Учимся играя

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В.А. Сухомлинский.

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети  - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость,  инициатива” – так писала выдающийся  советский педагог Н.К. Крупская.
Она  так же указывала  на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд,  игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Исследования отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют, что игра - подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников, поэтому она столь актуальна как средство и метод всесторонней воспитательно-образовательной работы, и в первую очередь в целях осуществления его умственного развития. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к усвоению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский)

Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребёнка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы , высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Дидактические игры всегда, по мнению всех авторов, имеют большое значение в развитии у детей умственной активности, приучают детей к самостоятельному мышлению, использованию полученных знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной игровой задачей. Ведь самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями, отбирать из своего умственного багажа в каждом случае те знания, которые нужны для решения стоящей задачи. Для этого ребёнок должен овладеть методом умственной работы: умением думать, правильно анализировать и синтезировать.

Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально самостоятельно использовать имеющиеся знания при решении мыслительных задач: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения.

Научными исследованиями доказана большая эффективность использования дидактических игр в целях развития умственной активности и самостоятельности мышления детей. Была доказана зависимость между активностью и интересом.

Исследованием Л.А. Венгера  была также доказана эффективность использования словесных дидактических игр в воспитании самостоятельности мышления. Активизируя мышление, игра воздействует на эмоции детей; ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения его воспитателем, а главное, от самостоятельности при решении задач. Выявлена закономерность в развитии умения самостоятельно мыслить у детей шестого года жизни.

Сначала неуверенность в решении умственной задачи, неумение логически рассуждать, потребность в помощи взрослого, затем самостоятельный поиск, нахождение разных вариантов решения, логическое рассуждение.

В дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра требует использование приобретённых ранее знаний в новых обстоятельствах.

Перед каждым воспитателем стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Изучая новую литературу, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры, занимательные упражнения в своей работе, я смогу исправить пробелы знаний у детей.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал.

Так например я использую игры в познавательной деятельности.

Можно предложить такие игры, как "Загадочный материал", "Лучики солнца", "Мы - фокусники". Так, в игре - эксперименте "Удивительное стекло", взрослый и ребёнок наливают в стеклянные стаканы окрашенную воду и выясняют, почему видно то, что находится в стакане (он прозрачный). Затем дети проводят пальцем по поверхности стекла, определяют её структуру (гладкая, ребристая) и ставят стаканы без воды на солнце, а через несколько минут определяют, как изменилась температура стекла. Выигрывает тот, кто быстрее назовёт, выявленные свойства стекла.

С целью закрепления математических знаний использую  игры с цифрами и числами, такие как КАКОЙ ЦИФРЫ, НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ. Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ!, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто  поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на  занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

В обучении грамоте также использую дидактические игры, например «Игры со звуками»

«Хлопни, если услышишь в слове звук А»

Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.

Ход.

Воспитатель. Я назову слова. Если вы услышите в слове звук А, хлопните в ладоши.

(Лучше слова произносить медленно, выделяя звук А голосом (ааарбуз).По окончании игры уточнить, почему дети, если таковые имеются, не хлопали в ладоши, когда произносился звук А

Если вы сами проводите эти занятия с увлечением, в игровой форме, то вскоре убедитесь, что у детей появляется особый интерес к занятиям.

При правильной, продуманной организации учебно-воспитательного процесса, можно добиться удивительных результатов. Занимательные игры побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к учебной деятельности.

Дошкольники должны получать знания только в игровой форме.

Я радуюсь успеху каждого ребёнка и помогаю преодолеть трудности в обучении.

От меня зависит, захочет ли ребёнок пойти в первый класс.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!

 

Литература

1. Дидактические игры в детском саду А.И. Сорокина.
2. Чего на свете не бывает О.М.Дьяченко, Е.А. Агаева.
3. Ступени творчества или развивающие игры Б.П. Никитин.
4. Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А. Михайлов.                                                                                   
5. Давайте поиграем А.А. Столяр.

6. Воспитание игрой: Книга для учителя.  Н.П. Аникеева.

7. Ступеньки творчества.  Е.А. Юзбекова.

8. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника Н.Н.Поддьяков, А.Ф.Говоркова.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях

Проблемы воспитания личности дошкольника в современных условиях Вырастить и правильно воспитать ребенка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоемкий...

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год…

Перспективный план работы с родителями на 2021 – 2022 год учебный год Первая смешанная дошкольная группа Цель: установление сотрудничества детского сада...

Читайте также

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей Мною представлен опыт работы по теме: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей...

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении

Роль чтения детской художественной литературы в дошкольном учреждении Огромной проблемой современного общества и в частности дошкольного детства является ослабление интереса к...

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников…

Сценарий интерактивного кукольного спектакля на День Знаний для старших дошкольников «Волшебные колокольчики» Садовая Фея.Куклы - ворона, мышка, зайка (можно сшить самим, а...