Литературная встреча «Мы родом из детства»

(по произведениям В. Берестова для детей старшего дошкольного возраста и их родителей)

Программное содержание:

1. Развивать интерес к творчеству В. Берестова, воспитывать читателя, способного эмоционально воспринимать его произведения;

2. Пополнять литературный багаж сказками и стихотворениями В. Берестова; .

3. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов, драматизации сказки;

4. Воспитывать чувство юмора, используя сюжет из произведений В. Берестова.

5. Поддерживать эмоциональный настрой детей и родителей при совместной деятельности.

Ход встречи

Педагог встречает родителей и детей у дверей музыкального зала (литературной гостиной). Дверь празднично украшена. Звучит музыка.

Педагог: Добрый вечер, гости дорогие! Очень рада нашей встрече в «литературном кафе». Но прежде хочу вам прочитать следующие строчки: «Вот дверь. Тебя внесли в нее кульком, А вывозили из нее в коляске. А вот и сам, укатан башлыком, Ты тянешь на порог свои салазки. Ты –

первоклассник. На дворе метель. В руке набитый книжками портфель. Растешь. Ползут зарубки вверх по двери. Ключ от нее уже тебе доверен. Все та же дверь. А всех ведет она в иную жизнь, в иные времена»

Приглашаю вас пройти через эту дверь и окунуться в мир неразгаданных тайн.

Родители и дети заходят в «литературную гостиную» и рассаживаются за столики.

Педагог:

Любили тебя без особых причин.

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней,

Останется тайной опорой твоей.

Надеюсь, что, слушая эти строки, которые написал Валентин Берестов, вы все почувствовали себя детьми. Ведь все мы с вами родом из детства. Стихи В.Берестова зовут искать, играть, соревноваться. Даже ленивого и равнодушного растормошит их беспокойный, подвижный, задорно-дразнящий ритм.

И сегодня я предлагаю вспомнить знакомые с детства строчки и поиграть.

Задание №1 Игра «Кто это?»

Педагог: Для разминки я буду читать стихотворения В.Берестова, а вы назовите, о ком это стихотворение:

.. .Рогатая головушка!

Малых деток не бодай,

Молочка им лучше дай!»

(«Коровушка»)

Куд-куда? Куд-куда?

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

(«Курица с цыплятами»)

... .Желтенький бочок

Ножками стукает,

Головой мотает - Где же стадо?

Му-у-у! Скучно одному-у -у!

(«Бычок»)

... распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться.

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

(«Петушки»)

У меня в руке мохнатый червячок.

Он везет зеленоватый огонек.

И зовут его, ребята, -

(«Светлячок»)

В дверь вошло животное

До того голодное:

Съело веник и метлу,

съело коврик на полу,

Занавески на окне

И картины на стене

Со стола слизнуло справку

И опять пошло на травку.

(«Коза»)

Педагог: Возвращаясь вместе с поэтом в день сегодняшний, мы узнаем в его стихах себя. Это ведь ты, съезжая с высокой горы, испытывая «наслаждение особого свойства - превращения страха в геройство». Это твой «детский, веселый мяч летел на встречу с летом». Это ты впервые сам прочитал с восторгом слово МАМА.

Задание №2

Педагог: Сейчас я раздам вам отрывки из знакомого вам стихотворения. Необходимо восстановить полный текст, а ребята прочитают это стихотворение.

1 ребенок: Как хорошо уметь читать!

                   Не надо к маме приставать

2 ребенок: Не надо бабушку просить:

                   «Прочти, пожалуйста! Прочти!»

3 ребенок: Не надо умолять сестрицу:

                  «Ну, прочитай еще страницу»

4 ребенок: Не надо звать,

5 ребенок: Не надо ждать.

6 ребенок: А можно взять и прочитать!

Педагог: Ребята, когда-то ваши папы и мамы были первоклассникам и с волнением вслушивались в свой первый школьный звонок. Они росли, дружили, учились. А их помощниками в учебе были школьные принадлежности. У В.Берестова есть много стихотворений об этих помощниках. Что это за помощники мы узнаем из магических квадратов

Задание № 3 Игроки получают «магические квадраты». Пока дети отгадывают загадки, родители должны найти и зачеркнуть названия стихотворений

п

е

н

а

л

л

и

н

о

е

ф

о

ч

к

а

е

р

г

р

т

с

и

т

й

т

у

у

е

я

н

о

к

ф

д

ч

т

з

б

ч

а

е

к

к

р

ь

е

и

а

л

и

а

а

д

ч

л

к

ь

ц

и

р

к

у

л

ь

Загадки по стихам В .Берестова

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит,

Но только осень настает,

Меня он за руку ведет.

(портфель)

Карандаш писать не хочет

-Вот она его и точит.

Вьются стружки и опилки

Из-под маленькой...

(точилки)

Помарку стерла я с листа

И совесть у меня чиста,

-Чумазенькая спинка,

Потому что я - ...

(резинка)

- Учитель у меня в портфеле!

Кто? Быть не может! Неужели!

- Взгляни, пожалуйста. Он - тут.

Его... (учебником) зовут.

Там где я, там и читай!

Зря страницы не листай.

Я нужна вам для порядка.

Я - красивая...

(закладка)

Когда я начинал,

То с трудом влезал в пенал,

Школьник пишет и растет,

Я же- наоборот.

Исписал я сто бумажек.

Я - малютка...

(карандашик)

Одной ногой проткнул бумагу,

Уцепился и - ни шагу.

Чертит круг другой ногой

Помощник мой - циркач лихой.

(циркуль)

Над бумажным над листом

Машет палочка с хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет.

Красит в разные цвета.

Ух, какая красота!

(кисточка)

Буквы напечатанные

Очень аккуратные.

Буквы для письма

Я пишу сама

(ручка)

Педагог. А кто из вас, уважаемые игроки умеет

прыгать? А вот мы сейчас и проверим.

В гостиную вбегают два ребенка в масках лягушат.

Педагог: Мои помощники, лягушата, будут читать стихотворение, а вы повторяйте за нашими лягушатами. На «Ква-ква» - прыжки и хлопки, на «ать - два»- шаги.

1 лягушонок. Раньше были мы икрою, ква-ква!

2 лягушонок. А теперь мы все герои, ать-два!

1 лягушонок. Головастиками были, ква-ква!

2 лягушонок. Дружно хвостиками били, ать-два!

1 лягушонок. А теперь мы лягушата, ква-ква!

2 лягушонок. Прыгать с берега, ребята, ать-два!

Вместе. И с хвостом и без хвоста

Жить на свете красота!

Педагог. Молодцы! Все как один принимаетесь в почетные лягушата В. Берестова.

Вручает медали в форме лягушат.

Педагог: Прочтешь стихи В.Берестова, оглянешься вокруг и почувствуешь, что просыпается в тебе художник. Разве это не ты любишь угадывать в плывущих облаках, в причудливых корешках деревьев очертания знакомых зверей или сказочных существ. Видишь в простом репейнике путешественника, мечтающего вцепиться «в чьи-то штаны, в волчий хвост или заячью грудь и в дальний отправиться путь». Или жука:

Ну какое же детство без жуков!

Их следы - как вышитые строчки.

Из-под плотных темных пиджаков -

Светлых крыльев легкие сорочки.

На автомобильчик он похож,

И усами движет, как чудовище,

И блестит, как дорогая брошь,

Сам себе разбойник, сам сокровище.

Тот как желудь.

Этот как орех.

Вот рога оленьи, носорожьи. Майский жук летает лучше всех.

Но дороже всех коровка божья.

Задание №4 «Художники»

Педагог предлагает игрокам трафареты различных жуков, кисти и краски.

Педагог: И мы с вами сейчас превратимся в художников: раскрасим на свой вкус жуков и поместим их на нашей лужайке.

Родители и дети раскрашивают жуков и помещают их на панно.

Педагог: Сегодня мы с вами окунулись в созданный поэтом светлый, добрый и чудесный мир. А чудеса бывают только в сказке. Со своей женой, художницей Татьяной Александровой, Валентин Берестов писал не только стихи, но и сказки. И сейчас наши артисты покажут вам сказку.

Инсценировка сказки «Домовитый козел»

На сцену выходит матрешка и поет:

Я девчонка ничего! Не боюсь я ничего

Если я и пропаду, Все равно не пропаду.

Матрешка: Здравствуйте, гости дорогие! Расскажу вам сказку не про козленочка, не про козу-дерезу рогатую, бодатую, а про домовитого Козла.

Жил-был Козел. Сам лохматый, головой бодатый, бородой кудреватый, а главное - домовитый, любил в доме порядок. Пришел он однажды к сестре Козе.

Открывается занавес.

Картина 1.

Изба. Посередине избы стол, лавка. На столе лежит кочан капусты. Двое козлят играют-бодают друг друга. Коза собирает со стола чашки, ложки. За столом сидит Козел. Жует капусту.

Козел: Еда не вкусна. Изба тесна, дети невежи - брыкаются да бодаются.

Коза: Играют они. Маленькие еще! Друг дружку ведь бодают, а не тебя.

Козел: Все равно нет у тебя порядка. Не смыслишь ты в хозяйстве ни бе ни ме.

Козел встает из-за стола. Занавес закрывается. Матрешка: Пошел Козел к Свинье.

Занавес открывается. Смена декораций.

Картина 2. -

Изба. Посередине избы корыто (лохань) Свинья стирает.

Матрешка: Примостился Козел у лоханки, досыта угостился и ворчит.

Козел: Хлев, а не изба. Стены вытерты - бревен не видать. Стола нет, из лоханки угощают.

Свинья: А это, батюшка, и есть хлев.

Козел: Оно и видно. Нет у тебя порядка. В хозяйстве ты ни бе ни ме.

Уходит. Занавес закрывается. Смена декораций.

Матрешка: Пришел Козел к Зайцу.

Занавес открывается.

Картина 3.

Лесная поляна. Под кустом сидит Заяц, на пенечке Козел, едят капусту.

Козел: Ну и капуста у вас, зайцев - одно название! Невежа ты Косой! В дом не пустил, под кустом угостил, порядка не знаешь, в хозяйстве не смыслишь ни бе ни ме!

Заяц: Мой дом под любым кустом. Какой облюбую, в том и переночую. А тебя, Козла, знать не хочу.

Матрешка: И ускакал.

На сцену выходит Лиса.

Лиса: Верно, Козел. Пустой народишко - зайцы. Будь у Косого дом - я б к нему в гости; или бы рядком, потолковали ладком. Идем ко мне!

Уходят. Занавес закрывается. Смена декораций.

Матрешка: Идут Лиса и Козел по лесу. Песни распевают. Приходят к лисьей норе.

Занавес открывается. ,

Картина 4.

Лес. На ширме темное пятно (нора).

Матрешка: Видит Козел в земле дыра. Козел засовывает голову в дырку.

Козел: Дыра, да не одна. Это и есть твой дом? По лесу шастаешь, богатой шубой хвастаешь, а у самой земля вместо крыши, живешь хуже мыши. Не смыслишь ты в хозяйстве ни бе ни ме.

Лиса: А ты меня, глупую научи!

Козел: Ну, слушай. Гость пришел, перво-наперво ставь угощение. Где оно у тебя?

Лиса (показывает на Козла): А вот где! Волк, Медведь, идите Козла драть!

Матрешка: Испугался Козел и убежал.

Занавес закрывается. Смена декораций.

Матрешка: Забежал в чью-то избу.

Занавес открывается.

Картина 5.

Изба. Посередине избы стол, лавка. На столе скатерть, на окнах занавески. На стене висит портрет Козла.

Матрешка: Сел на лавку и за свое.

Козел: Скатерть изжевана, занавески измочалены, пол не метен, потолок не белен и дверь настежь. Растяпа тут живет, порядка не знает, в хозяйстве не смыслит ни бе ни ме. Придет, я ему задам!

Матрешка: Сидит на лавке. По сторонам озирается.

Козел замечает портрет.

Козел: А это кто такой? Сам лохматый, головой бодатый, бородой кудреватый.

Козел хватается за голову руками.

Козел: Да это же я! Своего дома с перепугу не узнал.

Матрешка: Стыдно стало Козлу. И стал он пол мести, половики трясти, занавески стирать, гостей созывать.

Козел по очереди выполняет все действия.

Матрешка: И я там была. Чай с медом пила. С лепешками, ватрушками, пирогами, плюшками. И вас, гости дорогие, приглашаю к столу.

Для игроков, артистов и гостей организуется чаепитие.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла»

Весеннее развлечение в младшей группе «Весна пришла, тепло принесла» Цель: обобщить представления детей о весне, весенних явлениях и игр на свежем...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Читайте также

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…

План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»

Краткосрочный проект в подготовительной группе. Тема: «Зимующие птицы»

Краткосрочный проект в подготовительной группе Тема: «Зимующие птицы» Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: групповой. Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц (декабрь) Участники: воспитатели, родители, дети подготовительной группы «Ромашка». ...

Проект «В царстве воды»

Проект «В царстве воды»