Духовно нравственное воспитание детей в дошкольном учреждении по проекту «Поколений связующая нить»

 

Дошкольный возраст период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социума. От сюда следует: «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, это вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»

В.А. Сухомлининский.

 

Накопления ребёнком первоначального социального опыта способствует успешной подготовке к обучению в школе, к конструктивному общению и взаимодействию с людьми, а в дальнейшем к взрослой жизни. Ребёнок – это вселенная, которая развивается и растёт по определённым законам. Активность как свойство всего живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

Движение это жизнь, она важна для формирования физического и психического здоровья.

«Малыш уже с первых месяцев жизни - это отнюдь не сосуд, который надо пополнять, а светильник, который следует зажечь. Для этого необходимо особые условия, которые надо создать» (С.К.Теплюк).

 

1

 

а) Психоэмоциональный стимул необходим для каждого человека, а тем более для ребёнка. Ребёнок, окружённый любовью, легче переносит разочарования, становится добрым и отзывчивым. Это одно из значимых условий в воспитании малыша.

б) физическое развитие ребёнка приводит к здоровому образу жизни, которое так необходимо для жизни, успешного овладения знаниями, в общении с взрослыми, сверстниками.

 

4

в) Душевный климат особенно важен для стабилизации эмоционального состояния определяющего психического здоровья. Музыка способствует созданию хорошего настроения. И вообще разное искусство: художественная литература, живопись, театр, кино, музеи даёт человеку радость общения с красотой творчества. Кроме этого помогает самим создавать творческие шедевры. Человеку необходимы все эти три условия, так как он сам «триедин».

2

 

...и когда человек рождается, то поднимается занавес, и тогда начинается действо, где "Я" каждого из нас

«Триединство» формируется через физические нагрузки, в знакомстве с классической литературой и природой, в общении с музыкой и живописью.

3

 

а) «Первое богатство – это здоровье» Р.С.Эмерсон, американский философ, поэт. (1803-1882 г.).

б) Душа требует любви. «Жизнь заключается в любви – оно начинается любовью к матери – далее к женщине, к делу. Любовью к жизни.» Э. Севрус, рус. литер. (Борохов—1948 г.).

в) «Бодрость духа – важное свойство для физического здоровья. Но бодрость духа придаёт новую жизнь нашему физическому организму…..» Уильям Годвин англ. писатель (1756-183.

г) Жизнедеятельность человека должна осуществляться в условиях создающих положительный эмоциональный настрой. Душевный климат (в семье, в ДОУ, быту, и т. д) особенно важен для стабилизации эмоционального состояния определяющего психического здоровье. Совокупность физического, психического и социальных качеств человека, которое составляет его долголетия и осуществления творческих планов, создание крепкой дружной семьи, рождение и воспитания детей, овладения достижениями культуры.

Со дня открытия – октябрь 2009г., детского сада «Алёнка» г. Абакана, работаю по проекту, вместе с коллегами, «Поколений связующая нить».

Работа по данному направлению проводится в соответствии с Федеральными государственными требованиями.

  5

 

Цель данного проекта это работа по нескольким направлениям, которые способствуют укреплению здоровья в «триединстве» (физическое, познавательное, эмоционально-нравственное и личностное развитее). Реализация данного проекта осуществляется всеми специалистами, воспитателями с привлечением родителей, социума (хоры, учащиеся школ представители воинской части, члены союза композиторов, поэт) и одобрена администрацией детского сада и города. Каковы же формы работы с детьми по нравственно – духовному воспитанию?

Формы работы с детьми по нравственно-духовному воспитанию

  • Непосредственная образовательная деятельность.
  • Режимные моменты
  • Экскурсии (музей, парк, театр, выставки…)
  • Праздники и развлечения
  • Совместная деятельность взрослых и детей (родительские собрания, родительская гостиная, работа с социумом: воинская часть, хоры г. Абакана, ансамбль «Чон кёглери», поэты и композиторы Хакасии, учащиеся православной гимназии.)

Используя все виды искусства: художественное слово, живопись, музыку работали по принципам, которые стали основой работы в системе оздоровительной, нравственно – духовной работе, в художественно – эстетическом и социально – личностном направлении по проекту «Поколений связующая нить». Принципы по А. Гину, редактор журнала «Триз +» №6.

 

Принцип открытости                                         принцип деятельности

                                                        

Принцип обратной связи      6       Принцип  идеальности

Вариативность в области                                      летние -

«Музыка» (с использованием                              оздоровительные

местного материала)                                            мероприятия

 

Принцип «Открытости» предполагает изучение материала за пределами программы с учётом возрастных особенностей детей. Использую вариативность в области музыки по другим программам. Принцип «Деятельности» помогает осмысленному пониманию музыкального материала, с применением разных методов и приёмов при изучении музыкального материала. (театрализация, дидактические игры, и.т. д.). Принцип «Обратной связи» это умение почувствовать настроение детей и включаться в диалог с ними, давать возможность детям самим что- то «создать», выразить свои чувства в словах, действиях, в рисунке и т. д. Принцип «Идеальности» предусматривает конечный итог деятельности детей, взрослых, что выражается в концерте, праздниках, развлечениях, поделках, конкурсах. Все эти принципы взаимосвязаны и взаимопроникновенны, но может доминировать, или иметь приоритет какой-либо из принципов. Вариативность в музыке необходима, так как они дополняют знания и расширяют мировоззрения детей на мир музыки. Летне-оздоровительный период предусматривает повторение пройденного материала, создаются условия для самостоятельного творчества детей, благоприятен для оздоровления ребят и направлен для нравственного и эмоционального, духовного общения со сверстниками и взрослыми.

Жизнедеятельность человека должна осуществляется в условиях, создающих положительный эмоциональный настрой.

Человек – храм здоровья, любви и красоты.

Эмоциональный настрой создаёт атмосферу радости, доброты, что подметил поэт и педагог Валентин Березицкий, который считает, что ребёнка, да и взрослого воспитывать и обучать надо с помощью «Чуда» (стихи, загадки, вопросы…) Это вызывает интерес и помогает осуществить те цели и задачи, которые ставит педагог. Для ребёнка, его воспитания всё важно:

и то, что его окружает и как он сам, то есть его «Я» воздействует на окружение. Это двустороннее взаимодействия с одной стороны влияния из вне и с другой стороны влияния на окружение «Я» ребёнка.

7

 

Для «Я» необходимо всё то, что необходимо для всего человечества, нематериальное, духовное.

  • И только потом всё то, что окружает всех нас и необходимо для нас материальное, бытовое для жизни на земле. Таким образом, на основе прошлого произрастает будущее, которое развивается в настоящем времени. Именно на этом построен проект «Поколений связующая нить». Прошлое – почва для будущего.
  • Настоящее рождение творчества и воплощения мечты.

Цель проекта «Поколений связующая нить» передача от поколения к поколению накопленных знаний, как в духовно -нравственном аспекте, так и в патриотической направленности любви к родине, в единстве людей разных национальностей проживающих на седой Хакаской земле, привитие дружбы и сплочённости в борьбе за мир на земле, проявления дружбы, доброты и милосердия к людям.

Рассматривая поэтапно работу по проекту, следует отметить, что деятельность детей и педагогов в духовно – нравственном воспитании были отмечены грамотами, дипломами, освещена в СМИ: газетах: «Пятница», «Правда Хакасии», «Абакан», «Хакасия», на телевидении и этот опыт был передан на методических объединениях музыкантов и педагогов-специалистов города и республики Хакассия. В тесном контакте я работаю с логопедической группой «Фантазёры». Большую помощь оказывают логопед М. В. Цыбульская и воспитатель Угренинова Е. А..Вмести мы разрабатывали ко проекты и их реализовывали. Это и «Ярмарка проектов» по изучению с детьми флоры и фауны Хакассии, это и проведение родительской гостиной «Маме сердце отдаю», «Рождественские посиделки», посещение музеев в воинской части и поделки для ветеранов. А также газеты для ветеранов Великой отечественной войны на городской праздник к 9 мая.

Принципы по А.Гину
(редактор газеты «Триз»)

1. Принцип ОТКРЫТОСТИ, это изучения материала за пределами программы, но с учётом возрастных особенности детей Сюда включается региональный компонент, изучения своего края, своей малой родины, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Патриотическое воспитание

2009-2010 уч.                                           год 2009-2010 уч. год

Патриотическое воспитание                      Духовное воспитание

Здесь отражены моменты праздника совместно со взрослыми на 9 мая и сказка «Морозко» учащимися духовной гимназии г. Абакана для воспитанников детского сада «Алёнка».

традиции русского народа

2010 – 2011 уч. год традиции русского народа

Хор КДЦ «ЮЖНЫЙ» руководитель Сухов С.В. и хор «Полярочка» с детьми детского сада «Алёнка поют песни русские и других народов

Хор КДЦ «ЮЖНЫЙ»

2011 - 2012 уч. г. «душой люблю Хакасию мою»

Хор «Полярочка» руководитель Вишнякова В. М. и дети прославляют Хакасию.

музыкально – спортивный праздник

Февраль 2012 г. музыкально – спортивный праздник

То мы в воинской части г. Абакана, то они у нас в гостях вмести с детьми показывают ловкость, силы и умения.

 

12

13

У нас в гостях, а может мы у них в плену очарования, «ЧЁН кёглери»

Руководитель заслуженный деятель культуры , председатель Союза Композиторов Хакассии Катаева Н. В.,поэт Хакассии Полюхин Ю. Ф., Кандидат пед наук, секретарь Союза Композиторов Хакассии, член Союза Композиторов России Баранова Н.К., член Союза композиторов Хакассии и музыкальный руководитель Носивец З.Д. несём детям прекрасное и они нам отвечают радостью действий танцами и песней.

14

Родители детям и дети им радость несут танцами песней и играми с ними.

2. Принцип ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, при котором происходит осмысления данного материала, в процессе обучения во всех сферах и видах деятельности как в непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

15

И в режимных моментах мы не скучаем, поём и играем.

3. Принцип ОБРАТНОЙ СВЯЗИ где идёт отслеживание настроения и заинтересованности детей и понимания, а затем и творческого выполнения данного задания детьми.

16

Нравится взрослым как дети танцуют, почему бы с ними не потанцевать. Коли нравится? В свободную минуты в садике за любимой работой.

Принцип ИДЕАЛЬНОСТИ предусматривает вовлечение всего коллектива в воспитательно-образовательный процесс, который осуществляется на итоговых

мероприятиях.

 На родительских собраниях

На родительских собраниях, или гостиной для родителей мы показываем свои достижения.

Вариативность в области «Музыка» и НОД

Работая по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, основная цель которой, передать детям музыкальный опыт поколений, развивать музыкальную культуру, формировать положительные черты и свойства личности, использовать вариативность и включать элементы из других программ.

МУЗЫКА» автор П.Л.Космовская программа направлена к истокам русской культуре.

18

Только совместно со всеми специалистами и воспитателями ДОУ, а также с родителями и социумом можно сохранить и укрепить здоровье детей.

«Нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа.» Гюго В.

«Здоровый дух в здоровом теле — вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире.»

Джон Локк.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в…

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в гостях у ребят» Дети под музыку входят в зал и рассыпаются. Вед.1...

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Работа с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где...

Читайте также

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий

Формирование здорового образа жизни с использованием здоровьесберегающих технологий  

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений

Развитие речи дошкольников посредством художественных произведений В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается культура...

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира»

Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» Аннотация:Дидактическая игра «Предметы рукотворного и природного мира» будет интересна и познавательна для детей среднего...