«Воспитательное значение народных игр»

Воспитательное значение народных игр.

В настоящее время дети все реже играют в обычные «дошкольные игры», встречаются с трудностями, когда нужно проявить воображение и фантазию, придумать что-то свое. Часто игры дошкольников однообразны, без яркости и вдохновения, которые присущи детскому восприятию окружающего мира. Часто возникает ситуация, при которой просто играть, разговаривать с ребенком недостаточно, с малышом надо «заниматься». Таким образом, в тот период, когда у ребенка в норме должно развиваться правое полушарие головного мозга, т.е. формироваться целостная картина окружающего мира, его загружают различными знаковыми системами (цифрами, буквами), стимулируя левое полушарие, на работе которого и так построена система школьного образования. В результате, дети умеют читать и писать, а образное мышление недостаточно развито. Умение видеть мир ярко, образно уходит вместе с детской непосредственностью.

Решение проблемы требует корректирующего педагогического воздействия, развивающего систему образного мышления и не перегружающего ребенка избыточной и часто ненужной информацией. Воздействие должно быть естественным и природа здесь дает свою подсказку: детеныши животных учатся всему в процессе игры, поэтому именно игровой процесс способен активировать недостаточно задействованные в развитии личности ребенка отделы головного мозга.

Но сама по себе игра не является панацеей, так как в коммерческих целях детям навязываются в качестве игры вредные для психики и физиологии стереотипы. Живительным источником действительно полезной для ребенка игровой деятельностью являются проверенные веками народные игры, которые формируют тип человека, выдерживающий неслыханные испытания выпавшие на долю нашей страны.

Я считаю, что именно подвижные народные игры способствуют развитию таких качеств, как честность, правдивость, выдержка, дисциплина, товарищество. Ребенок, не умеющий играть, чувствует себя изгоем общества, а вырастая, часто становится преступником.

Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют собой важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа.

Народные игры образны, поэтому они увлекают детей, доставляя им эмоции радости, удовольствия, состязания, побуждают к осторожности и этим увлекают детей.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой народного руководства.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. Правила игры приучают к совместным и согласованным действиям. Усиливают механизм социальной адаптации ребенка.

В игре можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка. Играя, ребенок может научиться владеть собой, сдерживать свои расходившиеся чувства, подчиняя свои действия сознанию. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажи и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Так незаметно развивается и формируется внимательность, воображение, познавательная активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать. Все эти навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями.

Например, играя в игру «заря-заряница», у детей развивается не только ловкость, умение ориентироваться в пространстве, но и умение проявлять выдержку, соблюдать правила.

Опираясь на собственный опыт, считаю, что народные игры способствуют расширению кругозора детей, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических и физиологических процессов, стимулируют переход ребенка к более высокой ступени развития и формированию гармонически развитой личности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ

Ротацизм у дошкольников и работа с ним в условиях ДОУ Для специалиста ротацизм и его исправление изначальное заключается в формировании правильной...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) во второй младшей группе на тему: «Лопаточки для куклы» Группа: Вторая младшая. Цель: развитие творческих способностей...

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама»

Конспект ООД по финансовой грамотности в подготовительной группе «Уличная реклама» Программные задачи: Продолжать знакомить детей с разными видами наружной рекламы; воспитывать эстетическое...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...

Проект «Сохраним елку»

Проект «Сохраним елку» Паспорт проекта «Сохраним елку-красавицу леса!» (Старшая группа №9) Структурный компонент Содержание Паспорт проекта Тема проекта: «Сохраним елку-красавицу леса!» Тип проекта: - детский Вид проекта: познавательно-творческий краткосрочный...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий…

Конспект по ознакомлению с окружающим миром с использованием развивающих технологий (создание проблемной ситуации) в старшей группе. Тема: Путешествие на Таинственный...