Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников
Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.
Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание), социальные условия.
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:
- познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;
- присутствуют игровые правила и игровые действия;
- определены дидактические задачи.
Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.
Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.
На основе разработок Михайловой З.А. Лелявиной Н.О. и Финкельштейн Б.Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б.Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.
Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»
Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:
- «Угадай блок» (по 2-3 свойствам);
- «Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых маленьких»);
- «Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);
- «Сложи предмет» (плоский вариант);
- «Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);
- «Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их «дописать»);
- «Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним различным свойством);
- «Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка» у ребенка);
- «Логический поезд» (расставить блок по вагонам в соответствии с заданным изменяющимся свойством);
- «Найди пару».
На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».
На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.
Далее к изученным играм добавляются новые:
- «Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки, выбирая материал в соответствии с заданными правилами);
- «Логический поезд» (использование карточек с числовым соотнесением);
- «Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают нужный блок);
- Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.
Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).
Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:
- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
- развитию познавательных процессов;
- а на более поздних этапах – развитию творческих способностей.
Список использованной литературы:
- Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki
- Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996 .
- Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие.: Новосиб. Гос. Ун-т. - Новосибирск, 2005. - 112 с.
- Карпов А. Психология менеджмента. Словарь основных терминов. 2005.
- Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: ООО «Корвет». – СПб, 11с.
- Логика и математика для дошкольников / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб, 1996.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему:…
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие по страницам книги Э. Успенского «Крокодил Гена и его...
Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу…
Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу, в первый класс» Цель: Познакомить детей с праздником «День Знаний»; Развивать у детей...
Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»
Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...