Консультация для воспитателей

«Технологии раннего выявления и работы со случаем жестокого обращения с ребенком»

Цель: познакомить педагогический состав с технологией раннего выявления жестокого обращения с ребенком.

План:

1. Презентация организационной схемы;

2. Индивидуальность семьи;

3. Жестокое обращение с детьми: определение, виды, признаки, последствия и факторы, на него влияющие;

4. Поведенческие и эмоциональные показатели физического насилия;

5. Поведенческие и эмоциональные показатели неудовлетворения жизненных потребностей;

6. Выявление случаев насилия на основании физических признаков;

7. Объяснение родителями причин возникновения травм, указывающие на возможность жестокого обращения с ребенком в данной семье.

8. Рефлексия. Вопросы: «Что для меня важно было знать?», «Как я буду использовать данную информацию в работе?».

Ход консультации:

1. Презентация организационной схемы.

2. Каждый человек – это индивидуальность. И как не бывает двух одинаковых людей, так же нет двух одинаковых семей. Каждая семья уникальна. И мы должны рассматривать семью в качестве главного объекта социальной работы. Мы должны уважать семью – идеальную среду, которая может в полном объеме удовлетворить потребности ребенка и соблюсти его наилучшие интересы. Но часто бывает так, что родители в силу каких-либо обстоятельств подвергают своего ребенка насилию. В таких семьях почти всегда наличествуют четыре характеристики (которые в некоторых случаях повышают и риск неудовлетворения жизненных потребностей детей):

  • Родители психологически расположены к тому, чтобы применять в отношении детей насилие или не удовлетворять их потребности. Факторы, способствующие формированию такой предрасположенности, весьма сложны, но в своих крайних формах являются проявлением серьезных проблем в сфере развития и психики. Наличие этих факторов, очевидно, связано с особенностями воспитания родителей, и существует более высокая вероятность того, что родители, которые в детстве были жертвами насилия или неудовлетворения потребностей, будут так же применять насилие в отношении своих детей и не заботиться о них. При этом многие люди, с которыми в детстве обращались не лучшим образом, никогда не причиняют вреда своим детям.
  • Родители детей, подвергающихся насилию, часто считают их «не такими, как все», ущербными в каком-то отношении. Такие дети могут и в самом деле отставать в развитии и иметь видимые признаки какого-либо заболевания, но в некоторых случаях их «ущербность» является не более чем плодом воображения родителей.
  • Высокий уровень стресса и возникновение кризисных ситуаций. Насилие над детьми часто провоцируется внешним стресс-фактором, который становится последней каплей для уязвимой семьи.
  • Родители, которые допускают жестокое обращение с детьми, часто не хватает поддержки отдельных людей и общества в целом. В одних случаях родители практикуют самоизоляцию и отказываются просить помощи извне или принимать её. В других случаях она им просто недоступна.

3. Жестокое обращение с ребенком – это все многообразие действий (и бездействий) со стороны взрослых, обязанных заботиться о ребенке и опекать его, которые наносят вред физическому и психическому развитию ребенка и его развитию.

Виды жестокого обращения:

  • физическое насилие;
  • сексуальное насилие;
  • эмоциональное насилие;
  • неудовлетворение базовых потребностей ребенка.

4. Поведенческие и эмоциональные показатели физического насилия.

Дети дошкольного возраста, подвергшиеся насилию, могут проявлять следующие признаки:

  • Ребенок может быть робким или пугливым. Во многих случаях такие дети вжимают голову в плечи, вздрагивают, уходят из помещения, пытаются «убраться с дороги» или иным образом выказывают свой страх перед родителями.
  • Ребенок может проявлять чрезмерное стремление угодить, настойчиво добиваться похвалы и ласки, демонстрировать определенную «неразборчивость», пытаясь завязать отношения со всеми взрослыми, в том числе и незнакомцами.
  • Ребенок может проявлять ранние признаки ролевой интервенции. Он может изо всех сил стараться удовлетворить малейшие прихоти своих родителей. Он может так же «льнуть» к родителю, который подвергает их насилию, активно выражая свою любовь к нему словами.

5. Поведенческие и эмоциональные показатели неудовлетворения жизненных потребностей.

  • Очень много детей, жизненные потребности которых не удовлетворяются, характеризуются отставанием в развитии (от небольшого до значительного) по всем направлениям: в физическом/моторном развитии, развитии познавательных способностей, развитии социальных навыков и навыков межличностного общения, эмоциональном развитии.
  • Такие дети часто обладают замедленной реакцией, ведут себя безмятежно, апатично, скучно, не проявляют любопытства, не интересуются тем, что их окружает. Не пытаются завязать отношения с другими людьми, зачастую не играют. В случаях крайне плохого удовлетворения их жизненных потребностей могут проявлять признаки депрессии.
  • Ребенок может казаться голодным или вечно уставшим. Некоторые дети, которых плохо кормят, стараются восполнить недостаток пищи путем воровства или попрошайничества.
  • Некоторые дети могут не контролировать свое поведение в силу отсутствия ограничений со стороны взрослых, которые обязаны обеспечивать уход за ними.

6. Выявление случаев насилия на основании физических признаков.

Для того, чтобы установить, могли ли травмы, полученные ребенком, являться следствием насильственных действий, используются следующие критерии:

  • Локализация травмы;
  • Форма и внешний вид повреждений;
  • Объяснение возникновения травм родителями и логическая вероятность достоверности такого объяснения;
  • Наличие множественных травм с разной степенью заживления, что позволяет предположить повторный характер насилия в отношении ребенка;
  • Несоответствие объяснения, предоставленного родителем, возрасту и уровню развития ребенка.

Основные типы и физические признаки травм, которые могут возникнуть в результате жестокого обращения с ребенком, включает в себя следующие: гематомы, ожоги, травмы головы, внутрибрюшные травмы, переломы костей и крайнее истощение.

Определение расположения гематом с высокой степенью вероятности указывает на то, что ребенок стал жертвой насилия:

  • Синяки на ягодицах, задней стороне бедер и нижней части спины. Проявление гематом в этих местах свидетельствует о том, что удары были достаточно сильными для того, чтобы вызвать разрыв кровеносных сосудов.
  • Синяки и гематомы в тех местах, в которых они появляются крайне редко. Это синяки на щеках, мочках ушей, верхней губе, руках и шее, а так же ягодицы, брюшная стенка и гениталии.
  • Травмы гениталий (чаще всего родители наказывают ребенка за недержание мочи или стула). Защемление пениса ногтями обычно оставляет след в виде двух небольших, зеркально расположенных дугообразных гематом. Глубокая канавка на пенисе может объясняться тем, что пенис неоднократно перевязывался шнурком, чтобы ребенок не мочился. Выявление следов укусов может свидетельствовать о сексуальном насилии.
  • Гематомы или порезы на шее почти всегда является результатом удушения рукой, шнуром или другим предметом.
  • Щипки, захват, сжатие, удар рукой, следы укуса.
  • Линейные гематомы шириной 2-5 см, свидетельствуют об избиении поясом или ремнем.
  • Множественные шрамы и гематомы, расположенные на разных частях тела (особенно если они находятся на разных этапах заживления), не могут возникнуть случайно и являются красноречивым свидетельством того, что ребенок неоднократно подвергался избиениям.
  • Сигаретные ожоги (могут выглядеть как волдыри или более глубокие эрозии).
  • Сухие контактные ожоги.
  • Ожоги, возникшие в результате погружения частей тела в горячую воду.
  • Травмы головы, которые могут привести к серьезному необратимому повреждению головного мозга. (Переломы, залысины на голове, синяки в области глаз и переносицы и т.д.).
  • Крайнее истощение.

7. Объяснения родителей, вызывающие подозрения в жестоком обращении с ребенком:

  • Заявления ребенка. Собеседования с детьми старше 3-х лет важно проводить без присутствия родителей.
  • Когда родители отрицают, что им было известно о наличии у ребенка гематом или ожогов, несмотря на то, что эти травмы видны невооруженным глазом.
  • Родители не могут объяснить происхождение травмы или дают неправдоподобные объяснения, которые противоречат здравому смыслу.
  • Невиновные родители стараются как можно быстрее показать ребенка врачу и наоборот.

8. Рефлексия

Вопросы: «Что для меня было важно узнать?», «Как я буду использовать свои знания?».





Новые публикации

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился»

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился» Описание: Сценарий разработан для детей разного возраста, проводится в игровой форме. Цель:...

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на…

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на 23 февраля «В поисках подарков» Цель: расширять и систематизировать знания детей о празднике День...

Полоролевое воспитание дошкольников

Полоролевое воспитание дошкольников Главная цель – осуществление полоролевого воспитания подрастающего поколения. Дефицит такого воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости...

Читайте также

Спортивный досуг на тему: «Зимние развлечения на прогулке»

Спортивный досуг на тему: «Зимние развлечения на прогулке» (для детей и родителей подготовительной группы)   Цель: дать детям и родителям возможность «прожить»...

Взаимосвязь коммуникативной деятельности и подготовленности детей с общим недоразвитием речи…

Взаимосвязь коммуникативной деятельности и подготовленности детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению     Наши экспериментальные данные показали, что у детей с...

Комплексное занятие «Экскурсия по городу»

Комплексное занятие «Экскурсия по городу» (старший возраст) ЗАДАЧИ: 1. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук. Закрепить знание о...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Буклет для наших любимых мам и пап. Адаптация в ДОУ.

м Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 или 4...

Литературная викторина «Как хороши русские народные сказки!»

Sample Image

Викторина формирует интерес у дошкольников к русским народным сказкам, художественной литературе. Ход мероприятия был построен с учетом возрастных особенностей детей. Были подобраны интересные игры, задания, которые создавали сказочное настроение детям. Соревновательный характер викторины заставил ребят быть более активными, внимательными...

Листовка для родителей "Играем вместе в игры В.Воскобовича"

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир, но и развивается его мышление, чувство, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.  Для всестороннего развития детей дошкольного возраста в детском саду мы используем уникальную игровую...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Конспект занятия по математике в старшей группе « Путешествие в страну Математики » Программное содержание: Ориентировка на листе Закрепление знаний геометрических фигур Классификация геометрических фигур по одному признаку Закрепление знаний числового ряда  (0-10) Закреплять различия порядкового счета до 10 Состав...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство