«Дидактическая игра в развитии старших дошкольников»

Прежде, чем более подробно разобрать данный вопрос, необходимо определит, что такое игра. Согласно определению в энциклопедии: игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта. Благодаря игре, ребенок начинает познавать мир сначала эмоционально, а затем интеллектуально. С помощью игры ребенок может вступить во взаимодействия с такими сторонами жизни, которые для него не доступны в реальности. Играя в игры, ребенок может приобрести необходимые для его всестороннего развития знания, умения и навыки. Так же детские игры способствуют полноценному развитию его творческого потенциала, развивают у ребенка внимание, мышление и восприятие. Все эти аспекты направлены на развитие умственных способностей дошкольников в целом. У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности.

Детская игра способна изменить отношение ребенка к окружающей его действительности, помогает лучше понять отношения как со взрослыми, так и со сверстниками. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли, а так же проявляются индивидуальные и возрастные особенности. Игра с древних времён выступает как форма обучения, как первая ступень воспроизводства жизненных ситуаций с целью их освоения.

Желание детей играть с большим успехом используется в педагогической практике. Существует множество научно обоснованных игровых методик, рассчитанных на детей разного возраста. Игра всегда имеет наличие четкой цели, что делает ее основным методом обучения дошкольников.

В современной педагогике (как в отечественной, так и в зарубежной) существует множество классификаций детских игр. Есть творческие игры, которые делятся на сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом, подвижные игры, игра-экспериментирование, досуговые игры, которые в свою очередь делятся на определенные подвиды.

Сегодня хотелось бы более подробно остановиться на развивающих играх, к которым и относятся дидактические игры.

Дидактическая игра является одним из важных методов обучения детей. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и в игре предусмотрен порядок действий. Можно сказать, что дидактическая игра – это определенный вид занятий, организованный в виде детской игры.

В игре у ребенка воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива, через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

Во многих образовательных программах современности к дидактическим играм предъявляют определенные требования.

Дидактическая игра обязательно должна носить учебный характер, включать в себя обучающие задачи. Предлагая детям играть в дидактические игры, педагоги не должны забывать, что данный вид игры нацелен развитие познавательной деятельности и интеллектуальных операций. И в тоже время надо помнить, что это игра, а не занятие. Нельзя забывать, что к игре ребенка должна привлекать возможность активно весело провести время, выполнять игровые действия, причем с удовольствием. Таким образом, дидактическая игра поможет ребенку чему-то научиться в легкой, не принужденной форме.

Дидактические игры имеют определенную структуру:

Игровой замысел – обычно выражен, как вопрос, в названии игры. С его помощью можно придать игре познавательный характер. Дидактическая игра должна иметь правила, которые помогают определить порядок действий в процессе игры, а еще воспитывают умение управлять своим поведением. Правила могут делать игу занимательной, но главное не перестараться в их создании. Очень важным компонентом для дидактической игры являются игровые действия. Они дают возможность детям проявить себя, применить на практике свои знания и умения. Игровые действия – основа игры, они делают игру более интересной и эмоциональной, что приводит к повышению внимания детей. И еще одна, но не менее важная основа для дидактической игры, является ее дидактическая задача (или познавательная). Определяя ее надо опираться на уровень подготовленности и личностных особенностей детей. В процессе игры игровая задача будет осуществляться главными ее участниками – детьми. Надо помнить, что она предстает перед детьми в игровом замысле. И наконец, обязательно в конце игры надо подвести итог, так как дает участникам моральное удовлетворение.

Дидактические игры делятся в основном на три группы:

Игры с предметами, играя с предметами, дети учатся сравнивать их, знакомятся со свойствами предметов, с их признаками, а так же решают задачи на классификацию и сравнение. Настольно-печатные игры, очень интересное и увлекательное занятие для детей. Эти игры разнообразны: лото, домино и многие другие. Словесные игры. В этих играх дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи. В словесных играх нужно иметь представления о предметах, и стараться углублять знания о них.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом.

Дидактическая игра может использоваться как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Она помогает детям обобщить знания, учит применить их в конкретной ситуации. В работе со старшими дошкольниками воспитатель учит детей самостоятельно организовывать дидактические игры, закрепляет умение самостоятельно выполнять правила, побуждает детей организовывать небольшие подгруппы, согласовывать свои действия и исполнять роль ведущего.

В дидактических играх перед детьми ставится определенные задачи, требующие внимания, умственных усилий, сосредоточения, умение играть вместе, быть справедливыми и уступчивыми. Эти игры помогают в решении нравственных задач воспитания и обучения детей. Так же важное место в дидактической игре занимает сенсорное развитие, так как ребенок начинает через игру узнавать цвет, форму и размер предметов.

Педагог должен помнить, что успешное руководство игрой в умении правильно определить программное содержание. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей.

В организации дидактических игр педагог должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кому то дать задание чуть сложение, а кому то легче. Так же в организации игры важно учитывать место игры, количество играющих детей и материально - дидактическое обеспечение.

Важно помнить, что дидактическая игра помогает ребенку получать много новой информации, необходимой для его развития.

 

Литература:

1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. – 150 с.

2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. – 280 с.

3. Гербова В.В. Воспитание детей. – М., 1981. – 255 с.

4. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1975. – 238 с.

5. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976. – 94 с.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 1982. – 95 с.

Сайты:

1.http://ru.wikipedia.org.

2.http://otherreferats.allbest.ru.

3.http://nsportal.ru.

4.http://bibliofond.ru.

5.http://knowledge.allbest.ru.





Новые публикации

Конспект НОД по развитию речи «Повторение русской народной сказки «Царевна-лягушка»

Конспект НОД по развитию речи «Повторение русской народной сказки «Царевна-лягушка» Задачи: Закрепить знание детей о русско-народной сказке. Продолжить развивать умение следить за развитием...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию…

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Полезные продукты» Цель: создать условия для развития и...

Методическая разработка занятия по программе изучения окружающего мира «Вода –…

Методическая разработка занятия по программе изучения окружающего мира «Вода – источник жизни» Аннотация к занятию. Данное занятие может проводиться с группой детей старшего дошкольного возраста...

Читайте также

Мастер-класс с родителями, детей дошкольного возраста: «О правилах важных пожароопасных»

Мастер-класс с родителями, детей дошкольного возраста: «О правилах важных пожароопасных»   Цель: Обучение родителей, каким образом и с помощью каких приёмов можно...

Музыкально-театрализованный праздник «Осенняя Сказка»

Музыкально-театрализованный праздник «Осенняя Сказка» (По мотивам сказки «Лягушка путешественница» В.М. Гаршина)   Цель: расширять кругозор детей через знакомство с творчеством писателя В. Гаршина посредством...

Семинар для педагогов «Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС»

Семинар для педагогов«Интеграция и реализация образовательных областей ФГОС» Цель: помочь педагогам освоить ФГОС.   Заседание № 1 Тема: Образовательная область: «Физическое развитие». План проведения Вопросы плана Ответственный...


Комментарии

  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...





В блогах

«Фольклор как средство приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Подготовила: Гряколова И.А.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад комбинированного вида № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области  «Фольклор как средство приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Подготовила: Гряколова И.А. Энгельс-2020г. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта...

Конспект прогулки в первой младшей группе Тема: «Зимняя забава»  Воспитатель: Гряколова И.А. 2020 г.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 17» Энгельсского муниципального района Саратовской области Конспект прогулки в первой младшей группе Тема: «Зимняя забава»  Воспитатель: Гряколова И.А. 2020 г. Конспект прогулки Возрастная группа: первая младшая группа  Тема «Зимняя забава». Ведущая образовательная...

Группа

Наша группа "Затейники"

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство