Мини-музей русского быта в ДОУ как средство формирование патриотических чувств у детей
Патриотические чувства закладываются в самом процессе жизни человека, осуществляющегося в рамках конкретной социокультурной среды. Патриотическое воспитание это целая система целенаправленного действия. Большое внимание сейчас уделяется музейной педагогике, целенаправленной работе с детьми по формированию у них первых чувств гражданственности и патриотизма.
Исходя из психолого-педагогических исследований о значимости дошкольного детства в становлении личности ребёнка, большое значение отведено гармонизации деятельности ребёнка, где культурологическому аспекту отводится ведущее. В период обновления дошкольного образования значительно возрастает роль народной культуры как источника творческого развития потенциала детей и взрослых.
Использование регионального компонента в ДОУ при реализации образовательной программы с позиции ФГОС дошкольного образования предполагает следующее:
- введение регионального содержания с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку к менее близким культурно-историческим фактам.
- деятельностный подход к приобщению детей к истории, культуре, природе родного края (дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, сочинение загадок, изготовление поделок.
- осознанным выбор методов ознакомления (мини-музей, выставки, альбомы).
Соблюдение принципов:
- Принцип непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
- Принцип партнёрства: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей, благодаря чему реализуются права ребёнка.
Педагогические функции музея:
Образовательные:
усвоение информации; стимулирующей интерес к народному быту
использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, обогащение словарного запаса
Развивающие:
активация мышления;
развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно- физиологических структур;
развитие зрительно-слухового восприятия,
Воспитательные:
формирование личностных качеств, взглядов, убеждений; формирование патриотических чувств, интереса к народной культуре
Просветительские:
формирование умений, навыков;
формирование адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации.
Направления инновационной работы:
Привлечение к сотрудничеству учреждений культуры и образования: краеведческого музея, картинной галереи, детской школы искусств, центра внешкольной работы и др.
Укрепление связей с объектами социокультурного назначения.
Разработка тематики и содержания выставок и экскурсий для различных возрастных групп.
Цель и задачи развития музея:
Целью создания нашего музея стало:
Знакомство детей с культурными традициями русского народа, бытом, обычаями, фольклором, праздничным календарем. Осознание смысла и значения исторической и духовной ценности музейных предметов.
Задачи:
- Раскрыть через предметы, экспонаты выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины.
Знакомить с русским народным фольклором.
- Развивать личностные качества детей средствами музейной педагогики.
- Воспитывать любовь и привязанности к своей семье, дому, воспитывать бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ.
Формы работы в музее:
Театрализация (дети примеряют на себя различные историко-культурные и психологические роли, проигрывают их).
Ребенок-экскурсовод (ребенок-рассказчик на качественно лучшем уровне усваивает информацию, а дети-слушатели воспринимают слова своего товарища с большим вниманием и отдачей).
Непосредственно-образовательная деятельность (педагог объясняет связь какого-либо ремесла и жизни людей, создание в процессе занятия экспонатов для музея).
Основная идея развития музея.
Изначально нами был сделан акцент на приобщение детей к русской национальной культуре, с целью социально-психологической адаптации детей к реалиям современной жизни путем воспитания на материале русской истории и культуры, традиций, устойчивых нравственных ориентиров, а также развития социальных и коммуникативных навыков.
Музей-результат совместной работы воспитателя, детей, родителей. Это большая поисковая деятельность, содержанием которой являются встречи с хранителями старинных вещей, работа с семейных архивом, семейными реликвиями Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят экспонаты. В русской избе размещены предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках, потешках.
В музее воссозданы основные детали и обстановку русской избы. Особенностью экспозиции является её динамичность и многофункциональное использование. Она полностью или частично может быть перенесена в зал, группу для создания интерьера фольклорного праздника, занятия, она не статична, может меняться и переставляться в зависимости от содержания экскурсий
Содержание экспозиции. В музее есть настоящие старинные вещи, а также макеты – конструкторы для постановки и игры. В музее несколько зон:
Красный угол;
Горница;
Бабий кут.
Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции)
Для удобства просмотра и восприятия вся экспозиция музея размещена по тематическим блокам:
«Мебель»: стол, лавки, сундук, люлька.
«Как Марьюшка семью кормила»: миски, крынки, чаши, ложки деревянные.
«Хозяйкины помощники»: кочерга, веник-голик, сечка, корытце, кадка рукомойник, ведро.
«Как Марьюшка бельё стирала и гладила»: рубель, корыто, доска, паровой, жаровой утюг, коромысло.
«Кухонная утварь»: квашня, чугунки, горшки, самовары, ухват, сковородник, сито, решето, совок, скалка, мутовка.
«Одежда и обувь»: русские народные костюмы, лапти и поршни.
«Освещение жилища»: лучина, свеча, лампа.
«Мастера и мастерицы»: прялка, веретено, плетеные, вязаные, тканые изделия) рушники, подзоры, скатерти.
«Изделия плетеные из бересты и лыка»: короб, лукошко, корзины
«Как Марьюшка да Иванушка детей растили»: люлька, зыбка, народные игрушки.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.
На перспективу планируем пополнить экспозицию предметами крестьянского труда: лемеха от сохи, колесо, подкова, дуга, коса, грабли, вилы, серпы, скобели, собрать различные виды замков.
Шире использовать в работе музея информационно-коммуникативные технологии.
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее во второй младшей группе
Разработала заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Смирнова Любовь Викторовна.
Дата. |
Тема.
|
Цель. Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
Сентябрь. |
«Милости просим в избу» |
Формирование представлений об избе, знакомство с хозяйкой. |
Народная игра «Катя, Катя маленька» |
Октябрь. |
«Сорока-сорока» |
Формировать представление о кухонной утвари: глиняный горшок, миска |
Обыгрывание потешки «Сорока» |
Ноябрь. |
Ай, качи, качи. |
Знакомство с колыбелькой, зыбкой. |
Чтение «Вот и люди спят», игра «Бай, качи» |
Декабрь. |
Водичка-водичка. |
Знакомство с рукомойником. |
Пение попевки «Вода-водица» |
Январь. |
С гуся вода, с Ваня худоба. |
Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. |
Исполнение потешек об умывании, колыбельных. |
Февраль. |
Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча |
Показать назначение печи, чугуна, ухвата. совок. |
Народная игра «Лады» |
Март |
Наша –то хозяюшка умела была. |
Закрепить представление об использовании веника, голика, |
Разучивание потешки «Наша-то хозяйка» |
Апрель |
Колобок – румяный бок. |
Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. |
Инсценирование сказки |
Май. |
Идёт коза рогатая. |
Познакомить с назначением крынки, подойника. |
Использовать потешки о корове и козе |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе
Дата. |
Тема.
|
Цель. Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
Сентябрь. |
«Дорогим гостям рады» |
Продолжать знакомить с избой, показать назначение красного угла. |
Пробуем угощение-овсяный кисель Заучивание «Восенушка-осень» |
Октябрь. |
«Как Иванушка на ярмарке был» |
Продолжать знакомить с атрибутами праздничного народного костюма (ленты, бусы) |
Обыгрывание потешки «Ай, тари, тари, тари» |
Ноябрь. |
«Пошла млада за водой» |
Рассмотреть вёдра, коромысло. |
Инсценирование песни. Украшение коромысла |
Декабрь. |
«Из бабушкиного сундука» |
Продолжить знакомство с народными игрушки (бирюльки, матрёшки, игрушки-свистульки) |
Изготовление куклы-скрутки |
Январь. |
«Приходите во горницу» |
Скалка, печь, чело, подтопок |
Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» |
Февраль. |
Наши подружки -ложки, миски, кружки |
Знакомить со старинной деревянной утварью. Деревянные ложки как предмет обихода и музыкальный инструмент. |
Продуктивная деятельность «Укрась посуду» |
Март |
«Эх, лапти мои» |
Показать лапти, познакомить с их назначением. |
Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» |
Апрель |
«Хозяйкины помощники» |
Уточнить представление о таких экспонатах музея, как сито, скалка, самовар |
Отрывок из сказки «Федорино горе» |
Май. |
«Курочка в избушке веником метёт |
Веник, голик, совок. |
Народные загадки |
Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе
Дата. |
Тема.
|
Цель. Использование атрибутов музея. |
Интеграция с другими видами деятельности. |
Сентябрь. |
«Как Марьюшку бельё стирала и гладила» |
Показать утюги (жаровой и угольный), рубель, валёк Знакомство с предметами обихода, используемыми при стирке (корыто, доска), |
Народные загадки об утюге. Стирка платочков. |
Октябрь. |
«Волшебные спицы» |
Знакомить с спицами и вязанием на них. Рассматривание шерстяных вещей, беседа «Откуда шерсть берётся» |
Продуктивная деятельность «Украсим Марюшке вязаные вещи» |
Ноябрь. |
Золотое веретено |
Познакомить со старинными орудиями и материалами традиционного женского труда (Кудель, прялка, веретено) |
Народная игра «Прялица» |
Декабрь. |
Волшебная иголка |
Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) |
Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки |
Январь. |
Как Марьюшка детей растила. |
Познакомить с традициями воспитания в семье, с народной игрушкой. |
Картина Маковского «Крестьянские дети» Потешка «Лады-лады» |
Февраль. |
Сверху пар, снизу жар-это русский самовар |
Познакомить с традицией чаепития. |
За самоваром знакомимся с докучными сказками. |
Март |
Весна пришла, сороки привела. |
Сито, скалка, ларь |
Печём жаворонков. |
Апрель |
Одежда наших предков |
Знакомство с женской народной одеждой (сарафан, кокошник), особенностями её изготовления. |
Пение «Уродись, бел ленок» |
Май. |
Прощание с избой |
Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. |
Народные загадки |
Читайте также |
---|
Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»
Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге
Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...
Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…
Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...