Консультация для педагогов: "Личность педагога в современных условиях"

В настоящее время ощущается разрыв между существующей системой образования и требованиями, которые предъявляет современное общество. Причин данного разрыва может быть много.

  • Бывает, что знания умения и навыки по отдельным учебным дисциплинам превращаются в самостоятельные смыслы, слабо связанные с реальными требованиями жизни.
  • Причинами, могут служить массовые отличительные особенности учащихся, поступающих в школу за последние 5 лет. У современных детей наблюдается: снижение авторитета взрослых, низкий исходный уровень здоровья, высокий уровень информированности в области технических средств, направленность жизненной активности только на получение удовольствия, не развитость волевой сферы, низкий уровень мотивации и психологической готовности к школьному обучению.
  • Причинами могут быть отношение родительского сообщества к учителю. Педагог из «светоча знаний» превратился в обслуживающий персонал и зачастую имеет очень низкий социальный статус.

Современное общество требует, чтобы педагог был компетентным, эффективным, творческим; мог успешно работать с «современными детьми», владел информационными технологиями. Следовательно, общество предъявляет высокие требования к личности, которая профессионально занимается образованием и воспитанием детей.

Педагог – это профессия, которая составляет лишь одну из граней личности человека. Конечно, профессиональный педагогический опыт не отделим от личности учителя. Но давайте задумаемся, всегда ли наши личностные качества оказывают благоприятное воздействие на детей. Может быть не всегда стоит придерживаться утверждений:

«Да, я такая, воспринимайте меня такой, какая я есть»,

«Я – сложившаяся личность (какая – это не важно). У меня есть принципы и жизненный опыт, поэтому пусть дети и их родители подстраиваются под меня».

Часто заняв определенную позицию, педагоги стараются ее придерживаться не смотря на последствия.

По данным психологического исследования в образовательных составляет лишь одну из граней личности человека. Конечно, профессиональный педагогический опыт не отделим от личности учителя. Но давайте задумаемся, всегда ли наши личностные качества оказывают благоприятное воздействие на детей. Может быть не всегда стоит придерживаться утверждений:

«Да, я такая, воспринимайте меня такой, какая я есть»,

«Я – сложившаяся личность (какая – это не важно). У меня есть принципы и жизненный опыт, поэтому пусть дети и их родители подстраиваются под меня».

Часто заняв определенную позицию, педагоги стараются ее придерживаться не смотря на последствия.

По данным психологического исследования в образовательных учреждениях города Москвы: 73 % педагогов утверждают, что у них есть контакт с учениками, и только 18% учеников отмечают, тоже самое. Потому, что у учителей и учеников совершенно разные представления о контакте. «Современные дети» мечтают об эмоциональном тепле и психологической близости с учителем. А учитель имеет в виду нормальные отношения для учебно – воспитательного процесса. Ученики строят иллюзию о недостижимом тепле с педагогом, а педагоги мечтают о полноценном влиянии на учеников.

«Никто не может ничему научится у человека, который не нравится» - философ Ксенофонт, Др.Греция.

Без интереса к личности учителя не будет интереса к предмету. Если вы будете нравится своим ученикам, Вас по всем параметрам будут лучше оценивать. Психологи называют это «эффектом ореола» и педагоги просто обязаны использовать его в своей работе. Учитель, по мнению учеников, должен быть: красивым, успешным, уверенным в себе, здоровым, без личностных проблем. Вы понимаете, что это не всегда возможно. Конечно для создания «ореола привлекательности», важна успешная самоподача – а это большая работа с собой и над собой. Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того, как он выглядит, ходит, сидит, говорит и заканчивая тем, во что он верит и на что надеется. Он всегда на виду, он учит даже в свое отсутствие, тем образом, который он создал в душе ученика. А можно ли понравиться всем ученикам? Ведь они такие разные…..

Ученики рассуждают очень просто: этот человек знает, как быть здоровым и красивым, как получать удовольствие от работы и от жизни. Мне есть чему у него поучиться. Педагог, обладающий «экологическим сознанием»[1] умеет быть счастливым и может передать это умение другим. Экологическое сознание человека, не мыслимо без развитого внутреннего мира личности. Самопознание своей духовности выступает одним из исходных условий подготовки к созданию себе достойного имиджа, развития экологического сознания. Попробуйте в свободное время задать себе самому следующие вопросы и дать на них откровенный ответ в письменной форме, подробно обосновывая каждый свой ответ.

Анкета на формирование « Я – концепции». (Л.Г.Федоренко).

  1. Каковы мои приоритетные моральные ценности?
  2. Каковы мои устойчивые личные цели?
  3. Каковы мои повседневные привычки?
  4. Я постоянно использую свою схему поведения?
  5. Сколько ласковых слов я могу написать о своих родителях?
  6. Сколько у меня друзей?
  7. Вызываю ли я симпатию у своих товарищей по работе?
  8. Что во мне могут ценить ученики?
  9. Как часто обращаются ко мне за советом или за помощью?
  10.  Называют ли меня понимающим?

Ответы на эти вопросы помогут осознать собственную «Я – концепцию». Хорошо, если Ваша Я – концепция будет мажорной. Люди с подобными ощущениями просыпаются утром с улыбкой, получают удовольствие от прогулки в любую погоду, с ними легко общаться. Делать самого себя – сложная работа. Для того, чтобы выжить в ситуациях постоянных изменений, чтобы адекватно на них отвечать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, обнаружить и разглядеть свою неповторимость и уникальность. В настоящее время существует достаточное количество инновационных, авторских разработок и методик преподавания, которые принимаются учителями с большим или меньшим успехом в силу личностных симпатий. Но практика показывает, что от внедрения нового учебно – воспитательный процесс не всегда становится эффективнее, а иногда просто мало меняется. Это говорит о том, что информация не стала для педагога личностно значимой, а следовательно он никогда не будет использовать ее в своей работе. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью из множества учебно – воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по- разному. Поэтому любой педагогический опыт буквально копировать не стоит. Воспринимая главное в нем, учитель, должен стремится к тому, чтобы оставаться самим собой. Каждая личность, осознанно или не осознанно стремится к индивидуальности. Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, подразумевается; что педагог учитывает свои индивидуальные склонности, особенности и интересы. Индивидуальные стиль педагогической деятельности проявляется в:

  • Темпераменте
  • Характере реакции на те или иные педагогические ситуации
  • В выборе методов обучения
  • В подборе средств воспитания
  • В стиле педагогического общения
  • В реагировании на действия и поступки детей, в манере поведения, в манере одеваться
  • В предпочтении тех или иных видов наказания.

К сожалению, люди чаще всего живут шаблонами, штампами, схемами, что приводит к переживанию бессмысленности своего существования и как следствие психо-соматическим и хроническим заболеваниям. Выходит, быть творческим просто необходимо, хотя бы для сохранения собственного здоровья. Качество и успех работы учителя связаны не столько со стажем работы в школе, сколько с уровнем педагогического творчества, в отношении к окружающим, ценностным ориентациям, жизненными целями. Творчество – это то, что спасает от эмоционального выгорания. Все предельно просто: добавьте в свою жизнь элементы творчества, т.е. разрешите себе быть:

  • Открытыми всему новому и неожиданному
  • Гибкими, т.е. быстро перестраивающимися с одной идеи на другую
  • Смелыми, комбинируя и соединяя, казалось бы несоединимое.
  • Рискованными, т.е. не боящимися шагнуть за навязанные стереотипы.

Огромной помехой в работе педагога является синдром профессионального выгорания. Начиная с сильного и продолжительного стресса на работе, он постепенно захватывает весь процесс профессиональной деятельности педагога.

На профессиональное выгорание и профессиональную деформацию педагогов оказывают влияние следующие факторы:

  • Низкая удовлетворенность профессиональным и социальным статусом;
  • Переживание несоответствия между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой;
  • Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность педагога;
  • Перфекционизм, повышенная отвеиственность за исполняемые функции, увеличение трудового времени за счет работы на дому;
  • Отсутствие условий для самовыражения и самореализации;
  • Страх потерять работу из-за сокращения рабочих мест в современных экономических условиях;
  • Нехватка положительной мотивации в работе;
  • Организация деятельности в конкретном учреждении, отличающаяся дестабилизирующими проявлениями;
  • Психологически трудный контингент воспитанников;
  • Склонность к эмоциональной регидности, интенсивным переживаниям

Более подробно об этом расскажет Светлана Юрьевна. Она сообщит вам о результатах диагностики по методике В.В.Бойко «Выявление степени эмоционального выгорания» и даст различные варианты рекомендаций по профилактике эмоционального и профессионального выгорания.

Психолог: Середа С.Ю.

В феврале месяце, педагогам школы № 453 в рамках ОЭР был предложен опросник для выявления степени «эмоционального выгорания». Автор: В.В.Бойко.

Диагностику и обработку полученного материала проводил школьный психолог: Середа С.Ю.

Данный опросник был направлен на определение степени сформированности психологической защиты в форме эмоционального выгорания.

Опросник состоит из 84 вопросов, на каждый из которого тестируемому необходимо выбрать соответствующий ответ: да, нет. Полученный данные заносятся в таблицу и обрабатываются по «ключу»

Каждый из 3 факторов: «напряжение», «резистенция», «истощение» состоит из 4 симптомов. Наиболее показательный симптом в каждом факторе может иметь значение – 10 баллов.

Прежде всего необходимо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности симптомов колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:

   9 и менее баллов – не сложившийся симптом;

   10 – 15 – складывающийся симптом;

   16 и более – сложившийся.

Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания».

Данная методика позволяет увидеть ведущие симптомы выгорания.

По количественным показателям можно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:

36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;

61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.

По полученным результатам можно определить:

- какие симптомы доминируют;

- Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;

- какой симптом более всего отягощают эмоциональное состояние личности;

- какие признаки и аспекты поведение самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.

Способы снижения неблагоприятных влияний экстремальных ситуаций многочисленны. Условно их можно сгруппировать следующим образом.

  • Медицина поведения: приёмы психологической защиты, особенности общения в экстремальных условиях.
  • Двигательная активность при стрессе.
  • Массаж, самомассаж, воздействие на биологически активные точки (БАТ).

Медицина поведения.

1. Перенос. Этот приём позволяет человеку отвлечься от неприятных обстоятельств путём создания состояния отрешённости, мысленного переноса неприятного душевного состояния, например, на посторонние предметы.

2. Переключение. Рекомендуется думать о чём-нибудь приятном (о любимом человеке, хобби).

3. Изменение масштаба событий. Необходимо попытаться взглянуть на собственные переживания из отдалённого будущего со стороны, тогда интенсивность переживаний уменьшится.

4. Накопление радостей. Известно, что положительные эмоции – мощный антистрессовый фактор.

5. Мобилизация юмора. Смех – отличное противодействие стрессу.

6. Отчуждение. Мысленное представление неприятной ситуации и мысленное затушёвывание этого образа снижает эффект его отрицательного влияния.

7. Интеллектуальная переработка. Надо постараться в плохом найти нечто полезное для себя («нет худа без добра»).

8. Клин клином. Необходимо учиться не избегать травмирующих ситуаций, а наоборот «ускорять» их, не оттягивая неизбежный разговор.

9. Разумный эгоизм. Нельзя забывать о себе. Не допускайте отсутствие резервного варианта, длительного воздействия умеренного по силе стрессора – решайте конфликт, делайте шаг навстречу при ссоре и т.д. Не принижайте себя, своего достоинства.

10. Разрядка. Разрядкой может быть физическая работа, любимое занятие. Возможность выговориться и рассказать кому-либо о своих переживаниях уменьшают их.

11. Интуиция. Имеет значение в предотвращении стресса. Не игнорируйте предчувствия, а используйте их для подготовки к возможным стрессирующим воздействиям. Предвидя их, вы сможете избежать или встретить неприятность приёмами психической защиты.

12. Мысленный барьер. Мысленно очерчивайте психологический барьер, о который разбиваются все травмирующие воздействия.

Двигательная активность при стрессе. Выделяемые в кровь при стрессе кортикоиды – адреналин и норадреналин – являются гормонами, повышающими работоспособность и энергичность организма. Быстрое снижение концентрации кортикоидов происходит при движении, физической активности. Если же движение отсутствует, то повышенная концентрация кортикоидов в крови повышает тревожность и усиливает неблагоприятное воздействие стрессоров на организм. Это особенно важно при психоэмоциональном стрессе. Хорошую разгрузку дают танцы, плавание, бег.

Массаж и самомассаж. Массаж является незаменимым средством при нервном перенапряжении и стрессовых состояниях. С помощью массажа легко снимаются мышечные зажимы с наиболее уязвимых при нервном напряжении мест – лица, шеи, плеч и рук.

Основные приёмы массажа (самомассажа) включают: поглаживание, выжимание, разминание, вибрацию, похлопывание.

Воздействие на биологически активные точки (БАТ) – один из древнейших, известных в истории медицины лечебных методов, которые эффективны и сегодня при лечении ряда заболеваний и патологических состояний. Так, общепризнанно положительное действие точечного массажа при аллергических заболеваниях, болевых синдромах, болезнях нервной системы, функциональных заболеваниях внутренних органов, а также при нервно-эмоциональных напряжениях. Точечный массаж имеет в своей основе рефлекторные физиологические механизмы.

 

Рекомендации педагогу. Профилактика профессионального выгорания. (С.М.Шингаев).

  1. Выделите в жизненном графике время, которое будите проводить с семьей и друзьями.
  2. Откладывание на следующий день является стрессовым фактором, поэтому то, что Вы хотели сделать завтра, сделайте по возможности сегодня.
  3. Уделяйте больше внимания своей физической форме, находите ежедневно время для гимнастики и физзарядки.
  4. Высыпайтесь. Ложитесь спать вовремя, чтобы нормально отдохнуть.
  5. Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые надо делать, стоит делать хорошо. Совершенство не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
  6. Не миритесь с тем, что плохо работает. Если тостер источник постоянного раздражения, то отремонтируйте, или купите новый.
  7. Считайте Ваши удачи. На каждую сегодняшнюю удачу или невезение найдется 10 или более случаев, когда вам повезло. Думайте о них.
  8. Улучшайте внешний вид. Хорошая прическа, костюм, макияж, аромат. Если Вы будите выглядеть лучше, то это может заставить и Вас чувствовать себя лучше.
  9. Делайте выходные дни как можно более разнообразно.
  10. Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас, мир, в котором мы живем, не совершенны.
  11. Контролируйте эмоции, особенно приступы гнева, избегайте вспышек ярости, а если все таки разозлитесь, старайтесь держать гнев под контролем, чтобы не дать ему воли.
  12. Эффективно используйте время.
  13. Живите в согласии со своими ценностями. Определите, что для Вас важно, а что нет. Поставьте перед собой значительные и по настоящему стоящие цели.
  14. Смеетесь над жизненными неурядицами и не будьте слишком строги к самому себе.

Заключение:

Современный педагог – это тот человек, от которого зависит наше будущее. Он является спутником ребенка, путешествуя по его внутреннему миру, его точкой опоры, указывая на возможные смыслы в его опыте. Учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка и строгость, и сдержанность и скромность, и чуткость и искренность, и интеллигентность и общительность и любовь к жизни. Удел учителя – всю жизнь работать над собой. А если возникают проблемы….. Неразрешимых проблем нет. Есть проблема, значит, есть решение. Если есть профессиональное сгорание, значит, есть способы его предотвращения. Если существует эмоциональное напряжение, значит, есть то, что его снимает, или не допускает.

Всем педагогам здоровья, удачи и творческих успехов.


[1] Экологическое сознание проявляется следующим образом: отсутствие личных проблем, жилищных и материальных проблем, физическое здоровье.

Список литературы:

«Синтез в образовании» материалы научной конференции

СПб 2001 г.

«Психологическое здоровье в условиях школы» Л.Г. Федоренко

СПб 2003 г.

«Профессиональное выгорание и повышение стрессоустойчивости педагогов» С.М Шингаев

СПб 2009 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сообщение «Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и…

Сообщение «Формирование читательской коммуникации детей в условиях детского сада и семьи» Читательская коммуникация – это общение, обсуждение прочитанного материала. Развитие речи...

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста

Лэпбук «Развивайка» как средство сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста В 2014 году на территории Российской Федерации вступил в силу Федеральный...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Читайте также

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей…

Лэпбук как средство развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру детей дошкольного возраста. Лэпбук «Наш веселый дом» Лэпбук, созданный для развития эмоциональной...

Вечер развлечений «Дорожные приключения»

Вечер развлечений «Дорожные приключения» (Подготовительная группа) Ведущий: Ребята, мы живем в красивом городе с широкими улицами и проспектами. По этим улицам каждый...