Выступление для воспитателей.
«Социальная адаптация детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

 

На сегодняшний день в области дошкольного образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных форм организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время огромное значение имеет оперативное оказание комплексной систематической помощи нуждающимся детям, осуществление поддержки и сопровождения детей и их родителей, создание таких средовых условий, которые обеспечили бы успешную адаптацию ребенка с особыми образовательными потребностями в социуме.

Международные документы по проблемам инвалидов, в том числе «Конвенция о правах ребенка» призваны обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья равные возможности наряду со здоровыми детьми.

Коллектив ДОУ проводит работу с детьми с ОВЗ и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как и их сверстники. Подбирает такие формы работы, которые позволяют преодолевать их социальную исключенность и способствуют реабилитации и полноценной интеграции в общество.

Практика коррекционной работы побудила нас изучить и внедрить опыт интегрированного обучения. Существуют следующие модели интеграции:

- полной интеграции, когда ребенок с проблемами в развитии воспитывается в массовой группе. Овладеть программой обучения помогают специалисты, персонал группы, которую посещает ребенок;

- временной интеграции. В рамках временной интеграции дети объединяются для проведения совместных музыкальных, спортивных праздников, где главным участником становится ребенок;

- частичной интеграции, когда ребенок по состоянию здоровья посещает лишь некоторые занятия и другие мероприятия, проводимые в ДОУ.

На протяжении 10 лет в целом и частности в моей практике реализовывалась первая модель - полной интеграции. В каждом наборе детей группы «Ромашка» были один или два ребенка инвалида. В последнем выпуске детей в школу воспитывались 2 ребенка ОВЗ, в данный момент они перешли в 4-ый класс СОШ №2.

С целью обеспечения системы развивающего обучения, с детьми-инвалидами коррекционная работа осуществлялась параллельно развивающей, так как эти дети в интеллектуальном развитии не только не отставали от сверстников, но и опережали многих. Это позволило раскрыть их потенциальные возможности. Дети-инвалиды наравне со сверстниками привлекались к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, проводимых в ДОУ, включались в поисковую и исследовательскую деятельность. Илья М. представил на детской исследовательской конференции для дошкольников, организованной в 2010 г. свой проект на тему «Подводная лодка». Илюша с удовольствием посещал занятия по плаванию в городском бассейне, его художественные работы участвовали в различных выставках. Активное привлечение мамы к организации досуга детей: организация мастер-классов по работе с гофрированной бумагой, изготовлению рамочек для фотографий из природного материала, способствовало повышению авторитета ребенка в глазах сверстников и ответная благодарность мамы за созданный психологический климат для его ребенка в массовой группе детского сада. И как следствие ребенок-инвалид не стесняясь своего маленького роста, участвовал охотно в разных ролях на утренниках, в постановках спектаклей. Дети при этом ему помогали, поддерживали, болели за него, никому в обиду не давали.

Отрадно было услышать, что обучаясь в школе, в этом учебном году он занял призовое место в городском конкурсе «Юный исследователь». Регулярно в детском саду организуем персональные выставки детского творчества детей-инвалидов, рисунки используем как в оформлении группы, так и интерьера ДОУ. Дина О. проявлявшая уже в детском саду способности к изобразительной деятельности в данный момент проявила свой талант, получая дополнительное образование в городском ЦДПО «Радуга».

Привлечение детей к участию во всех выше перечисленных мероприятиях показало, что активная деятельность делает их более общительными, они откликаются на все важные события в жизни не только в ДОУ, но школы.

В настоящее время в моей группе воспитывается - 1 ребенок- инвалид с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для данного ребенка характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, повышенная утомляемость, нестабильность эмоциональной сферы, что требует внесения изменений в режиме дня: увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи, выполнение режимных моментов.

В домашних условиях предлагаем родителям учить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода, овладевать различными действиями с ними. Овладение навыками самообслуживания делает ребенка более независимым в домашней и общественной среде, снижает степень его инвалидности, что очень важно для социальной адаптации ребенка.

Сейчас много говорят о толерантности, любви к ближнему. В условиях нашей группы это не пустые слова. Уже с трехлетнего возраста дети нашей группы охотно помогали Владу преодолеть трудности: при одевании после сна ловко справлялись с пуговицами на рубашке и застежками на обуви, приносили детский стул на занятие, а сейчас сопровождают на индивидуальные занятия к специалистам, помогают спускаться по ступенькам лестницы со второго этажа, оберегают его при подвижных играх, возят на санках во время экскурсий.

На собственной практике убедились, что наиболее способствуют решению коррекционных задач следующие виды деятельности: аппликация, лепка и ручной труд и проводимый мною кружок «Умелые ручки» позволяет уделить Владу больше внимания и времени для развития мелкой моторики.

Для ребенка с ОВЗ игра имеет огромное значение, поскольку в ней он может лучше реализовать себя: в сюжетно- ролевых играх он охотно берет на себя разные роли, договаривается с детьми, с удовольствием играет в настольные, дидактические игры, но испытывает трудности в подвижных играх.

Система коррекционно-педагогической работы с ребенком-инвалидом предусматривает работу с семьей. Помогаем семье выработать правильное отношении к реакции окружающих на внешние проявления дефекта у ребенка-инвалида. Формируем оптимистические установки в отношении возможностей ребенка, вместе с педагогом-психологом обучаем их доступным приемам коррекционной работы. В силу тяжести двигательных нарушений рекомендуем поиграть в разные игры, которые можно без особых усилий найти, как на сайте нашего детского сада, так и на других сайтах для дошкольников.

На своем опыте я убедилась в том, что при работе с детьми-инвалидами в условиях массового детского сада к ним должен быть индивидуальный подход, постоянный контроль, нужна частая смена деятельности, их надо любить и чаще хвалить.

Свое выступление хочется закончить хорошим высказыванием: «Детский сад начинается с добра, любви и уважения к детям. Мы хотим, чтобы каждому нашему воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили».

 

Литература:

  1. Журнал «Справочник старшего воспитателя» дошкольного учреждения №3, 2010.
  2. Закон «Об образовании в РФ».
  3. Методические рекомендации «Готовимся к школе» под редакцией С.Г. Шевченко, И.К. Беловой, Р.В. Былич.
  4. Указ президента РФ В.В. Путина от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.




Новые публикации

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился»

Сценарий познавательного досуга для детей «Как Незнайка с насекомыми познакомился» Описание: Сценарий разработан для детей разного возраста, проводится в игровой форме. Цель:...

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на…

Сценарий совместного квеста для детей дошкольного возраста с папами на 23 февраля «В поисках подарков» Цель: расширять и систематизировать знания детей о празднике День...

Полоролевое воспитание дошкольников

Полоролевое воспитание дошкольников Главная цель – осуществление полоролевого воспитания подрастающего поколения. Дефицит такого воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости...

Читайте также

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Цветы для мамы»

Конспект занятия в средней группе по рисованию «Цветы для мамы» Программное содержание: Закреплять умение детей изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья...

Сценарий новогоднего праздника для детей 1-й младшей группы «Ай, да…

Сценарий новогоднего праздника для детей 1-й младшей группы «Ай, да ёлочка»   Музыка. Дети входят в зал. Ведущий. Что за праздник к нам идёт? К нам...

Консультация для родителей Тема: «Роль совместного творчества в семье»

Консультация для родителейТема: «Роль совместного творчества в семье» Творчество детей — это мир ярких удивительных образов, с помощь которых они передают...


Комментарии

  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отлично, благодарю

    Подробнее...





В блогах

Буклет для наших любимых мам и пап. Адаптация в ДОУ.

м Что делать, если ребёнок начал ходить в детский сад Ребенок может привыкать к садику 2-3 месяца. В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 или 4...

Литературная викторина «Как хороши русские народные сказки!»

Sample Image

Викторина формирует интерес у дошкольников к русским народным сказкам, художественной литературе. Ход мероприятия был построен с учетом возрастных особенностей детей. Были подобраны интересные игры, задания, которые создавали сказочное настроение детям. Соревновательный характер викторины заставил ребят быть более активными, внимательными...

Листовка для родителей "Играем вместе в игры В.Воскобовича"

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребенок не только познает мир, но и развивается его мышление, чувство, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.  Для всестороннего развития детей дошкольного возраста в детском саду мы используем уникальную игровую...

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

Конспект занятия по математике в старшей группе « Путешествие в страну Математики » Программное содержание: Ориентировка на листе Закрепление знаний геометрических фигур Классификация геометрических фигур по одному признаку Закрепление знаний числового ряда  (0-10) Закреплять различия порядкового счета до 10 Состав...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство