Консультация
«Эмоциональные процессы детей средней группы»

 

Цель: диагностика настроения как эмоционального состояния личности.

Задачи:

1) Исследование эмоциональных процессов, протекание познавательных процессов и реализации целеобразования и самой деятельности общения.

2) Исследование тревожности.

3) Исследование социальных отношений: со взрослыми, со сверстниками.

Материал и оборудование: шкала цветового диапазона настроений, набор из восьми цветов (предложенный А.Н. Лутошкиным). По количеству детей «цветы для дерева настроений»: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, фиолетового, коричневого, белого цветов, «дерево настроения», карандаши по цвету, рекомендации для родителей в форме папки – раскладушки.

Процедура исследования

Исследование проводилось по методике цветописи с группой детей средней группы. Для определения эмоционального состояния с помощью цвета детям предъявляется шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования, так же консультируются родители.

Шкала цветового диапазона настроений:

красный – восторженное

оранжевый – радостное

желтый – приятное

зеленый – спокойное, уравновешенное

голубой – грустное

фиолетовый – тревожное

коричневый – крайне неудовлетворительное

белый – трудно сказать

Инструкция испытуемому: «Посмотри на цветы из набора и выбери тот цветок, который тебе больше нравится сегодня по цвету».

Такое задание дети выполняли в течение трех недель.

Данные фиксировались в цветоматрице с помощью цветных карандашей. В оперативной цветоматрице настроений (Приложение А). Настроение каждого участника фиксируется в клеточке, находящейся на пересечении его номера и фамилии с днем, соответствующим дате исследования.

Обработка результатов

Цель обработки результатов – высчитать индивидуальные и групповые показатели настроений.

Для получения индивидуальных показателей настроений была подсчитана частота встречаемости каждого цвета представленного на шкале цветового диапазона настроений.

Чтобы сравнивать настроения всех участников исследования, была подготовлена итоговая цветоматрица настроений. (Приложение Б)

В цветоматрице было буквами указано соответствующее количество клеточек, обозначающим настроение. Также было фиксировано количество дней, когда имело место, то или иное настроение. При этом начало с восторженного, затем – радостного, потом – желтого и т.д.

Анализ результатов

Анализ данных оперативной цветоматрицы настроения  проводилось как ежедневно, так и в конце каждой недели.

Ежедневный анализ данных цветоматрицы соотносился с реальными жизненными событиями испытуемых. Такой анализ помогает разобраться в причинах переживаний ребенка и является хорошим средством эмоционального контроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни.

Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональных состояниях детей. К таким отклонениям относятся:

- слишком затянувшееся состояние грусти, тревоги, неудовлетворенности;

- несоответствие эмоциональных состояний складывающимся жизненным ситуациям;

- чрезмерная хроническая эмоциональная возбужденность (в виде радостно – восторженного настроения);

- резкая полярность в тональности эмоциональных состояний;

- длительное однообразие проявляемых эмоциональных состояний.

В процессе анализа учитывались некоторые хронические заболевания детей: например, гастрит, болезни сердца и т.д. сильно влияют на эмоциональное состояние личности, изменяя жизненный тонус, активность и характер реакций. К факторам, сильно влияющим на настроение ребенка, относится эмоционально – психологический климат семьи, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

В связи с этим, была проведена консультация для родителей на тему «Эмоционально – психологический климат в семье дошкольника». Так же с детьми были проведены различные тренинги на устранение тревожности, страхов, напряженности.

Родители должны помнить, что ребенок таков, какой он есть. И в этом ни кто не виноват: ни родители, ни он сам. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, и помогать ему в сложных ситуациях.

К сожалению, у некоторых родителей не хватает педагогического чутья, без которого воспитание идет самым примитивным путем – путем проб и ошибок. Чтобы таких ошибок было меньше, безусловно, нужно любить и понимать своего ребенка, а так же видеть его особенности, которые помогут определить самые эффективные способы воспитания.

Заключение

К сожалению, у некоторых родителей не хватает педагогического чутья, без которого воспитание идет самым примитивным путем – путем проб и ошибок. Чтобы таких ошибок было меньше, безусловно, нужно любить и понимать своего ребенка, а так же видеть его особенности, которые помогут определить самые эффективные способы воспитания.

Родители должны помнить, что ребенок таков, какой он есть. И в этом ни кто не виноват: ни родители, ни он сам. Нужно любить ребенка таким, какой он есть, и помогать ему в сложных ситуациях.

К факторам, сильно влияющим на настроение ребенка, относится эмоционально – психологический климат семьи, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми.

В связи с этим, была проведена консультация для родителей на тему «Эмоционально – психологический климат в семье дошкольника». Так же с детьми были проведены различные тренинги на устранение тревожности, страхов, напряженности.

Была проведена кропотливая работа коллектива детского сада и родителей, которая позволила увидеть каждого воспитанника во всей его многогранности, во время заметить его сильные и слабые стороны, помочь ребенку стать личностью.

                  

Приложение А

Оперативная цветоматрица настроений

Ноябрь

 

Ф.И.ребенка

9

10

11

12

13

16

17

18

19

20

1

1.1

К

К

Ж

О

К

К

К

Ж

Ж

О

2

1.2

Ж

Ф

Ф

О

К

К

Ж

Ф

Ф

Ф

3

1.3

Ж

Г

Г

О

О

К

К

Ж

Ж

Ж

4

1.4

Ф

К

Ж

Ф

О

О

К

К

Ж

Ф

5

1.5

Ж

О

О

О

О

Ф

К

К

Ф

Ф

6

1.6

О

К

К

О

З

З

З

К

Ф

О

7

1.7

Ж

Ф

К

З

К

Ж

К

З

Ф

К

8

1.8

О

З

О

О

Ф

Г

О

З

З

О

9

1.9

О

Ж

К

З

О

О

К

О

З

К

10

2.1

Ф

О

О

К

З

К

З

К

З

З

11

2.2

К

Ж

Ж

К

З

З

Ф

Г

З

К

12

2.3

Г

Ф

Г

З

К

З

З

К

О

З

13

2.4

Б

К

К

О

К

З

З

З

Г

Г

14

2.5

Ж

О

Ж

К

О

К

О

З

З

Г

15

2.6

Ж

Ж

Ж

Ж

К

Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

16

2.7

Ф

Ж

К

Г

Ф

З

З

З

З

К

17

2.8

Г

О

К

О

К

Ж

О

К

Ж

З

18

2.9

Б

К

Ж

Ж

К

К

Ж

З

З

Ж

19

3.1

Ф

Г

К

З

Г

Ф

З

З

К

З

20

3.2

Г

Б

К

К

К

К

Б

Б

З

З

 

Приложение Б

Итоговая цветоматрица настроений

Ноябрь

 

Ф.И.ребенка

9

10

11

12

13

16

17

18

19

20

1

1.1

К

К

Ж

О

К

К

К

Ж

Ж

О

2

1.2

Ж

Ф

Ф

О

К

К

Ж

Ф

Ф

Ф

3

1.3

Ж

Г

Г

О

О

К

К

Ж

Ж

Ж

4

1.4

Ф

К

Ж

Ф

О

О

К

К

Ж

Ф

5

1.5

Ж

О

О

О

О

Ф

К

К

Ф

Ф

6

1.6

О

К

К

О

З

З

З

К

Ф

О

7

1.7

Ж

Ф

К

З

К

Ж

К

З

Ф

К

8

1.8

О

З

О

О

Ф

Г

О

З

З

О

9

1.9

О

Ж

К

З

О

О

К

О

З

К

10

2.1

Ф

О

О

К

З

К

З

К

З

З

11

2.2

К

Ж

Ж

К

З

З

Ф

Г

З

К

12

2.3

Г

Ф

Г

З

К

З

З

К

О

З

13

2.4

Б

К

К

О

К

З

З

З

Г

Г

14

2.5

Ж

О

Ж

К

О

К

О

З

З

Г

15

2.6

Ж

Ж

Ж

Ж

К

Ж

Ж

Ж

Ж

Ж

16

2.7

Ф

Ж

К

Г

Ф

З

З

З

З

К

17

2.8

Г

О

К

О

К

Ж

О

К

Ж

З

18

2.9

Б

К

Ж

Ж

К

К

Ж

З

З

Ж

19

3.1

Ф

Г

К

З

Г

Ф

З

З

К

З

20

3.2

Г

Б

К

К

К

К

Б

Б

З

З

 

Приложение В

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста.

«Страх, уходи!»

Цель: научить детей определять чувство страха по его проявлениям; помочь снять страх перед агрессией (нападение сказочных существ); закрепить умение справиться с чувством страха, реализуя индивидуальный подход; продолжить развитие пантомимических и двигательных навыков; научить выражать чувство страха в рисунке и слове.

Оборудование и материалы: пушистый комочек «Пушистик»; маски (страшные); мультфильмы: «Муха-Цокотуха», «Крошка Енот»; иллюстрации «Азбука настроения» (изображение эмоций); пиктограммы в виде цветков; магнитофон, видеомагнитофон; фланелеграф; зеркало; музыкальное сопровождение из симфонической сказки Е. Ларионовой «Муха-Цокотуха»; произведения «Здравствуй музыка» М. Лазарева, «Токката» и «Фуга ре-минор» И. Баха.

Предварительная работа: чтение произведений «Муха-Цокотуха» и «Тараканище» К. Чуковского, русской народной сказки «У страха глаза велики», «Живая шляпа» Н. Носова и т.д.; слушание соответствующих музыкальных произведений, упражнение со свечой «Расскажи свой страх»; изготовление страшных масок из рисунков после занятий «Рисуем страх» или «Какого цвета мой страх».

Ход занятия.

Первая часть.

Задача: создать положительное настроение; снять эмоциональное напряжение.

Дети входят в помещение под мелодичную легкую музыку и становятся в круг.

Воспитатель предлагает им поприветствовать друг друга. Звучит произведение М. Лазарева «Здравствуй музыка». Дети передают по кругу Пушистика и приветствуют друг друга, называя по имени.

Вторая часть.

Задача: помочь детям определить свое настроение.

Воспитатель предлагает выложить на фланелеграфе «Букет нашего настроения» из бумажных цветков определенного цвета, выбирая их в соответствии со своим настроением.

Третья часть.

Задача: познакомить детей с внешними проявлениями страха.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в группе заработал «Волшебный телевизор». Дети смотрят отрывок из мультфильма «Муха-Цокотуха» по сказке К. Чуковского (фрагмент нападения паука). Звучит «страшная» музыка из симфонической сказки Е. Ларионовой «Муха-Цокотуха». После этого педагог задает детям вопросы:

- Что случилось в сказке?

- Куда подевались все гости? Почему это произошло?

- Какое чувство испытали герои сказки в момент нападения паука?

- Как вы догадались об их чувствах? (По мимике лиц, широко открытым глазам, приподнятым бровям; приоткрытым ртам; сжатым и поднятым рукам.)

Четвертая часть. Игра «Волшебное зеркало».

Задача: научить дошкольников передавать чувство страха с помощью мимики.

Воспитатель просит детей показать чувство страха «Волшебному зеркалу». Проводится упражнение «У страха глаза велики». Дошкольникам дается задание представить, что у них есть чувство огромного страха. «У всех, кто боится, от страха большие глаза», - говорит ведущий и при помощи рук изображает большие круглые глаза. Дети повторяют это движение. « Но теперь страх уменьшается»,- продолжает педагог и делает руками соответствующее движение, предлагая ребятам повторить его. Выполняя с детьми это упражнение, взрослый подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. (Пожимает плечами и в недоумении разводит руками.) «Волшебное зеркало» показывает, что ни у кого нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, их страх исчез.

Пятая часть. Игра «Рыбаки и рыбки».

Задача: испытать на себе воздействие чувства страха и агрессии.

Детям предлагают встать парами лицом друг к другу и присесть, соединив руки – получилась сеть. Двое детей – это рыбки. Каждая «рыбка» хочет выбраться из сети. Она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. «Рыбка» должна проползти на животе под сцепленными руками. При этом дети задевают ее спину руками, слегка постукивая и щекоча. Выползая из «сети», «рыбка» ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся частью сети. После игры воспитатель задает вопросы:

- Что ощущали рыбки, когда пробирались сквозь сеть?

- Каким было это чувство?

- Почему они старались как можно ниже нагнуться?

Шестая часть.

Задача: учить детей узнавать настроение музыки.

Дети садятся так, как им удобно, и слушают музыкальные фрагменты из произведений И. Баха. Затем ребята отвечают на следующие вопросы:

- О чем вы вспомнили, слушая музыку?

- Каким стало ваше настроение после прослушивания музыки?

Седьмая часть. Упражнение «Расскажи свой страх».

Задача: учить детей выражать свой страх словами.

Воспитатель рассказывает: «Когда я была такой, как вы, то…» (следует «страшная» история из жизни педагога). Затем дети отвечают на вопросы:

- А происходило ли с вами, что-нибудь похожее?

-Расскажите, чего именно вы боитесь.

Дети (по желанию) рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. (Как правило, речь идет о темноте, одиночестве, смерти, чужих людях, страшных животных, злых сказочных героях и т.д.)

В заключение воспитатель становится вместе с детьми в круг. Все берутся за руки и улыбаются друг другу.

- Улыбайтесь друг другу, и все страхи отступят и уйдут,- заканчивает педагог.

Восьмая часть. Упражнение «Азбука настроения» (иллюстрации, пиктограммы).

Задача: учить детей узнавать эмоции на картинках и рисунках.

(Дети ищут изображение страха на иллюстрациях в книгах.)

Девятая часть. Упражнение «Маски».

Задача: учить выражать свой страх образно.

Педагог показывает «страшные» маски и предлагает рассмотреть их. Затем каждый ребенок выбирает себе маску, чтобы «спрятаться» за ней. Звучит музыка, и дети исполняют «страшный» танец. ПО окончании музыки все снимают маски, рвут их и улыбаются друг другу.

Десятая часть.

Задача: научить детей преодолевать свой страх.

Воспитатель спрашивает детей, можно ли победить страх. Как именно это следует делать? Что делать, когда страшно? Поддерживать друг друга, сплотиться (дети берутся за руки), уничтожить – порвать (имитируют движение), развеселиться (смеются), прогнать (топают, хлопают).

Дети изображают, как они прогоняют страх. После этого смотрят отрывок из мультфильма «Крошка Енот» (фрагмент, где главный герой улыбается своему отражению).

Одиннадцатая часть.

Задача: убедить детей в возможности контролировать свои эмоции.

В заключение воспитатель обобщает: сегодня дети встречались со страхом в сказке, в музыке, в рисунке и везде побеждали его! А чтобы сохранить хорошее, радостное настроение, все приглашаются на танец.

Двенадцатая часть. Упражнение «Гармоничный танец».

Задача: восстановление положительного эмоционального состояния, уверенности в себе. Звучит нежная, лирическая музыка. Каждый ребенок выбирает себе пару. Дети закрывают глаза, становятся друг против друга, слегка соприкасаясь ладонями. Ведущий ребенок в паре делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит то в сторону, то вперед, то назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не «потеряться».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по...

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы

«Добрые слова» занятие для детей старшей группы Цель: формирование эмоциональной стабильности; коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников. Задачи: -...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...

Читайте также

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в…

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней…

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней группе Тема «С чьей ветки детки» Цель: познакомить и закрепить название...

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода»…

Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников посредством проектного метода» Проблема: дети дошкольного возраста не понимают ценность окружающей природы, ее роли в...