Система работы в ДОО по развитию у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства
Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности
Воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в художественной деятельности (словесной, музыкальной, изобразительной) могут быть эффективными при условии, если будет обеспеченно эмоциональное благополучие ребенка, если будут разработаны содержание, методы и формы, обеспечивающие ему активность в этих видах деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в изобразительном искусстве. Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях показала, что художественно-эстетическая деятельность оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
В соответствии с ФГОС ДОО «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.). Комплексное использование видов искусств помогает выявлению тематического единства, поиску общих изобразительно- выразительных элементов, объединяющих разные художественные направления. Становление художественного сознания детей, развитие их способности к эстетическим переживаниям – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Изучив программу по данной теме можно отметить немало проблем, мешающих успешной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования.
Недостатки в результатах:
- у ребенка не развито восприятие, созерцать красоту окружающего мира;
- не проявляет интерес к созданию предметных и сюжетных композиций в изобразительном искусстве;
- имеет неустойчивое представление о мире изобразительного искусство, не проявляет любознательность.
Недостатки в основном процессе:
- родители не принимают участие в эстетическом развитии своих детей, что входит в работу педагога;
- рассогласование требований к ребенку со стороны педагогов и родителей;
- в организации НОД не созданы условия для индивидуальной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности;
- отсутствует система работы в ДОО по развитию у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности:
- отсутствие методических пособий: дидактические игры, демонстрационный материал, мультимедийных игр для развития детей;
- отсутствие оснащения материалов в уголке изобразительного искусства;
- образовательные технологии педагогом используются не всегда эффективно, в частности ИКТ;
- низкий уровень педагога в самообразовании по данной теме.
Анализ всех недостатков позволяет сделать вывод, что данная проблема актуальна на сегодняшний день, отношение детей к миру искусства очень значимо. Дети знакомятся с понятием изобразительное искусство, видами жанра народного искусства.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОО и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Кадровые условия:
- недостатки в условиях ДО не всегда позволяют осуществлять индивидуальную работу с каждым ребенком;
- повышение квалификации.
2. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа
Создание системы работы ДОО целостно-смыслового восприятия и пониманий произведений изобразительного искусства (согласно ФГОС ДОО п.3.2.1.):
- Недостаточного взаимодействия и плодотворного общения родители и дети;
- Не развиты предпосылки ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства;
- Не развито чувство сопереживания, чувство прекрасного, любовь к искусству.
Однако, исходя из проведённого анализа, возникает профессиональная проблема: необходима система работы, по развитию у дошкольников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства, включающая взаимодействие всех участников педагогического процесса: воспитателей, детей, родителей.
Противоречие состоит в том, что условия жизни современного общества изменяется, меняется и человек его ценностные ориентации. Требуются новую систему решения проблемы художественно- эстетического воспитания дошкольников средствами искусства, в том числе средствами искусства живописи.
3. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающих
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 применительно к исследуемой мною теме целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования являются:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
Целевой ориентир по ФГОС ДО | Конкретизация в соответствии с возрастом и темой | Пример проявления качества в действии и речи ребенка |
ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
|
Ребенок ознакомлен с произведениями живописи известных художников | Ребенок научился различать разнообразии живописи известных художников через Д./игры: «Найди среди художников Левитана И.», «Найди картины Шишкина И.Саврасов А.» |
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; | Сформирована способность владеть разными видами игры. | Ребенок с удовольствием принимает участие в разных видах игр: |
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. | Сформировано положительное отношение к изобразительному искусству. Познакомлены с понятием «народное искусство», «виды и жанры народного искусство» | Ребенок с удовольствием принимает участие в рассматривании «Натюрмортов», «Пейзажей», «Портретов» |
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. | Ребенок получил информацию о новых произведениях искусства. Проявляет любознательность через общение с искусством. | Ребенок ознакомлен с известными художниками – иллюстраторами детских книг Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин. |
4. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В основу ФГОС дошкольного образования легли не только технические аспекты педагогики в отношении дошкольного детства, но и прочная идеологическая база. Рассмотрение дошкольного детства теперь не ограничивается его полезностью для конкретного человека и общества в целом. Его значимость была рассмотрена гораздо шире, как важнейшая составляющая не только культуры полезности, но и достоинства. ФГОС дошкольного образования. Новая система координат, призывает, прежде всего ценить, а не оценивать ребёнка.
Изобразительное искусство имеет большое значение в решении задач эстетического восприятия, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Это способность, дающая возможность в мир художественной культуры, позволяющая порождать новые художественные миры на основе собственного мировосприятия. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не столько целью, сколько способом познания мира.
Для развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства нужна система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие направления:
- работа по развитию художественного восприятия с детьми;
- работа с педагогами по развитию художественного восприятия старшего дошкольного возраста;
- работа с родителями по развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
- создание предметно-развивающей среды, способствующей развитию
художественного восприятия.
Работая по первому направлению, с целью побуждения детей к творчеству, развитию чувства удивления, восхищения, любования, мы разработали конспекты занятия для детей старшего дошкольного возраста, основанные на игровых и сказочных сюжетах, например: «В стране волшебных натюрмортов», «В гостях у художника», «Уроки Королевы Кисточки», «Волшебные замки» и т.д.
В ходе бесед об искусстве, рассматривании репродукций картин известных художников мы активизировали детей на высказывание своих суждений, впечатлений, эмоций, чувств.
На занятиях с детьми проводились сравнительный анализ работ разных художников посвященные одной теме, например, «Зимние пейзажи», «Портреты» и разных работ одного художника.
В процессе работы используя дидактические игры («Теплые и холодные цвета», «Цвета спорят», «Цвета дружат», «Ты большой, я маленький», «Далеко – близко» и др.) мы знакомили детей с изобразительным искусством различных видов (живописью, графикой, архитектурой, народным декоративно-прикладным искусством) и жанров; учили детей понимать выразительные средства искусства: линии, форму, цвет, колорит, ритм, композицию; главную мысль художника.
В процессе развития художественного восприятия большую роль играет руководство педагога. Взрослый должен быть тонким, внимательным, знающим руководителем, режиссером, проводником, направляющим, показывающим ребенку путь к искусству. С целью повышения педагогической компетентности педагогов по проблеме развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста были проведены:
- консультации: «Какое все разное!», «В мастерской художника», «Я – маленький художник». Цель – формировать интерес детей к изобразительному искусству.
- мастер-класс «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности», Нетрадиционные приемы работы по развитию художественного восприятия», «Использование мультипликации как средства развития художественного восприятия». Цель - дать представление о разнообразии изобразительного искусства;
- Повышению уровня педагогической компетентности воспитателей по вопросу развития художественного восприятия дошкольников способствовала и организация мультимедийной игры: «Путешествие Незнайки в мир искусств». Цель - расширить представления о мире искусства, прививать любовь к прекрасному.
Механизм реализации выдвинутых идей:
Опираясь на подходы к педагогической диагностике компетентностей дошкольников, разработанные О.В. Дыбиной, С.Е. Анфисовой, А.Ю. Кузиной, И.В. Груздовой, с целью выявления развития художественного восприятия старших дошкольников нашего ДО, было разработана диагностика уровня развития художественного восприятия старшего дошкольного возраста, включающая:
- критерии, показатели и качественная характеристика уровней развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста;
- диагностические задания, разработанные в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к разработке мониторинга развития и обучения детей дошкольного возраста. Все задания имеют единую структуру. Эффективность диагностических заданий подтверждается результатами, приложение, которое включает иллюстративный материал, рекомендуемый для проведения диагностических заданий.
Диагностику проводят педагоги – психологи и педагоги.
Целенаправленная работа ДО по развитию художественного интереса детей, педагогов и родителей к данной проблеме. Родители с вниманием и уважением стали относится к творчеству своих детей. Таким образом, мы считаем, что разработанная нами система развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, способствует художественно-эстетическому развитию ребенка, повышает интерес к прикладным видам творчества, дает возможность познания законов красоты, активизирует творческий потенциал личности.
5. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Изменений системы, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов только в образовательном процессе недостаточно. Необходимо также и изменение условий кадрового потенциала. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания, не дадут желаемого результата.
К кадровым изменениям относится:
- привлечение к работе педагогов дополнительного образования;
- повышение квалификации в СИПКРО, ЦРО;
- повышение самообразования;
- участие в методических объединениях.
Научно-методические изменения:
- тематическое планирование;
- разработка серий консультаций и цикла бесед для родителей;
- доступность интернет – ресурсов для получения знаний по данной теме;
- планирование дополнительного образования кружки и т.д.
Материально - техническая часть
- В группе должны быть в достаточном количестве литературные произведения различных жанров, дидактические игры по рассматриваемой мною теме, репродукции известных картин художников – иллюстраторов, книги – раскраски, иллюстрации, наглядно - дидактические пособия; атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Мы художники» организация выставки детских работ «Вернисаж».
- Электронные презентации.
Нормативно – правовое обеспечение
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ принят Государственной Думой РФ 21.12.2012г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
- Договора о сотрудничестве детского сада и родителей.
Информационные изменения – это создание электронных мультимедийных дидактических пособий по теме «Художественно-эстетическое развитие» и использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей).
Подключение Интернет в группу;
К организационным изменениям можно отнести само изменение в работе воспитателя и в организации проектной деятельности по художественному искусству.
- Организованна галерея художественного искусства живописи, репродукций, скульптур.
- Выставка известных художников разных жанров.
Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.
Читайте также |
---|
План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…
План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...
Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста
Понятие тревожности и особенности ее проявления у детей дошкольного возраста Наиболее известным в отечественной и зарубежной литературе представляется изучение феномена тревожности...
Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе. Тема: «Почтальон принес посылку»
Непосредственно-образовательная деятельность во второй младшей группе Тема: «Почтальон принес посылку» Цель: - продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной...