Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников

К концу старшего дошкольного возраста речь детей достигает достаточно высокого уровня, происходит значительное накопление запаса слов. Это во многом происходит благодаря чтению детям произведений художественной литературы, которая обогащает речь ребятишек, делает её насыщенной, яркой, красочной.

Среди ряда произведений художественной литературы именно русская народная сказка выступает как прекрасное средство формирования образности речи. Сказки оказывают сильнейшее воспитательное и обучающее воздействие на ребёнка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, благодаря ей у детей развиваются все психические процессы, в особенности мышление и воображение.

Читая сказки, мы взрослые оказываем реальную помощь, потому что именно сказки способны раскрыть перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. Часто, читая сказки, в самом начале происходит повторение выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и так далее, происходит использование одних и тех же средств поэтического языка – «море синее», «дремучий лес» - и ребёнок, когда слышит в тексте сказки постоянно эти выражения, он делает их достоянием собственной речи.

Ни для кого не секрет, что народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети слышат поставленную, грамотную, интонационно окрашенную речь взрослого: произношение рассказчика должно быть правильным, чётким, ясным, взрослые не должны забывать о необходимых паузах, ударениях как внутри предложения, так и между отдельными частями сказки.

Для лучшего усвоения прочитанной детям сказки необходимо провести беседу о прочитанном, выделив тем самым самые нужные, интересные, познавательные, духовные моменты.

Педагогам в своей работе с русской народной сказкой как со средством развития образности речи можно использовать целый ряд приёмов:

1) Педагог, задавая вопросы, должен думать о их разнообразности по своей направленности. Педагог может выступать как помощник, который всегда напомнит малышу какой-либо эпизод сказки, обратит внимание ребёнка на отдельное слово, фразу, поступок героев произведения.

2) Рассматривание иллюстраций помогает накапливать у дошкольников представления о том, что и для чего рисовал художник, что этими иллюстрациями он хотел сказать.

3) Педагог предлагает создать словесные зарисовки детям, где ребёнок воображает себя художником-иллюстратором, создающим картинки к сказкам.

4) По обращению детей может быть организовано повторное чтение отрывков из полюбившейся сказки, при таком чтении дети полнее воспринимают художественные достоинства произведения, подмечают сравнения, эпитеты, а также другие средства выразительности.

5) Самый увлекательный момент-это драматизация полюбившихся отрывков, которые наиболее интересны в плане обогащения и активизации словаря.

Подводя итог, можно отметить, что сказки приоткрывают детям дверь в удивительный мир волшебства, где они учатся использовать богатый опыт, накопленный предыдущими поколениями в виде фольклора, помогают улучшить качество речи и значительно разнообразить словарный запас детей.





Новые публикации

«Пальчиковый игротренинг»

«Пальчиковый игротренинг» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует ее развитию». В.М. Бехтерев. Пальчиковый игротренинг - это развитие мелкой моторики в...

Подвижные игры дошкольников

Подвижные игры дошкольников Введение Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Одна из характерных особенностей подвижных игр...

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня»

Конспект сюжетно-ролевой игры «У нас в гостях кукла Таня» Цель: Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Образовательные задачи: развивать разговорную речь...

Читайте также

Конспект занятия в первой младшей группе «Сказка в гости к…

Конспект занятия в первой младшей группе «Сказка в гости к нам пришла» Программное содержание: продолжать знакомить детей с литературным жанром – сказка; привлекать детей к участию...

Интегрированное занятие (основы элементарных математических представлений, художественная литература) «В гостях…

Интегрированное занятие (основы элементарных математических представлений, художественная литература) «В гостях у сказочницы» (вторая младшая группа) Цель: Познакомить детей со сказкой Г. Цыферова «Кто кого добрее»...

Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста

Детский репертуар как средство развития вокальных способностей детей дошкольного возраста   Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста...


Комментарии

  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...

     
  • Тамара
    А вы не думали, что дети увидев эти наглядные опыты, не попытаются из повторить???!!! !

    Подробнее...

     
  • Виктория
    Огромное спасибо за красоту!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    отличный сценарий-надо попробовать поставить сказку.Благодар ю.

    Подробнее...





В блогах

Игровые технологии в ДОУ

В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении ( «Прогулка в парах» ,  «По узенькой дорожке» ,  «Ай-да»  и др.). 2...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игра в жизни ребенка».

Цель: развитие профессионального самосознания, творческого потенциала личности, коммуникативной компетентности педагогов. «Знакомство». Я вас всех приветствую и предлагаю, передавая по кругу мягкую игрушку, представиться и сказать, с какой игрушкой вы себя ассоциируете. «Мое качество». Психолог: Сейчас у нас будет возможность больше...

Консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве...

Консультации для родителей «Воспитание ответственности у детей»

Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы - в установлении постоянных обязанностей для детей. Считается, что мальчикам надо поручать выносить мусорное ведро или стричь газон, а для...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство