Консультация для воспитателей

«Технологии раннего выявления и работы со случаем жестокого обращения с ребенком»

Цель: познакомить педагогический состав с технологией раннего выявления жестокого обращения с ребенком.

План:

1. Презентация организационной схемы;

2. Индивидуальность семьи;

3. Жестокое обращение с детьми: определение, виды, признаки, последствия и факторы, на него влияющие;

4. Поведенческие и эмоциональные показатели физического насилия;

5. Поведенческие и эмоциональные показатели неудовлетворения жизненных потребностей;

6. Выявление случаев насилия на основании физических признаков;

7. Объяснение родителями причин возникновения травм, указывающие на возможность жестокого обращения с ребенком в данной семье.

8. Рефлексия. Вопросы: «Что для меня важно было знать?», «Как я буду использовать данную информацию в работе?».

Ход консультации:

1. Презентация организационной схемы.

2. Каждый человек – это индивидуальность. И как не бывает двух одинаковых людей, так же нет двух одинаковых семей. Каждая семья уникальна. И мы должны рассматривать семью в качестве главного объекта социальной работы. Мы должны уважать семью – идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы. Но часто бывает так, что родители в силу каких-либо обстоятельств подвергают своего ребенка насилию. В таких семьях почти всегда наличествуют четыре характеристики (которые в некоторых случаях повышают и риск неудовлетворения жизненных потребностей детей):

  • Родители психологически расположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности. Факторы, способствующие формированию такой предрасположенности, весьма сложны, но в своих крайних формах являются проявлением серьезных проблем в сфере развития и психики. Наличие этих факторов, очевидно, связано с особенностями воспитания родителей, и существует более высокая вероятность того, что родители, которые в детстве были жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, будут так же применять насилие в отношении своих детей и не заботиться о них. При этом многие люди, с которыми в детстве обращались не лучшим образом, никогда не причиняют вреда своим детям.
  • Родители детей, подвергающихся насилию, часто считают их «не такими, как все», ущербными в каком-то отношении. Такие дети могут и в самом деле отставать в развитии и иметь видимые признаки какого-либо заболевания, но в некоторых случаях их «ущербность» является не более чем плодом воображения родителей.
  • Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций. Насилие над детьми часто провоцируется внешним стресс-фактором, который становится последней каплей для уязвимой семьи.
  • Родители, которые допускают жестокое обращение с детьми, часто не хватает поддержки отдельных людей и общества в целом. В одних случаях родители практикуют самоизоляцию и отказываются просить помощи извне или принимать её. В других случаях она им просто недоступна.

3. Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому развитию ребенка и его развитию.

Виды жестокого обращения:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • эмоциональное насилие;
  • неудовлетворение базовых потребностей ребенка.

4. Поведенческие и эмоциональные показатели физического насилия.

Дети дошкольного возраста, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие признаки:

  • Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.
  • Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы и ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать отношения со всеми взрослыми, в том числе и незнакомцами.
  • Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой интервенции. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей. Он может так же «льнуть» к родителю, который подвергает их насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.

5. Поведенческие и эмоциональные показатели неудовлетворения жизненных потребностей.

  • Очень много детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, характеризуются отставанием в развитии (от небольшого до значительного) по всем направлениям: в физическом/моторном развитии, развитии познавательных способностей, развитии социальных навыков и навыков межличностного общения, эмоциональном развитии.
  • Такие дети часто обладают замедленной реакцией, ведут себя безмятежно, апатично, скучно, не проявляют любопытства, не интересуются тем, что их окружает. Не пытаются завязать отношения с другими людьми, зачастую не играют. В случаях крайне плохого удовлетворения их жизненных потребностей могут проявлять признаки депрессии.
  • Ребенок может казаться голодным или вечно уставшим. Некоторые дети, которых плохо кормят, стараются восполнить недостаток пищи путем воровства или попрошайничества.
  • Некоторые дети могут не контролировать свое поведение в силу отсутствия ограничений со стороны взрослых, которые обязаны обеспечивать уход за ними.

6. Выявление случаев насилия на основании физических признаков.

Для того, чтобы установить, могли ли травмы, полученные ребенком, являться следствием насильственных действий, используются следующие критерии:

  • Локализация травмы;
  • Форма и внешний вид повреждений;
  • Объяснение возникновения травм родителями и логическая вероятность достоверности такого объяснения;
  • Наличие множественных травм с разной степенью заживления, что позволяет предположить повторный характер насилия в отношении ребенка;
  • Несоответствие объяснения, предоставленного родителем, возрасту и уровню развития ребенка.

Основные типы и физические признаки травм, которые могут возникнуть в результате жестокого обращения с ребенком, включает в себя следующие: гематомы, ожоги, травмы головы, внутрибрюшные травмы, переломы костей и крайнее истощение.

Определение расположения гематом с высокой степенью вероятности указывает на то, что ребенок стал жертвой насилия:

  • Синяки на ягодицах, задней стороне бедер и нижней части спины. Проявление гематом в этих местах свидетельствует о том, что удары были достаточно сильными для того, чтобы вызвать разрыв кровеносных сосудов.
  • Синяки и гематомы в тех местах, в которых они появляются крайне редко. Это синяки на щеках, мочках ушей, верхней губе, руках и шее, а так же ягодицы, брюшная стенка и гениталии.
  • Травмы гениталий (чаще всего родители наказывают ребенка за недержание мочи или стула). Защемление пениса ногтями обычно оставляет след в виде двух небольших, зеркально расположенных дугообразных гематом. Глубокая канавка на пенисе может объясняться тем, что пенис неоднократно перевязывался шнурком, чтобы ребенок не мочился. Выявление следов укусов может свидетельствовать о сексуальном насилии.
  • Гематомы или порезы на шее почти всегда является результатом удушения рукой, шнуром или другим предметом.
  • Щипки, захват, сжатие, удар рукой, следы укуса.
  • Линейные гематомы шириной 2-5 см, свидетельствуют об избиении поясом или ремнем.
  • Множественные шрамы и гематомы, расположенные на разных частях тела (особенно если они находятся на разных этапах заживления), не могут возникнуть случайно и являются красноречивым свидетельством того, что ребенок неоднократно подвергался избиениям.
  • Сигаретные ожоги (могут выглядеть как волдыри или более глубокие эрозии).
  • Сухие контактные ожоги.
  • Ожоги, возникшие в результате погружения частей тела в горячую воду.
  • Травмы головы, которые могут привести к серьезному необратимому повреждению головного мозга. (Переломы, залысины на голове, синяки в области глаз и переносицы и т.д.).
  • Крайнее истощение.

7. Объяснения родителей, вызывающие подозрения в жестоком обращении с ребенком:

  • Заявления ребенка. Собеседования с детьми старше 3-х лет важно проводить без присутствия родителей.
  • Когда родители отрицают, что им было известно о наличии у ребенка гематом или ожогов, несмотря на то, что эти травмы видны невооруженным глазом.
  • Родители не могут объяснить происхождение травмы или дают неправдоподобные объяснения, которые противоречат здравому смыслу.
  • Невиновные родители стараются как можно быстрее показать ребенка врачу и наоборот.

8. Рефлексия

Вопросы: «Что для меня было важно узнать?», «Как я буду использовать свои знания?».





Новые публикации

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема:…

Конспект НООД в области «Познавательное развитие». Ознакомления миром природы. Тема: Космические приключения Для детей средней группы (4-5 лет) Цель: формирование знаний детей...

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся)

«Игра - дело серьезное» (Играем - развиваемся) Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый...

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С…

Конспект занятия «У нас гости» (По произведениям С Михалкова) Цель: Развивать умение отвечать на простейшие вопросы воспитателя. Развивать и активизировать речь детей. Учить узнавать и...

Читайте также

Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Забавные…

Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Забавные пингвины» Задачи: Развивать художественно-творческие способности детей, внимание, усидчивость. Воспитывать любовь к животному миру (пингвину). Развивать...

Конспект совместной игровой деятельности с детьми 6-7 лет с ОПН…

Конспект совместной игровой деятельности с детьми 6-7 лет с ОПН «Квадратик и его друзья» Задачи: 1) Раздел «Здоровье»: закреплять у детей позитивное отношение к выполнению игровых...

Конспект занятия для средней группы «Бабочки»

Конспект занятия для средней группы «Бабочки» Цель: Развивать творческое воображение, чувство цвета, ритма; развивать пространственное мышление. Оборудование: гуашь, кисти, салфетки, вырезанные из...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

"Мы помним те великие года"

Праздник День Победы «Мы помним те великие года» старшая и подготовительная группа   Цель: - познакомить детей с историческим прошлым нашей страны - развивать гражданско-патриотические чувства - развивать ловкость и внимание Задачи: - формировать у детей знания о героях Великой...

Исследовательская работа «Сквер имени В..И.Чапаева»

В этом году столице нашей республике – Чебоксары отмечает 550 лет со дня основания. Одно из самых посещаемых мест Чебоксары – сквер имени В.И.Чапаева. Здесь любят отдыхать и чебоксарцы, и туристы. Цель моей исследовательской работы узнать историю Сквера имени В.И.Чапаева...

Проект в средней группе "Осень разноцветная"

МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Проект в средней группе  « Осень разноц ветная » Подготовили воспитатели:  Кострикова О.В.,   2020 -2021 г.   Тип  проекта – исследовательский , информационно – творческий. Сроки реализации – средней продолжительности 14.09.2020-23.10. 2020г. Участники...

Сценарий вечера развлечения по безопасности дорожного движения " Как муравьишка у дороги играл"

Конспект сценария вечера развлечения по ПДД для детей 5-6 лет « Как муравьишка у дороги играл» Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, речевая, театрализованная. Цель: закрепление...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство