Сайт для воспитателей детских садов



Консультация для воспитателей
«Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики»

 

Я проработала много лет в массовом детском саду, где занималась с детьми ручным трудом – вышивкой, шитьем кукольного белья, игрушек, выжиганием, поделками из природного материала. К концу года дети хорошо овладевали навыками шитья, вдевали нитку в иголку, делали узелок, могли пришить пуговицу, зашить дырку. Также особых сложностей не возникало и в других областях ручного труда.

Но вот, начав работать с детьми с нарушениями речи (ОНР I-III уровня), я столкнулась с рядом сложностей. Дети, в силу своих физиологических особенностей, не только не могли держать в руках иголку, но и карандаш, кисточку, не могли пользоваться ножницами. Необходимо строить работу с детьми по системе от простого к сложному, в несколько этапов:

  1. Гимнастика для пальчиков, используя стихи-потешки;
  2. Выкладывание узоров из пуговиц (не пришивая) по образцу и по воображению;
  3. Игра с мелким конструктором, типа «Лего»;
  4. Выкладывание узоров из семян (на картонке с пластилином);
  5. Составление узоров из спичек и счетных палочек;
  6. Составление узоров из готовых форм на картоне, ткани4
  7. Работа с пуговицами, бусинками на ощупь, по принципу «Чудесный мешочек»;
  8. Аппликация на ткани (дети вырезывают самостоятельно);
  9. Перекидывание из одной кучки в другую (из баночек) пуговицы, бусинки, спички, семена и т.д.;
  10. Шнуровка, застегивание, расстёгивание пуговиц с использованием игрушек – самоделок, завязывание, развязывание узлов, бантиков, шнуровка ботинок;
  11. Нанизывание бусинок на леску;
  12. Знакомство с иголкой (познакомить с техникой безопасности);
  13. Пришивание пуговиц;
  14. Шов вперед иголкой;
  15. Стебельчатый шов;
  16. Вдевание нитки в иголку;
  17. Делать узелок;
  18. Работа с природным материалом.

Работа с природным материалом

 

Задачи:

  1. При создании поделок добиваться результат и не откладывать на потом.
  2. Приучать к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте, убирать после занятия за собой.
  3. Уважение к труду взрослых, уметь беречь результаты труда.
  4. Учить детей работать самостоятельно, контролируя свою деятельность, уметь планировать работу по условию.
  5. Развивать интеллект, творчество, мелкую моторику.

Начинаю свою работу с гимнастики для пальчиков. Различные упражнения в сочетании с текстом оказывают благоприятное воздействие на развитие речи, т.к. именно в этот момент интенсивнее всего происходит возбуждение в центрах речи. Для этого использую стихи-

потешки, различные сказки (имеется картотека). Эта работа ведется постоянно, постепенно усложняясь.

Большую роль играет составление фигурок из спичек, счетных палочек. Ребенку предлагается несколько спичек, выложить из них сначала по образцу, потом по воображению геометрические фигуры, предметы, решаем задачи головоломки.

Эти занятия помогают ребенку конструировать, развивая воображение, мышление, конструктивные способности, помогают решить ряд задач развития элементарных математических представлений. Такие задания, как:

  • Сосчитать, сколько спичек затрачено для создания фигуры;
  • Выложить и сосчитать кол-во геометрических фигур;
  • Сосчитать уголки (острые, тупые), входящие в фигурки;
  • Самому придумать сложную фигурку;
  • Переложить нужное кол-во палочек, чтобы получилась другая фигура.

- Кто придумает большее кол-во фигур из данного кол-ва палочек. После выкладывания из спичек - работа в тетрадях в мелкую клетку. Рисование линий, геометрических фигур и т.д.

 

2

3

 

Собранные сухие ветки, корни, шишки, сучки имеют причудливую форму. Я предлагаю внимательно посмотреть, на что похоже? Что напоминает? Это побуждает детей к фантазии, сравнению со сказочными героями, из какого материала что можно сделать (человечков, ослика, птичку и.т д) Рассматривая семена крылатки клена, предлагаю детям подумать на что похожи, (крылышки у кузнечика, уши у зайца). Из собранных семян на прогулке предлагаю сделать «собрать» поделку. Дети находят веточку - тело, мелкие камешки - голова.При изготовлении поделок из природного материала по образцу (картинке, схеме) придерживаюсь определенной последовательности:

  1. Рассматриваем и анализируем образец.
  2. Устанавливаем из какого природного материала выполнен, в какой последовательности изготавливать.
  3. Подбираем способ соединения частей (на пластилин, при помощи проволоки, спичек и т.д.)
  4. Подбор материала и инструментов (шило, ножницы, и т.д.)
  5. Изготовление игрушек.
  6. Анализ и оценка игрушки.

Поделки по ручному труду способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, внимания.

При создании поделок учу детей использовать различный природный материал, все его богатство.

Важную роль в обучении детей ручному труду играет семья. В семье должны закладываться привитые в детском саду навыки труда. Поэтому в родительском уголке создана выставка детских работ, чтобы родители могли ознакомиться с успехами своих детей, с работами других. Проходят также выставки работ выполненных вместе с родителями. Дети очень гордятся тем, что папа или мама мастерит вместе с ними. Они часто и подолгу рассматривают и показывают товарищам, что конкретно сделали они сами, а что папа. Рассказывают в каком месте собирали природный материал, кто больше.

 

Примерные темы бесед с родителями:

  1. Семья воспитывает ребенка в труде.
  2. Значение развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
  3. Развиваем кисть ребенка (практические рекомендации).
  4. Виды и особенности ручного труда детей 5-6 лет.
  5. Условия организации трудовой деятельности дома.
  6. Использование художественной литературы в семейном трудовом воспитании.
  7. Изготавливаем игрушку (рекомендации).
  8. Уголок ручного труда дома, на даче (хранение материала, оснащение).

 

Работа по ручному труду проходит 4 периода:

1. Дары осени – конкурс осенних поделок.

 

Работа по ручному

 

2. Зимние мотивы – фото ёлочных украшений, новогодних поделок.

 

Зимние мотивы

 

3. Цветы для мамы (букет в коробках).

 

Цветы для мамы

 

4. Жаркое лето. Фото изготовленных поделок детьми вместе с воспитателем.

Родители принимают активное участие в изготовление поделок с детьми.

 

Фото изготовленных поделок детьми вместе с воспитателем

 

Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, игры драматизации.

Все задания по ручному труду, ребенок должен выполнять легко, без принуждения, чтобы занятия приносили радость. Хорошо занятия сопровождать стихами, загадывать загадки, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ, по и слуховой.

Моей задачей является развитие не только мелкой моторики, способствующей коррекции речи, совершенствование навыков ручного труда, но и научить ребенка видеть прекрасное, воспитывать желание создавать своими руками, а не разрушать, гордиться своими работами.

0 Плохо0


Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность

Подписка

Подписаться на получение новостей сайта



Вход на сайт


Комментарии

  • Лев
    [quote name="Ольга"]Ни на Ивановна, СПАСИБО!!!Отлич ный сценарий!Была бы очень благодарна, если бы ...

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо за разнообразие и вдохновение)!

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Ольга Николаевна, это потрясающая идея! Спасибо)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Очень насыщенно)

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Спасибо! Замечательно описано), уже хочется поиграть,))

    Подробнее...

Добавить статью на сайт