Формирование познавательного интереса у детей среднего дошкольного возраста через использование в работе проектной технологии
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. Да и система дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на центральное место выходит развитие интегративных качеств личности, которые ребёнок приобретает в результате освоения программы. Поэтому условием для успешной работы воспитателя становится применение современных образовательных технологий. Технология - это инструмент, при помощи которого решаются задачи поставленные программой.
Анализ педагогической практики показывает, что технология проектной деятельности занимает достойное место в системе дошкольного образования. Интерес к данной технологии основывается на решении тех задач, которые стоят перед дошкольным образованием: воспитание личности, способной самостоятельно мыслить, добывать информацию и применять знания, проявлять творческие способности.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Под проектом так же понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, а для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и складываются в одно целое. В ходе реализации проекта естественным образом осуществляется интеграция образовательных областей, имеется возможность комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, активно взаимодействовать с семьями дошкольников.
В детском саду проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.
Приведём пример проектной деятельности при ознакомлении дошкольников 4-5 лет с пассажирским самолётом в конструктивной деятельности.
Мини-проект по конструированию «Пассажирский самолёт».
№ |
Этапы работы над проектом |
Примерное содержание |
|
1 |
Название проекта. |
Пассажирский самолет |
|
2 |
Возрастная группа. |
Средняя |
|
3 |
Цель проекта. |
Формирование умения строить разные самолеты по схеме, отличающиеся по размеру и конструкции. |
|
4 |
Задачи проекта по достижению цели. |
- Расширять знания о видах самолетов. - Стимулировать интерес к строительству самолета. - Формировать умение анализировать образец: выделять части объекта, определять их размер и форму. - Развивать умение отбирать детали конструктора для постройки. - Развивать умение строить самолеты по схеме. - Формирование словаря детей на основе углубленных знаний о самолетах |
|
Организация проекта. 1 этап: постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы |
|||
5 |
Проблема исследования. |
В ходе беседы о дальних странах возник вопрос: на чем быстрее всего нам добраться через океан на день рождение друга? Какой самолет выбрать для поездки? Из чего его можно построить? |
|
6 |
Гипотеза исследования. |
Если люди летят далеко, то при постройке должен получиться большой пассажирский самолет. |
|
7 |
Задачи исследования для детей. |
- Узнать, какие бывают самолеты, какие функции выполняют. - Научиться строить пассажирский самолет из разного конструктора, отличающегося по размеру. |
|
8 |
Результаты исследования. |
- Постройка «Пассажирский самолет». |
|
Организация проекта. 2 этап: организация исследования в рамках проекта. |
|||
9 |
Сбор, анализ и систематизация информации. |
- Рассматривание иллюстраций в книгах, журналах. - Чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о самолетах. - Беседы с детьми по вопросам: «Кто летал на самолетах? Много ли иллюминаторов в самолете? Что наблюдали за окном? - Слайд-шоу «Экскурсия на аэродром». - Изготовление коллажа. |
|
10 |
Творческая познавательная деятельность детей |
- Дидактические игры «Угадай на ощупь» (В чудесном мешочке нужно на ощупь угадать детали конструктора), «Угадай по звуку» (Дети должны отличать звук самолета от других звуков). - Сюжетно-дидактическая игра «Путешествие на самолете» (Обыгрывание с помощью фигурок из киндера). - Рисунки детей «Самолет будущего». - Лепка «Самолет для зайчика». - Экспериментирование «Из какого конструктора получится самый легкий самолет». |
|
Организация проекта. 3 этап: презентация результатов исследования. |
|||
11 |
Форма презентации |
Фотовыставка для родителей «Мой самолет» |
Родители всегда являются активными участниками проектной деятельности в группе:
- оказывают помощь в подборе загадок, стихов, рассказов;
- вместе с детьми дома подбирают иллюстрации в журналах, книгах;
- подбирают картинки для изготовления коллажа;
- привлекаем родителей на «Встречи с интересными людьми», а именно родители рассказывают о путешествии на самолёте;
- вместе с детьми составляют «объяснялки» про самолёт;
- оказывают помощь при организации экскурсии на аэродром;
- вместе с детьми участвуют в создании альбома рисунков «Самолёт будущего».
Эта технология актуальна и очень эффективна, так как даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Список литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозайка-Синтез,2008.
2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду: пособие для воспитателей и родителей.- М.: Айрис-Пресс, 2008.
3. Доронова Т.Н. Вместе с семьёй. – М.: Изд. Росмен,2006.
4. Киселёва Л. С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ - М.:АРКТИ,2010.
5. Сапранова С.И. Проектная деятельность // Воспитатель ДОУ. – 2008. - №2.
Читайте также |
---|
Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев»
Конспект НОД по физической культуре в средней группе «Путешествие индейцев» Образовательная область: физическое развитие. Цели: - формирование устойчивого равновесия при ходьбе по гимнастической скамейке...
Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии
Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: -...
Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от…
Театрализованное развлечение по сказке «Курочка ряба» для младшей группы (от 1,6 - 3 лет) Цель: Познакомить детей со сказкой «Курочка ряба», вызвать желание...