Сайт для воспитателей детских садов



«Воспитательное значение народных игр»

Воспитательное значение народных игр.

В настоящее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры», встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые присущи детскому восприятию окружающего мира. Часто возникает ситуация, при которой просто играть, разговаривать с ребенком недостаточно, с малышом надо «заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое полушарие головного мозга, т.е. формироваться целостная картина окружающего мира, его загружают различными знаковыми системами (цифрами, буквами), стимулируя левое полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. В результате, дети умеют читать и писать, а образное мышление недостаточно развито. Умение видеть мир ярко, образно уходит вместе с детской непосредственностью.

Решение проблемы требует корректирующего педагогического воздействия, развивающего систему образного мышления и не перегружающего ребенка избыточной и часто ненужной информацией. Воздействие должно быть естественным и природа здесь дает свою подсказку: детеныши животных учатся всему в процессе игры, поэтому именно игровой процесс способен активировать недостаточно задействованные в развитии личности ребенка отделы головного мозга.

Но сама по себе игра не является панацеей, так как в коммерческих целях детям навязываются в качестве игры вредные для психики и физиологии стереотипы. Живительным источником действительно полезной для ребенка игровой деятельностью являются проверенные веками народные игры, которые формируют тип человека, выдерживающий неслыханные испытания выпавшие на долю нашей страны.

Я считаю, что именно подвижные народные игры способствуют развитию таких качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество. Ребенок, не умеющий играть, чувствует себя изгоем общества, а вырастая, часто становится преступником.

Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа.

Народные игры образны, поэтому они увлекают детей, доставляя им эмоции радости, удовольствия, состязания, побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой народного руководства.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Правила игры приучают к совместным и согласованным действиям. Усиливают механизм социальной адаптации ребенка.

В игре можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка. Играя, ребенок может научиться владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувства, подчиняя свои действия сознанию. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Так незаметно развивается и формируется внимательность, воображение, познавательная активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать. Все эти навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями.

Например, играя в игру «заря-заряница», у детей развивается не только ловкость, умение ориентироваться в пространстве, но и умение проявлять выдержку, соблюдать правила.

Опираясь на собственный опыт, считаю, что народные игры способствуют расширению кругозора детей, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физиологических процессов, стимулируют переход ребенка к более высокой ступени развития и формированию гармонически развитой личности.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Ольга
    Замечательный материал

    Подробнее...

     
  • Ольга
    Спасибо! замечательный материал для занятий с детьми

    Подробнее...

     
  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

Добавить статью на сайт