

- рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей;

- в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

- отсутствует система работы в ДОО по развитию у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности:

- отсутствие методических пособий: дидактические игры, демонстрационный материал, мультимедийных игр для развития детей;

- отсутствие оснащения материалов в уголке изобразительного искусства;

- образовательные технологии педагогом используются не всегда эффективно, в частности ИКТ;

- низкий уровень педагога в самообразовании по данной теме.

Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что данная проблема актуальна на сегодняшний день, отношение детей к миру искусства очень значимо. Дети знакомятся с понятием изобразительное искусство, видами жанра народного искусства.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОО и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Кадровые условия:

- недостатки в условиях ДО не всегда позволяют осуществлять индивидуальную работу с каждым ребенком;

- повышение квалификации.

 

2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

Создание системы работы ДОО целостно-смыслового восприятия и пониманий произведений изобразительного искусства (согласно ФГОС ДОО п.3.2.1.):

- Недостаточного взаимодействия и плодотворного общения родители и дети;

- Не развиты предпосылки ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;

- Не развито чувство сопереживания, чувство прекрасного, любовь к искусству.

Однако, исходя из проведённого анализа, возникает профессиональная проблема: необходима система работы, по развитию у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, включающая взаимодействие всех участников педагогического процесса: воспитателей, детей, родителей.

Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяется, меняется и человек его ценностные ориентации. Требуются новую систему решения проблемы художественно- эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.

 

3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающих

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 применительно к исследуемой мною теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

 

Целевой ориентир по ФГОС ДО Конкретизация в соответствии с возрастом и темой Пример проявления качества в действии и речи ребенка
ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

 

Ребенок ознакомлен с произведениями живописи известных художников Ребенок научился различать разнообразии живописи известных художников через Д./игры: «Найди среди художников Левитана И.», «Найди картины Шишкина И.Саврасов А.»
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; Сформирована способность владеть разными видами игры. Ребенок с удовольствием принимает участие в разных видах игр:
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Сформировано положительное отношение к изобразительному искусству. Познакомлены с понятием «народное искусство», «виды и жанры народного искусство» Ребенок с удовольствием принимает участие в рассматривании «Натюрмортов», «Пейзажей», «Портретов»
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Ребенок получил информацию о новых произведениях искусства. Проявляет любознательность через общение с искусством. Ребенок ознакомлен с известными художниками – иллюстраторами детских книг Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин.

 

4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

В основу ФГОС дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и достоинства. ФГОС дошкольного образования. Новая система координат, призывает, прежде всего ценить, а не оценивать ребёнка.

Изобразительное искусство имеет большое значение в решении задач эстетического восприятия, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Это способность, дающая возможность в мир художественной культуры, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.

Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства нужна система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:

  • работа по развитию художественного восприятия с детьми;
  • работа с педагогами по развитию художественного восприятия старшего дошкольного возраста;
  • работа с родителями по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
  • создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию

художественного восприятия.

Работая по первому направлению, с целью побуждения детей к творчеству, развитию чувства удивления, восхищения, любования, мы разработали конспекты занятия для детей старшего дошкольного возраста, основанные на игровых и сказочных сюжетах, например: «В стране волшебных натюрмортов», «В гостях у художника», «Уроки Королевы Кисточки», «Волшебные замки» и т.д.

В ходе бесед об искусстве, рассматривании репродукций картин известных художников мы активизировали детей на высказывание своих суждений, впечатлений, эмоций, чувств.

На занятиях с детьми проводились сравнительный анализ работ разных художников посвященные одной теме, например, «Зимние пейзажи», «Портреты» и разных работ одного художника.

В процессе работы используя дидактические игры («Теплые и холодные цвета», «Цвета спорят», «Цвета дружат», «Ты большой, я маленький», «Далеко – близко» и др.) мы знакомили детей с изобразительным искусством различных видов (живописью, графикой, архитектурой, народным декоративно-прикладным искусством) и жанров; учили детей понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника.

В процессе развития художественного восприятия большую роль играет руководство педагога. Взрослый должен быть тонким, внимательным, знающим руководителем, режиссером, проводником, направляющим, показывающим ребенку путь к искусству. С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста были проведены:

  • консультации: «Какое все разное!», «В мастерской художника», «Я – маленький художник». Цель – формировать интерес детей к изобразительному искусству.
  • мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности», Нетрадиционные приемы работы по развитию художественного восприятия», «Использование мультипликации как средства развития художественного восприятия». Цель - дать представление о разнообразии изобразительного искусства;
  • Повышению уровня педагогической компетентности воспитателей по вопросу развития художественного восприятия дошкольников способствовала и организация мультимедийной игры: «Путешествие Незнайки в мир искусств». Цель - расширить представления о мире искусства, прививать любовь к прекрасному.

Механизм реализации выдвинутых идей:

Опираясь на подходы к педагогической диагностике компетентностей дошкольников, разработанные О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой, с целью выявления развития художественного восприятия старших дошкольников нашего ДО, было разработана диагностика уровня развития художественного восприятия старшего дошкольного возраста, включающая:

  • критерии, показатели и качественная характеристика уровней развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
  • диагностические задания, разработанные в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к разработке мониторинга развития и обучения детей дошкольного возраста. Все задания имеют единую структуру. Эффективность диагностических заданий подтверждается результатами, приложение, которое включает иллюстративный материал, рекомендуемый для проведения диагностических заданий.

Диагностику проводят педагоги – психологи и педагоги.

Целенаправленная работа ДО по развитию художественного интереса детей, педагогов и родителей к данной проблеме. Родители с вниманием и уважением стали относится к творчеству своих детей. Таким образом, мы считаем, что разработанная нами система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, способствует художественно-эстетическому развитию ребенка, повышает интерес к прикладным видам творчества, дает возможность познания законов красоты, активизирует творческий потенциал личности.

 

5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Изменений системы, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов только в образовательном процессе недостаточно. Необходимо также и изменение условий кадрового потенциала. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания, не дадут желаемого результата.

К кадровым изменениям относится:

- привлечение к работе педагогов дополнительного образования;

- повышение квалификации в СИПКРО, ЦРО;

- повышение самообразования;

- участие в методических объединениях.

Научно-методические изменения:

- тематическое планирование;

- разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей;

- доступность интернет – ресурсов для получения знаний по данной теме;

- планирование дополнительного образования кружки и т.д.

Материально - техническая часть

- В группе должны быть в достаточном количестве литературные произведения различных жанров, дидактические игры по рассматриваемой мною теме, репродукции известных картин художников – иллюстраторов, книги – раскраски, иллюстрации, наглядно - дидактические пособия; атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Мы художники» организация выставки детских работ «Вернисаж».

- Электронные презентации.

Нормативно – правовое обеспечение

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ принят Государственной Думой РФ 21.12.2012г.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
  • Договора о сотрудничестве детского сада и родителей.

Информационные изменения – это создание электронных мультимедийных дидактических пособий по теме «Художественно-эстетическое развитие» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).

Подключение Интернет в группу;

К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя и в организации проектной деятельности по художественному искусству.

- Организованна галерея художественного искусства живописи, репродукций, скульптур.

- Выставка известных художников разных жанров.

Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста

Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»

Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...

Читайте также

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка»

Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Раскладушка» Игра является основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности...

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка…

Методическая разработка: «Упражнения на суше для освоения и совершенствования навыка – прыжок в воду для детей 3-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область:...

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что...