Межгрупповой долгосрочный проект

«Фоновая музыка как важнейший компонент системы музыкального воспитания в детском саду»

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека.

Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бледна…

Любителями и затоками музыки не рождаются, а становятся».

Д.Шостакович.

Проблема координации деятельности всех участников образовательного процесса и поиск путей ее решения не теряют актуальности и по сей день. Что может стать фактором наиболее эффективной организации жизнедеятельности детей? Уверена, музыка!

По мнению известного психолога Б.М.Теплова музыку называют зеркалом души человеческой, эмоциональным познанием, моделью человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребенок – сама эмоция, и потому значение его встречи с музыкой трудно переоценить. Именно через музыку ребенок приобщается к искусству, от которого, по словам Гете «расходятся пути по всем направлениям».  

Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Изучая работы С.Фадеевой, С.Богдановой, И.Стародубцевой пришла к выводу, что именно фоновая музыка может стать сопутствующим элементом всей жизни ребенка в детском саду и дома.

Почему именно фоновая музыка? Фоновая музыка – музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.

В результате наблюдений отметила, что на практике педагоги нашего дошкольного учреждения редко используют музыку для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, Это вызвано рядом причин не только объективного (недостаточная оснащенность звукопроигрывающим оборудованием), но и субъективного характера (трудоемкость процесса подбора музыкальных произведений, отсутствие опыта и соответствующих умений. Поэтому считаю использование моей инновации особенно актуальной. Увлеченность идеей, осознание важности ее воплощения в жизнь детского сада стимулировали меня к поиску оригинальных педагогических идей.

Выдвинула гипотезу: включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада, что позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Обозначила цель: гармоничное воздействие на личность ребенка через непроизвольное накопление музыкальных впечатлений посредством координации деятельности всех участников образовательного процесса.

Поставила задачи:

  • Способствовать созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
  • Развивать воображение, познавательную активность детей в процессе их творческой деятельности.
  • Повысить качество усвоения знаний через активизацию мыслительной деятельности.
  • Создать новые условия образовательной среды, позволяющие использовать фоновую музыку в течение всего дня.

Для осуществления цели и задач использовала метод проекта, так как он предполагает объединение усилий всего педагогического коллектива и направлен на достижение реального результата.

На подготовительном этапе определила участников проекта, их роль в достижении предполагаемых результатов.

Задачи подготовительного этапа носили диагностический, исследовательский характер:

  • Оценить степень активности восприятия музыки детьми на занятиях.
  • Проанализировать состояние условий для использования фоновой музыки в режимных моментах детского сада.
  • Изучить культурологическую компетентность родителей.
  • Исследовать профессиональные возможности педагогов и подготовить их к использованию новых форм музыкального сопровождения детской деятельности в течение дня.

С помощью метода наблюдений, анкетирования, беседы выяснила, что педагогический коллектив готов к принятию моей гипотезы и нуждается в теоретической и практической подготовке. Поэтому запланировала консультации на темы «Подбор музыкального репертуара и его планирование», «Учет индивидуальных особенностей детей при подборе репертуара» и т.д. Провела семинар-практикум «Фоновая музыка, как метод накопления музыкальных впечатлений». Надо признать, что проект вызвал большой интерес педагогов.

В результате анализа состояния развивающей среды педагоги предложили оформить групповые помещения в разные цветовые гаммы, приобрести наглядные пособия и магнитофоны, подобрать фонотеку для разных возрастных групп. Определяя функции каждого, обозначила свою роль в координации, планировании и организации деятельности по оптимальному использованию фоновой музыки в образовательном процессе.

Нашими предложениями заинтересовались родители, которые помогли оборудовать групповые всем необходимым, а самое главное включились в совместную работу по использованию музыки в повседневной жизни ребенка.

Подводя итог подготовительного этапа, сделала вывод, что использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребенка в условиях нашего образовательного учреждения и поможет решить многие задачи воспитательно-образовательного процесса.

Более трудоемким, но и самым плодотворным, на мой взгляд, является второй этап - практический.

Задача: обеспечить применение практических методов использования фоновой музыки в повседневной жизни дошкольника.

На этом этапе разработала рекомендации для педагогов:

  • Задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы.
  • Музыкальные произведения следует чередовать каждые 2-3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2-3 месяца.
  • Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем.
  • Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться воспитателем, исходя из его музыкального вкуса.
  • Использование музыки должно быть дозированным и увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой.

Важным компонентом моей инновационной идеи считаю подбор музыкальных произведений, так как неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по - разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому, подбираю произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

Невозможно переоценить роль музыки на занятиях, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла. Педагог, включая музыку в занятия, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, как бы на втором плане.

Грамотное использование музыки на занятиях и в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность работы детского сада. Учитываем, что маленькие дети воспринимают информацию непосредственно. Подбираемый материал основан на том, что ребенку знакомо, но является новым в изложении педагога. Важно только окружить ребенка музыкой, погрузить в мир сказки, фантазии, творчества. И здесь все зависит от педагога, насколько он сам сможет ощутить с помощью музыки «что-то» и восхититься им. «Мысли похожи на дождь»,- сказала одна девочка. Они льются и одиноко капают, светятся и наводят грусть, раздражают и приносят успокоение. В дожде вся палитра эмоций…Так в музыке рождаются тонкие, никому не знакомые образы и переживания, при помощи которых ребенок сможет по-своему воспринять новое.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это я считаю одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Важным моментом на данном этапе считаю заинтересованность родителей инновационной идеей совместной работы по использованию музыки в повседневной жизни ребенка. Родителей увлекла эта работа, и мы обнаружили интересный опыт семейного воспитания, который был представлен на семейном клубе «Музыка в жизни детского сада». Оказалось, что кто-то отдает предпочтение классической музыке, кто-то современным ритмам, народным, но в каждой семье любят и слушают музыку.

Подводя итоги совместных мероприятий, сделала вывод: увеличилось количество родителей-участников; и дети, и родители были рады общению друг с другом; даже папы теперь не ссылаются на занятость, а с удовольствием принимают участие в мероприятиях детского сада.

На заключительном этапе проекта важно было оценить: какова же роль фоновой музыки? Насколько педагоги и родители заинтересовались этой работой? Принесла ли она желаемые результаты?

Педагоги, исследуя воспитательно-образовательный процесс, оценили роль моей инновационной идеи и пришли к выводу:

  • Большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
  • Фоновая музыка незаменима при переключении внимания во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.
  • Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

Результативность:

1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, о котором свидетельствуют результаты диагностики выполнения программы детского сада.

2. Музыка стала не редким гостем, а постоянным спутником жизни ребенка и в детском саду, и дома.

3. В практику педагогов вошли такие инновационные методы и приемы использования музыки, как музыкальные минутки, день музыки, час классической музыки, музыкальные ассоциации и другие.

4. В детском саду созданы условиядля формирования чувства психологического комфорта детей и взрослых:

  • разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей,
  • подобрана фонотека классической и современной музыки,
  • приобретены музыкальный центр, DVD-проигрыватель, аудио аппаратура для каждой возрастной группы, что способствует более красочному и яркому воспроизведению музыки.
  • цветовые гаммы оформления групповых помещений способствуют созданию благоприятного психологического микроклимата.

5. Фоновая музыка стала важнейшим компонентом системы музыкального воспитания в нашем дошкольном учреждении.

«Музыка – есть жизнь с ее живым и творящим ритмом», - сказал швейцарский педагог Эмиль Жак – Долькроз. И эти слова близки мне по духу, поэтому стали девизом моей работы.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в…

Сценарий досугового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный мир» Данное мероприятие будет полезно для педагогов, при проведении праздников и развлечений с...

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада. Тема:…

Сценарий Новогоднего утренника для детей младшей группы детского сада Тема: «Новогодний праздник!» Цель: Создать волшебную атмосферу новогоднего праздника, доставить радость детям...

Проект «Путешествие в историю русского быта»

Проект «Путешествие в историю русского быта» Основные характеристики проекта: Тип проекта: практико-ориентированный. По количеству участников: групповой. По продолжительности: две недели. Сроки реализации проекта – 2018-2019...

Читайте также

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие…

Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в средней группе «Путешествие по стране безопасности!» Цель: Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Задачи: 1. Формировать...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пожарная безопасность» (Для детей подготовительной группы) Цель: развитие связной речи. Задачи: Образовательные: - формировать у детей умение...

Методическая разработка «Дерево времён года»

Методическая разработка «Дерево времён года»