Итоговая работа по программе «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему
«Форма организации творческой деятельности детей с ОВЗ в ДОУ»

 

Актуальность выбранной темы:

По данным ООН, на 2010г. в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья).

Более того, в нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ОВЗ. В России частота детской инвалидности за последнее десятилетие увеличилось в два раза. В 1995 году в органах социальной защиты населения состояло на учете свыше 453 тысяч детей – инвалидов, получающих социальную пенсию. Но фактически таких детей в два раза больше: по расчетам ВОЗ их насчитывается 900 тысяч – 2-3% детской популяции.

Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы по реабилитации, специальные учебные заведения и.т.д.). Но разработкой этих мер должна основываться на знании закономерностей задач, сущности процесса социальные реабилитации.

В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Социальная политика в России, ориентированная на людей с ОВЗ взрослых и детей строится сегодня на основе медицинской модели. Исходя из этой модели, ОВЗ рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющую инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его нервный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Стремясь изменить негативную тенденцию, мы используем понятие «человек с ограниченными возможностями здоровья», которое все чаще стало использоваться в российском обществе. Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка.

Такая мысль в корне меняет подход в триаде «ребенок-общество-государство». Суть этого изменения состоит в следующем – главная проблема с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченном общении с природой, недопустимости ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политике и сложившегося общественного сознания, санкционирует существование недоступной для ребенка с ОВЗ архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

- ребенок, имеющий инвалидность, может быть, так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

- ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

- государство призвано не просто предоставить ребенку, с ограниченными возможностями здоровья, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти на встречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снивилировать ограничения, препятствующих процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Термин ребенок с ОВЗ в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение к ребенку как социально бесполезной категории. Понятие «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, а ограничение мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности в общении с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, которым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционирует существование недоступной для ребенка с ОВЗ архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Ребенок с ОВЗ – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Ребенок с ОВЗ может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей.

Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.

Государство не просто призвано предоставить ребенку с ОВЗ определенные льготы и привилегии, оно должно пойти на встречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих нивелировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития.

Объект: творческая деятельность

Предмет: форма организации.

Цель: Теоретически обосновать и практически разработать форму организации творческой деятельности детей с ОВЗ в ДОУ.

Проблема: включение детей с ОВЗ в творческую деятельность, формировать умение взаимодействовать со сверстниками, способствовать социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

Задачи:

1) Описать сущность понятий ребенок с ОВЗ.

2) рассмотрите несколько видов детей с ОВЗ (ЗПР, ЗПРР, ОНР II и III вид, ДЦП).

3) дать понятие творческой деятельности детей с ОВЗ в ДОУ.

4) создание условий для выравнивания творческих способностей детей.

 

Теоретическая часть

Проблема организации системы психолога - медика - педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено в первую очередь возрастанием численности новорожденных с проблемами здоровья. Так, по данным Т.В. Волосовец доля здоровых новорожденных снизилась с 48,3 % до 36,5 %; до 80 % детей рождаются физиологически незрелыми; около 70 % новорожденных имеют перинатальную патологию.

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:

Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

1. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

2. Дети с нарушением речи (логопаты);

3. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

4. Дети с умственной отсталостью;

5. Дети с задержкой психического развития;

6. Дети с нарушением поведения и общения;

7. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Оценка определенных проявлений своеобразного нетипичного развития - необходимое основание для разработки системы специального обучения Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество. Для нормальной адаптации ребенка с когнитивными нарушениями важно, чтобы у него формировалась правильная оценка окружающих и себя, воспитать нравственное отношение к окружающим. Одной из форм социальной адаптации детей с ограниченными возможностями является праздник.

Здесь необходимо решить две основные задачи:

- создать условия, которые позволят каждому ребенку с когнитивными нарушениями реализовать себя, помогут стать уверенными в себе и жить в тесном контакте с другими людьми;

- помочь окружающим - педагогам, членам семьи, соседям школьникам – принимать, уважать детей с когнитивными нарушениями, доброжелательно относиться к ним, ценить их возможности и способности (Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 2002. С. 45).

Эти основные задачи можно разделять на более частные (Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СПб, 2008. С. 25.):

1. Помощь в решении проблем полноценного социального функционирования, способствующая овладению комплексом социальных ролей, норм и правил поведения (социально-бытовая адаптация).

2. Максимальное вовлечение ребенка в социум (организация совместной деятельности детей, имеющих когнитивные нарушения с нормально развивающимися сверстниками, расширение круга общение у детей, развитие коммуникативных навыков поведения в детском коллективе).

3. Формирование и удовлетворение культурных запросов детей с проблемами в развитии, расширении зоны их творческих возможностей, круга интересов.

4. Оказание эмоциональной и психологической поддержки ребенку с когнитивными нарушениями, активизация его жизненных сил.

5. Помощь в определении возможностей и способностей ребенка.

6. Информационная помощь.

7. Изменение негативных установок здоровых людей по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Решение данных задач в ходе проведения праздника требует особого подхода к его организации.

Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения.

Используя элементы арттерапии, наши специалисты не ставят цель научить ребенка. Основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

В работе с детьми ребенку предлагается свободный выбор творческого материала (краски, мелки, цветные карандаши, пластилин, глина, клей и др.) и вида деятельности. Дети с радостью фантазируют и придумывают, лепят и рисуют, обследуют и познают свойства незнакомых материалов.

 

Практическая часть.

На данное время в структурном подразделение Детский сад «Гнёздышко» II корпус функционирует.

2-е разновозрастные группы.

I – ая группа – II – ая младшая средняя (возраст детей от 3-5лет).

II группа – старшая подготовительная (возраст детей от5 до 7лет).

Тема: форма организации творческой деятельности с ОВЗ очень актуальна для нашего ДОУ, т.к. на период 2011-2013гг. детский сад посещает большое количество детей с ОВЗ. В заключении ПМПК наших детей стоят диагнозы (ЗПР, ЗПРР, ОНРII И III ур. ДЦП). В 2010г во II-й мл. средней группе детей с ОВЗ составило - Х% (20-25%).

Для этих детей были разработан дневник (наблюдений) Приложение №1, с памяткой для воспитателя (Приложение №2, Приложение №3). Цель дневника состоит в том, чтобы дать родителям полную информацию об событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь ребенка в течение дня. Это нужно для того, чтобы они могли:

- поговорить с ребенком об этих событиях

- сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности о ней, поддерживать эмоциональную связь с ребенком. Когда ведется дневник наблюдений.

Обязательное.

1) Наблюдение ведется в течение 7-9 дней, после поступления ребенка с ОВЗ в группу (может продлиться 21 день).

2) Перед прохождением ребенка с ОВЗ ПМПК (медика - педагогической комиссии).

Также составляется индивидуальное портфолио на каждого ребенка с ОВЗ.

Портфолио (Приложение№4) как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка с ОВЗ за определенный период (период нахождения ребенка в ДОУ).

Множество мероприятий, – которые позволили решить многие образовательные и коррекционные задачи.

В течении двух лет пребывания в группе дети с ОВЗ участвовали в праздниках, организуемых в соответствии с традиционной тематикой, принятой в дошкольных учреждениях: «Новый год», «Мамин праздник», «День рождения». В первый год обучения проводились такие праздники, как «Веселые старты», «Скоро лето», а во второй – «Праздник урожая», «Масленица», с детьми были подготовлены инсценировки сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок», «Снегурочка».

Вся работа состояла из трех этапов: подготовительный - проведение праздника – закрепление впечатлений.

Подготовительный этап:

1) разработка сценария: предметно игровые действия, движения под музыку, элементы театрализованных и сюжетных игр.

2) создание предметно – развивающей среды: театральная атрибутика, музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, колокольчики, дудки); звучащие игрушки; предметы и игрушки по тематике праздника (елка, елочные украшения, «снежки»; цветы, флажки, ленточки; мягкие игрушки, куклы, куклы-марионетки ); игрушки для проведения подвижных, сюжетных игр; предметы для «сюрпризных моментов» (подарки для детей и родителей, новые игрушки); аудиозаписи (классическая музыка, звуки живой и неживой природы, детские сказки и песни);

3) подготовка детей к празднику на коррекционно-педагогических занятиях;

4) участие всех специалистов занимающихся с детьми в группе (логопед, музыкальный руководитель);

5) работа с родителями (они готовили костюмы, подарки, разучивали с детьми стихи, песни и т.д.).

На первом этапе большое значение придается формированию у детей мотивации к положительному взаимодействию со сверстниками и закреплению программного материала в процессе занятий. Сначала подготовка к празднику осуществлялась индивидуально, затем на занятиях в «малой группе» и только потом на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях логопеда устанавливались доверительные отношения с ребенком. После того как дети начинали с желанием выполнять предметно-игровые действия с педагогом, их включали в «малые группы» (два ребенка примерно с одинаковым уровнем психофизического развития), в которых у них формировали интерес к сверстнику, к совместным предметно – игровым действиям, прививали навыки положительного взаимодействия друг с другом (умение находиться рядом, не мешать друг другу, действовать по очереди, меняться игрушками, сопровождать действия по очереди, меняться игрушками, сопровождать действия доброжелательными жестами, мимикой, словами и т.д.).

Подгрупповые занятия начались с музыкального воспитания и развития движений, затем детей знакомили с окружающим, развивали речь, обучали игре, чуть позже – стремились сформировать у дошкольников интерес к продуктивным видам деятельности.

Остановимся на описании подготовительного этапа на примере организации праздника «Новый год» 2011г. (Приложение№8.)

На занятиях по музыкальному воспитанию особое внимание уделялось формированию умений слушать музыку, петь, выполнять музыкально-ритмичные движения (игры и упражнения с предметами, сюжетные действия и игры под музыку). Детей учили водить хоровод под музыку, петь песни, допевая слова; выполнять движения только под музыку (кружиться с ленточками, парами); использовать музыкальные игрушки-инструменты (ложки, дудочки, колокольчики, бубны); выполнять музыкально ритмические и музыкально-дидактические упражнения, играть в подвижные игры (сначала совместно со взрослыми, затем по подражанию и показу).

На занятиях по физическому воспитанию отрабатывали основные движения (бег, прыжки, метание) с учетом индивидуального развития детей; проводили подвижные игры («Лиса и зайцы», «У медведя во бору», «Мороз, мороз» и др.).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей знакомили с сезонными изменениями в природе (наблюдение за снегопадом, уборкой улиц от снега и др.), с персонажами новогоднего праздника: Дедом Морозом, Снегурочкой, зайцем, лисой, медведем. Используя элементы театрализованной деятельности, обыгрывали ситуации праздника с использованием кукольного театра, елочных украшений, примеривали костюмы (шапочки, воротнички, хвостики). Дети выполняли характерные для персонажей движения, рассказывали стихи на праздничную тематику, используя игрушки-персонажи. Детей знакомили с традициями проведения праздника (нарядная елка, украшение помещений игрушками и др.), с ними играли в дидактические игры, закрепляющие представления о праздничной атрибутике («Чудесный мешочек», «У кого такая?», «Найди такого цвета», «Найди пару», «Угадай, что в такой коробочке»).

На занятиях по формированию интереса к продуктивным видам деятельности акцентировали внимание на обобщении и активизации представлений об окружающем мире, полученных на других занятиях. Педагог рисовал знакомые предметы, а они эти рисунки соотносили с реальными предметами. Затем дошкольников привлекли к совместному созданию рисунков, поделок, аппликаций по тематике праздника («Падает снег», на тонированной бумаге способом примакивания рисовали снег; «Украшаем елку шарами», на елочку наклеивали шарики из бумаги; «Елочка в снегу», рисовали снег на вырезанной из бумаги елочке); шапочек лисы, зайца, медведя (к заготовкам приклеивали глаза, нос), дети также мастерили игрушки для елки (хлопушки, шарики из фольги), гирлянды для украшения зала, помещений группы, подарки для родителей и др.

Также была проведена «Неделя игры и игрушки» в рамках сотрудничества ДОУ «Гнёздышко» с реабилитационным центром (7-8 вида).

Цель: Социальное общение между детьми из обычного детского сада с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для детей ДОУ и РИ это стало «великим путешествием», т.к. главная проблема ребятишек – ограничение контактов со сверстниками и взрослыми, доступа к культурным ценностям. Великое путешествие еще раз наглядно показало нам взрослым, что ребенок с ОВЗ также способен и талантлив как его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем. И его внутренний мир открыт для познания, общения, творчества, а творчество ограничить нельзя. (Приложение №5-6 газета, №7 Сценарий праздника.)

Второй этап - проведения праздника.

- Он длится от 20-25 минут (учитываются особенности и возможности психофизического развития детей).

- К играм привлекаются родители.

- Обязательно чередуются активные (подвижные игры, пляски и др.) и спокойные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть наблюдателем, зрителем (слушание успокаивающей музыки, просмотр выступлений гостей – выпускников группы).

Особое внимание уделяли разработке сценария, подбору используемого речевого материала (четкие инструкции, простые стихи) должны быть предельно понятны детям; музыкальные подвижные игры и упражнения, а также пляски подбирали с таким расчетом, чтобы дети независимо от уровня психофизического развития могли в них участвовать. Предлагали выполнить простые движения в удобном для дошкольников темпе, сыграть в игры, в которых необходимо обмениваться игрушками, действовать или вместе, или поочередно.

Третий этап посвящен закреплению впечатлений, знаний, умений, полученных на празднике. На музыкальных занятиях мы повторяем элементы программы праздника, играем в подвижные и музыкальные игры, поем песни. Тему праздника включаем в содержание игровой деятельности в ходе занятий: «Новый год у кукол», «Зверята веселятся вокруг елки», «Позовем друзей на елку».

На занятиях по ознакомлению с окружающим проводим беседы с просмотром видеоматериалов, фотоальбомов; обыгрываем сказочные ситуации праздника.

Тематику праздника включаем и в занятия продуктивными видами деятельности, например, аппликацией «Украшаем комнату мишке», лепкой «Шарики для елки», рисованием «Огоньки на елке», «Шарики на елке».

 

Заключительная часть.

Опыт свидетельствует: в первый год обучения (первое полугодие) небольшая часть детей смогла активно участвовать в праздниках, большинство – только вместе с родителями; конечно, некоторые испытывали трудности при общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр и упражнений, они отказывались от взаимодействия. В рамках «Неделя семьи» в ДОУ была проведена встреча с семьями всех детей «Моя большая дружная семья» Этот праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и педагогов. Способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их включению в коллектив. (Приложение №9.)

К концу второго года обучения практически все активно участвовали в праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или родителей.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников является важным средством эмоционального и познавательного развития детей, оказывает положительное влияние на формирование умения взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию детей и их включению в детский коллектив.

 

Список используемой литературы:

1. Выдрова И.А. Музыкальные занятия с детьми третьего года жизни ОВЗ. Коррекционная помощь детям раннего возраста с ОВЗ: Метод. Пособие Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2004 г.

2. Выдрова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких:Кн. Для родителей. М., 2007 г.

3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. 2006 г. №6

4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.Мишиной. М.,2006 г.

5. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2004г.

6. Программа «от рождения до школы» под редакцией Е.А. Веракса 2010 г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Деревья»

Конспект НОД «Деревья» Группа: старшая Форма проведения: групповая. Цели: Уточнить знания детей о деревья их внешнем виде и строении. Закрепить представления о том, что...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию на тему: «Городской транспорт» В рамках тематической недели: «Транспорт». Дата проведения: (первая неделя ноября). Цель: закреплять знания детей о...

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...

Читайте также

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы

Опыты «С нравственным подтекстом» для детей старшей группы Чистая душа Материал: 2 прозрачных стакана (один пустой, другой с водой), черная краска, кисточка. Ход...

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Цифровое детство

Цифровое детство Еще недавно, мы взрослое поколение, постепенно погружались в цифровой мир. Времена изменились, а наши дети уже рождены в этом...