«Развитие речи детей дошкольного возраста»

В возрасте 3 - 7 лет малыш все чаще стремится к совместному обсуждению предметов окружающего мира, явлений, взаимоотношений между людьми. Известно, что речь самым тесным образом связана с мышлением ребёнка, поэтому развитие речи даёт возможность малышу покинуть границы ситуации, которую он переживает. При этом обогащаются и расширяются контакты детей с другими детьми старшими или младшими по возрасту. Именно такое общение важно для удовлетворения социальных потребностей детей, для успеха в совместной деятельности, для интеллектуального и эмоционального развития малыша. Во взаимоотношениях как с детьми, так и со взрослыми, речь к концу 6 – 7 лет становится важнейшим средством коммуникации. Поэтому коммуникативное развитие детей дошкольного возраста является, пожалуй, самым важным периодом в развитии речи у детей.

Как развитие потребности в общении, так и иные виды деятельности, осваиваемые ребенком, ведут к развитию речи. Этим и объясняется факт смещения познавательной активности ребёнка от звуковой стороны слова к смысловой стороне.

Стоит отметить, что развитие речи у детей происходит очень стремительно. Так, в словаре четырехлетнего дошкольника насчитывается приблизительно 1300 слов, активный словарь 6-ти летнего ребенка увеличивается почти в 3 раза. Если перечислять характерные особенности развития речи дошкольников, то стоит отметить «глагольность» (чаще всего в речи дети используют глаголы, связанные с деятельностью и движением). Влияет на развитие речи дошколята и овладение новыми понятиями и их значениями, и применение в речи обобщений. Довольно развитой к шести годам является также грамматическая сторона речи ребенка: детьми усваиваются типы спряжений и склонений, они учатся строить более сложные по конструкции предложения. Таким образом, развитие речи дошкольников к моменту поступления в первый класс достигает достаточно.

В наше время, пожалуй, нет ни одного класса, где бы не встречался ребёнок с каким – либо дефектом речи. К причинам данного явления можно отнести неправильное произношение слов и отдельных звуков в семье, и недоразвитие фонематического восприятия, и недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата. А ведь развитие речи ребенка просто невозможно без правильного произношения звуков. Поэтому педагоги ДОУ, обнаружив дефекты в речи детей, должны сразу направить их к специалисту. Никогда не стоит откладывать визит к логопеду, т.к. неверное произношение звуков, слов в дальнейшем будут создавать трудности ребенку и овладении грамотой.

Возникает вопрос: в каком возрасте ребенка необходимо начинать обучать грамоте? По мнению ряда исследователей, наиболее восприимчивы к звуковой стороне речи дети в возрасте 5 лет, в то время как шестилетние - к чтению. Очень важно это учитывать и родителям, и воспитателям, во время занятий по развитию речи детей.

Если у родителей получится стать для своего ребенка внимательным слушателем, то скоро можно будет заметить, как малыш охотно и много будет рассказывать о своих впечатлениях, переживаниях, чувствах. В развитии речи ребенка дошкольного возраста нет ничего невыполнимого и сложного. Детский мозг способен хорошо запоминать практически любую информацию. Поэтому ребенок очень охотно запоминает услышанное и увиденное.

Отличными занятиями по речевому развитию дошколят могут послужить посильная помощь ребенка родителям по дому, а также за его пределами: в саду, на детской площадке, в лесу, на даче. Очень важно объяснять малышу то, что вы делаете, объяснять подробно все свои действия. Самый эффективный и простой способ в развитии речи дошкольника - простое общение с ним. По мере того, как обогащается опыт малыша, появляются новые наблюдения, начинают развиваться способности ребенка, происходит развитие речи.

Развитию речи способствует чтение стихотворений, сказок, рассказов о природе, животных, растениях, о таких же мальчиках и девочках, как он сам. Дети любят, когда им читают. Часто они рады вновь и вновь слушать повторение одной и той же истории, вникая в мельчайшие подробности и детали. Если взрослый начинает пересказывать уже знакомую сказу, ребенок наверняка начнёт вставлять и дополнять упущенное.

Для развития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Есть ещё несколько простых, но очень действенных методов по развитию речи дошкольников.

В случае, если же какой-то определенный звук или несколько звуков даются ребёнку с трудом, не стоит часто поправлять малыша и заострять внимание на ошибке. Взрослым очень важно в присутствии ребенка произносить правильно слова, звуки, и, копируя речь взрослых, малыш зачастую сам справляется со своим недостатком. Если даже же к семи годам устранение дефектов речи у ребенка не произошло, следует обратиться к логопеду.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте» Цель: формирование умения придумывать и отгадывать загадки. Задачи: Упражнять в рассуждении и в умении доказывать. Подбирать глаголы, обозначающие...

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад»

Сценарий открытого занятия «Теремок на новый лад» Цель: приобщить детей дошкольного возраста к театральным постановкам, по средствам русских подвижных игр Е.А. Покровского/ Задачи: -...

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие по…

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие по зимнему лесу» Воспитатель вносит куклу в зимней одежде. Воспитатель: Здравствуй, Машенька! Ребята, посмотрите...

Читайте также

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!»

Социальная акция по правилам дорожного движения «День влюбленных в ПДД!» Цель: привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, к необходимости применения...

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»

Конспект проведения НОД по речевому развитию. Тема: «Путешествие в Звуко-буквоград»

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в…

Образовательное событие «Гайд парк» как способ развития детской субъктности в дошкольном учреждении Идея образовательного события возникла спонтанно, она появилась благодаря инициативе...