Сайт для воспитателей детских садов






Консультация для воспитателей
«Влияние ручного труда на развитие речи и мелкой моторики»

 

Я проработала много лет в массовом детском саду, где занималась с детьми ручным трудом – вышивкой, шитьем кукольного белья, игрушек, выжиганием, поделками из природного материала. К концу года дети хорошо овладевали навыками шитья, вдевали нитку в иголку, делали узелок, могли пришить пуговицу, зашить дырку. Также особых сложностей не возникало и в других областях ручного труда.

Но вот, начав работать с детьми с нарушениями речи (ОНР I-III уровня), я столкнулась с рядом сложностей. Дети, в силу своих физиологических особенностей, не только не могли держать в руках иголку, но и карандаш, кисточку, не могли пользоваться ножницами. Необходимо строить работу с детьми по системе от простого к сложному, в несколько этапов:

  1. Гимнастика для пальчиков, используя стихи-потешки;
  2. Выкладывание узоров из пуговиц (не пришивая) по образцу и по воображению;
  3. Игра с мелким конструктором, типа «Лего»;
  4. Выкладывание узоров из семян (на картонке с пластилином);
  5. Составление узоров из спичек и счетных палочек;
  6. Составление узоров из готовых форм на картоне, ткани4
  7. Работа с пуговицами, бусинками на ощупь, по принципу «Чудесный мешочек»;
  8. Аппликация на ткани (дети вырезывают самостоятельно);
  9. Перекидывание из одной кучки в другую (из баночек) пуговицы, бусинки, спички, семена и т.д.;
  10. Шнуровка, застегивание, расстёгивание пуговиц с использованием игрушек – самоделок, завязывание, развязывание узлов, бантиков, шнуровка ботинок;
  11. Нанизывание бусинок на леску;
  12. Знакомство с иголкой (познакомить с техникой безопасности);
  13. Пришивание пуговиц;
  14. Шов вперед иголкой;
  15. Стебельчатый шов;
  16. Вдевание нитки в иголку;
  17. Делать узелок;
  18. Работа с природным материалом.

Работа с природным материалом

 

Задачи:

  1. При создании поделок добиваться результат и не откладывать на потом.
  2. Приучать к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем месте, убирать после занятия за собой.
  3. Уважение к труду взрослых, уметь беречь результаты труда.
  4. Учить детей работать самостоятельно, контролируя свою деятельность, уметь планировать работу по условию.
  5. Развивать интеллект, творчество, мелкую моторику.

Начинаю свою работу с гимнастики для пальчиков. Различные упражнения в сочетании с текстом оказывают благоприятное воздействие на развитие речи, т.к. именно в этот момент интенсивнее всего происходит возбуждение в центрах речи. Для этого использую стихи-

потешки, различные сказки (имеется картотека). Эта работа ведется постоянно, постепенно усложняясь.

Большую роль играет составление фигурок из спичек, счетных палочек. Ребенку предлагается несколько спичек, выложить из них сначала по образцу, потом по воображению геометрические фигуры, предметы, решаем задачи головоломки.

Эти занятия помогают ребенку конструировать, развивая воображение, мышление, конструктивные способности, помогают решить ряд задач развития элементарных математических представлений. Такие задания, как:

  • Сосчитать, сколько спичек затрачено для создания фигуры;
  • Выложить и сосчитать кол-во геометрических фигур;
  • Сосчитать уголки (острые, тупые), входящие в фигурки;
  • Самому придумать сложную фигурку;
  • Переложить нужное кол-во палочек, чтобы получилась другая фигура.

- Кто придумает большее кол-во фигур из данного кол-ва палочек. После выкладывания из спичек - работа в тетрадях в мелкую клетку. Рисование линий, геометрических фигур и т.д.

 

2

3

 

Собранные сухие ветки, корни, шишки, сучки имеют причудливую форму. Я предлагаю внимательно посмотреть, на что похоже? Что напоминает? Это побуждает детей к фантазии, сравнению со сказочными героями, из какого материала что можно сделать (человечков, ослика, птичку и.т д) Рассматривая семена крылатки клена, предлагаю детям подумать на что похожи, (крылышки у кузнечика, уши у зайца). Из собранных семян на прогулке предлагаю сделать «собрать» поделку. Дети находят веточку - тело, мелкие камешки - голова.При изготовлении поделок из природного материала по образцу (картинке, схеме) придерживаюсь определенной последовательности:

  1. Рассматриваем и анализируем образец.
  2. Устанавливаем из какого природного материала выполнен, в какой последовательности изготавливать.
  3. Подбираем способ соединения частей (на пластилин, при помощи проволоки, спичек и т.д.)
  4. Подбор материала и инструментов (шило, ножницы, и т.д.)
  5. Изготовление игрушек.
  6. Анализ и оценка игрушки.

Поделки по ручному труду способствуют развитию сенсомоторики, совершенствованию координации движений, внимания.

При создании поделок учу детей использовать различный природный материал, все его богатство.

Важную роль в обучении детей ручному труду играет семья. В семье должны закладываться привитые в детском саду навыки труда. Поэтому в родительском уголке создана выставка детских работ, чтобы родители могли ознакомиться с успехами своих детей, с работами других. Проходят также выставки работ выполненных вместе с родителями. Дети очень гордятся тем, что папа или мама мастерит вместе с ними. Они часто и подолгу рассматривают и показывают товарищам, что конкретно сделали они сами, а что папа. Рассказывают в каком месте собирали природный материал, кто больше.

 

Примерные темы бесед с родителями:

  1. Семья воспитывает ребенка в труде.
  2. Значение развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи.
  3. Развиваем кисть ребенка (практические рекомендации).
  4. Виды и особенности ручного труда детей 5-6 лет.
  5. Условия организации трудовой деятельности дома.
  6. Использование художественной литературы в семейном трудовом воспитании.
  7. Изготавливаем игрушку (рекомендации).
  8. Уголок ручного труда дома, на даче (хранение материала, оснащение).

 

Работа по ручному труду проходит 4 периода:

1. Дары осени – конкурс осенних поделок.

 

Работа по ручному

 

2. Зимние мотивы – фото ёлочных украшений, новогодних поделок.

 

Зимние мотивы

 

3. Цветы для мамы (букет в коробках).

 

Цветы для мамы

 

4. Жаркое лето. Фото изготовленных поделок детьми вместе с воспитателем.

Родители принимают активное участие в изготовление поделок с детьми.

 

Фото изготовленных поделок детьми вместе с воспитателем

 

Развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры, игры драматизации.

Все задания по ручному труду, ребенок должен выполнять легко, без принуждения, чтобы занятия приносили радость. Хорошо занятия сопровождать стихами, загадывать загадки, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ, по и слуховой.

Моей задачей является развитие не только мелкой моторики, способствующей коррекции речи, совершенствование навыков ручного труда, но и научить ребенка видеть прекрасное, воспитывать желание создавать своими руками, а не разрушать, гордиться своими работами.

0 Плохо0




Новые публикации

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных матема…

Непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений в младшей группе «Шарфик для снеговика» Цель. Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты...

Сценарий развлечения для подготовительной группы: «Как у матушки в дому»

Сценарий развлечения для подготовительной группы: «Как у матушки в дому» Задачи. Обучающие: закреплять знание произведений малых фольклорных форм (потешки, небылицы, дразнилки, заклички); продолжать знакомить детей с...

Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование…

Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование возможностей» МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой В 2014 г на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования в...

Читайте также

Мастер - класс «Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала …

Мастер - класс«Развитие творческого, нравственного, эмоционального потенциала детей посредством песочной терапии» Цель: познакомить педагогов с нетрадиционным направлением изобразительного искусства...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем бабушке Федоре»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем бабушке Федоре» с интеграцией образовательных областей в подготовительной к школе группе Программное содержание: 1. Продолжать накапливать и обогащать двигательный...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Средняя группа   Цель: продолжаем формировать элементарные математические представления у детей. Задачи. 1. Совершенствуем умение ориентироваться в пространстве...




Комментарии

  • Наталья
    Спасибо! Очень интересный конспект!

    Подробнее...

     
  • Галина
    сценарий замечательный! Буду использовать в своей практике.

    Подробнее...

     
  • Галина
    Побольше бы таких интересных сценариев!

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Конспект очень интересный!Боль шое спасибо!

    Подробнее...

     
  • Алла
    интересный и познавательный сценарий.СПАСИБ О! :-)

    Подробнее...

В блогах

Конспект открытого занятия по ФЭМП в мла…

22-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Цель: создать условия для формирования умений сравнивать предметы по высоте, используя определения высокий, низкий.Задачи:1.ОбразовательнаяПознакомить с предметами сравнения двух предметов по высоте, подвести к пониманию слов высокий-низкий.2.РазвивающаяРазвивать любознательность, память, мышление, речь.3.ВоспитательнаяВоспитывать...

Экологический проект. "Как помочь п…

22-01-2019 %HITS Проекты %AUTHOR

Тип: информационно-практико-ориентированный, краткосрочный (2 недели:28января – 8февраля). Развивающие области: ознакомление с окружающим, социально-коммуникативная, физическое развитие, изо, музыкальная, познавательная, развитие речи, духовно-нравственная. Участники: воспитатель, дети, родители. Цель: закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе...

Сюжетно-ролевая игра "В пекарне…

22-01-2019 %HITS Разное %AUTHOR

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МДОУ «Детский сад «Теремок» ст.Буранная Сюжетно-ролевая игра «Пекарня»   Воспитатель: Воронцова О.В. Сюжетно-ролевая игра «Пекарня» Цель игры: - Расширять знания детей о труде работников пекарни: тестомеса, разделочника, заведующим пекарней, экспедитора, пекаря, водителя. -Углубить представления детей...

Сценарий Новогоднего утренника в ясельно…

22-01-2019 %HITS Сценарии %AUTHOR

Новый год в ясельной группе 2019год. Ведущая: Вот пришла на праздник елка К  нам сегодня в детский сад Огоньков , игрушек сколько, Как красив ее наряд. Елочка красавица, всем нам очень нравится. Давайте вокруг елочки поведем...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство