Сайт для воспитателей детских садов



Мини-музей русского быта в ДОУ как средство формирование патриотических чувств у детей

Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.

Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.

Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы   с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:

- введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.

- деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.

- осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).

Соблюдение принципов:

- Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.

- Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.

Педагогические функции музея:

Образовательные:

усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту

использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса

Развивающие:

активация мышления;

развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;

развитие зрительно-слухового восприятия,

Воспитательные:

формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре

Просветительские:

формирование умений, навыков;

формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.

Направления инновационной работы:

Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.

Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.

Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.

Цель и задачи развития музея:

Целью создания нашего музея стало:

Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.

Задачи:

- Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.

Знакомить с русским народным фольклором.

- Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.

- Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.

Формы работы в музее:

Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).

Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).

Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).

Основная идея развития музея.

Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.

Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.  

В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий

Содержание экспозиции. В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон:

Красный угол;

Горница;

Бабий кут.

Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)

Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:

«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.

«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.

«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.

«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.

«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.

«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.

«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.

«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.

«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины

«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.

Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.

На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.

Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.

 

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе

Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.

 

Дата.

Тема.

 

Цель.

Использование атрибутов музея.

Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь.

«Милости просим в избу»

Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой.

Народная игра «Катя, Катя маленька»

Октябрь.

«Сорока-сорока»

Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска

Обыгрывание потешки «Сорока»

Ноябрь.

Ай, качи, качи.

Знакомство с колыбелькой, зыбкой.

Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи»

Декабрь.

Водичка-водичка.

Знакомство с рукомойником.

Пение попевки «Вода-водица»

Январь.

С гуся вода, с Ваня худоба.

Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике.

Исполнение потешек об умывании, колыбельных.

Февраль.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок.

Народная игра «Лады»

Март

Наша –то хозяюшка умела была.

Закрепить представление об использовании веника, голика,

Разучивание потешки «Наша-то хозяйка»

Апрель

Колобок – румяный бок.

Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка.

Инсценирование сказки

Май.

Идёт коза рогатая.

Познакомить с назначением крынки, подойника.

Использовать потешки о корове и козе

 

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе

Дата.

Тема.

 

Цель.

Использование атрибутов музея.

Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь.

«Дорогим гостям рады»

Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла.

Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень»

Октябрь.

«Как Иванушка на ярмарке был»

Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы)

Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари»

Ноябрь.

«Пошла млада за водой»

Рассмотреть вёдра, коромысло.

Инсценирование песни. Украшение коромысла

Декабрь.

«Из бабушкиного сундука»

Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки)

Изготовление куклы-скрутки

Январь.

«Приходите во горницу»

Скалка, печь, чело, подтопок

Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой»

Февраль.

Наши подружки -ложки, миски, кружки

Знакомить со старинной деревянной утварью.

Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент.

Продуктивная деятельность «Укрась посуду»

Март

«Эх, лапти мои»

Показать лапти, познакомить с их назначением.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Апрель

«Хозяйкины помощники»

Уточнить представление о таких экспонатах   музея, как сито, скалка, самовар

Отрывок из сказки «Федорино горе»

Май.

«Курочка в избушке веником метёт

Веник, голик, совок.

Народные загадки

 

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе

Дата.

Тема.

 

Цель.

Использование атрибутов музея.

Интеграция с другими видами деятельности.

Сентябрь.

«Как Марьюшку бельё стирала и гладила»

Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска),

Народные загадки об утюге. Стирка платочков.

Октябрь.

«Волшебные спицы»

Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся»

Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи»

Ноябрь.

Золотое веретено

Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено)

Народная игра «Прялица»

Декабрь.

Волшебная иголка

Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики)

Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки

Январь.

Как Марьюшка детей растила.

Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой.

Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады»

Февраль.

Сверху пар, снизу жар-это русский самовар

Познакомить с традицией чаепития.

За самоваром знакомимся с докучными сказками.

Март

Весна пришла, сороки привела.

Сито, скалка, ларь

Печём жаворонков.

Апрель

Одежда наших предков

Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления.

Пение «Уродись, бел ленок»

Май.

Прощание с избой

Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов.

Народные загадки



Комментарии  

#2 Сердюкова Нина Викто 27.09.2019 12:08
Спасибо за очень содержательный и полный материал по теме. Успехов Вам в работе!
Цитировать
#1 Татьяна 07.11.2014 11:49
В нашем детском саду тоже есть мини-музей "Комната старины" который педагоги используют в работе по нравственно-пат риотическому воспитанию. Данная статья поможет нам в этой работе.Очень хорошее тематическое планирование.
Цитировать


Новые публикации

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекцион…

Обучение произвольной релаксации как средство повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в группе для детей с ТНР Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб – всему голова» Цель: Формирование у детей представлений о ценности хлеба в ходе проектной деятельности. Задачи: 1. Расширить знания...

Дидактическая игра «Тактильная дощечка»

Дидактическая игра «Тактильная дощечка» Аннотация: Дидактическое пособие «Тактильная дощечка» предназначена для детей 2-3 лет. Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в...

Читайте также

Конспект итогового логопедического утренника для детей подготовительной группы …

Конспект итогового логопедического утренника для детей подготовительной группы«В царстве короля и королевы» Слайд. Логопед: «Вы ждете, когда я праздник начну? Ну что ж...

Тренинговое занятие «Первый раз в первый класс»

Тренинговое занятие «Первый раз в первый класс» (Развитие мотивационной готовности к школьному обучению)   Описание. Одним из наиболее значимых компонентов школьной готовности является сформированная положительная мотивация к...

Сценарий семейного досуга на тему: Мы здоровью скажем «Да!»

Сценарий семейного досуга на тему: Мы здоровью скажем «Да!»   Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросам формированию здорового образа жизни, распространения опыта здорового образа...




Комментарии

  • Tany
    Как же помогла мне эта статья в адаптации ребенка к детскому саду! tchild.ru/.../ ...

    Подробнее...

     
  • Маслова Марина
    Очень нужный и своевременный материал. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо! Понравилось.!

    Подробнее...

     
  • Валентина
    Как вы успеваете провести все? Я проводила это занятие в старшей группе и то не успела за полчаса.

    Подробнее...

     
  • Елена Александровна
    СПАСИБО!!!

    Подробнее...

В блогах

Конспект занятия по окружающему миру

 Конспект занятия по окружающему миру в средней группе

кружок по дополнительной образовательной…

кружок по дополнительной образовательной деятельности " Хочу все знать! " № Название разделов и тем занятий Кол-во часов всего теория практика 1 Вводное занятие. Теория       1.1 «Экскурсия в детскую лабораторию» 1 1   2 Раздел 2. Практическая часть   2.1 «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» 1   1 2.2 «Наши помощники – глаза» 1   1 2.3 «Угадай –...

Конспект открытого занятия в средней гру…

Цели: Упражнять в счёте звуков в пределах 5; Закрепить знание частей суток; Продолжать сравнивать три предмета по длине, раскладывать их в возрастающей последовательности, обозначать результаты словами: длинный, короче, самый короткий, короткий, длиннее, самый...

Игры и занятия на третьем году жизни реб…

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами: предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой); сюжетные игры (игра с куклой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство