Консультация для воспитателей коррекционных групп на тему:
«Предметно-пространственная развивающая среда в группах для детей с ОВЗ»
Уважаемые коллеги!
Мы знаем, что в связи с особенностями в развитии зрительного восприятия у детей с нарушением зрения к развивающей среде, дидактическим играм, пособиям, материалу предъявляются дополнительные требования, которые учитывают необходимость одновременного обучения и воспитания детей, и коррекции их нарушенного зрительного восприятия.
Я не сомневаюсь, уважаемые коллеги, что у вас есть немало дидактических игр по коррекции зрения и создана развивающая среда в группах. Но я вас познакомлю с новыми дидактическими играми и пособиями, которые имеются в нашей группе.
Например:
Дидактическая игра «Цветные ленточки или красивые коврики» (Плетение.)
Эта игра решает массу коррекционных задач: локализация, фиксация взора, зрительно-моторная координация, развитие цветовых (по оттенку цвета) ощущений, зрительного внимания, воспитание усидчивости. Широкие ленты даем детям с более низким зрением – смешанный астигматизм, близорукость + дальнозоркость, в период окклюзии, когда открытый глаз-зрение низкое. А узкие ленты всем остальным детям, у которых зрение приближается к норме. Именно такую игру предлагает нам Григорян Лариса Антоновна - детский врач Москвы, профессор, кандидат медицинских наук.
Дидактическая игра «Модульная ладошка»
Хочу напомнить: «Все делается ради зрительных тренировок, игры должны быть интересными, разнообразными, занимательными, чтобы ребёнок с нормально развитым интеллектом не заскучал». Так отмечает в своих публикациях тифлопедагог, доцент Подколзина Елена Николаевна.
И так, вернемся к нашей игре «Ладошка». Здесь решаются следующие задачи: зрительные тренировки амблиопичных глаз, цветовые ощущения, цветовосприятие, развитие глазомера, внимания, ловкости, зрительно-моторная координация, глазомерная оценка. Можно дать такое задание детям: «Надень колечко на большой палец безымянный, указательный средний, мизинец».
Дидактические игры: «Игра с магнитами» и игра на ковролине «Притворщик»
Эти игры у нас расположены как на вертикальной так и горизонтальной поверхности.
Здесь к вышеизложенным прибавляются новые задачи:
- Зрительный анализ и синтез, когда дети собирают и анализируют (голова-это круг, туловище-прямоугольник и т.д.).
- Дистантное восприятие (чувство соразмерности, симметрии «положите точно посередине»).
- Зрительная ориентировка (слева, справа, посередине).
Задание: Составь картины по образцу, без образца, составь узор (чередуем по цвету, размеру).
4. Тренировка конвергенции и дивергенции или расслабление конвенции. Другими словами, мы знаем, что дети должны работать на разных поверхностях: детям со сходящимся косоглазием предпочтительнее давать задание на наклонной либо вертикальной поверхности. А для детей с расходящимся косоглазием даем задание на горизонтальной поверхности.
Дидактическая игра «Цветные самолёты»
1) Стимулирует зрительные клетки.
2) Развитие цветовосприятия.
3) Зрительная ориентировка в пространстве.
4) Восприятие константности зрительных направлений, а именно (зелёные налево, красные направо, а жёлтые прямо)
5) Восприятие объема пространства и развитие стереоскопического зрения.
Дидактическая игра «Нанизывание бус на ниточку»
Предлагая детям эту игру, решаем следующие задачи:
- Зрительно-моторная координация;
- Цветовосприятие;
- Формовосприятие (рассматриваемые через лупы на фланелеграфе бусинок).
У всех есть трафареты обводки, лекала, а у нас есть ещё и книга с трафаретами.
Здесь помимо цветовосприятия и формовосприятия прибавляются и другие задачи такие как:
- Прослеживающая функция;
- Глазодвигательная функция;
- Тренировка глазных мышц.
Обводку по трафаретам рекомендует нам Плаксина Любовь Ивановна, так как считает, что эти игровые упражнения являются одним из моментов лечебно-восстановительной работы педагогическими средствами. (Дети следят за движением карандаша, стараются не заходить за контур.)
Дидактическая игра « Магнитная азбука»
Дети составляют слова на наклонно-вертикальной поверхности, выкладывают цифровые ряды, короткие слова и слоги.
Дидактическая игра «Волшебный экран», дидактическое пособие «Окружающий мир»
Помимо новых игр, которые я вам представила выше, у нас в группе имеются и другие игры и пособия:
- Надувной мяч-траектория полета, которого должна быть медленная, для тренировки конвергенции.
- Д/и «Золушка» (зелёный, жёлтый) горох фасоль. Бутылочки с узким горлышком (сортировка гороха по бутылочкам).
- Д/и «Шнуровка». Наборы книг для слабовидящих детей, бинокли, стереоскоп, калейдоскопы.
Много покупных игр с четкими яркими предметами.
Среди разных видов конструктора имеются в наличии и пластмассовый винтовой конструктор, пазлы, мозаика, кубики с картинками и т.д.
«Бильярд» - способствующий развитию стереоскопического зрения. Наши дети много рисуют, лепят. В этом году познакомились с витражными красками, научились рисовать на стекле.
Читайте также |
---|
Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок»
Многофункциональное дидактическое пособие бизиборд «Малышок» Наши дети растут и очень быстро познают окружающий мир. Их маленьким ручкам всё хочется потрогать, покрутить...
Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник…
Сценарий летнего праздника в ДОУ для воспитанников старшего возраста: «Праздник воздушных шаров» Цель: вызвать у детей хорошее настроение и чувство сплоченности в коллективе. Задачи: Закрепить...
Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»
Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...