Консультация на тему:
«Интегрированная образовательная деятельность для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

 

Дошкольный возраст является наиболее важным этапом в формировании физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. И нарушение какой-либо функции организма пагубным образом влияет на развитие в целом. В последнее время здоровье дошкольников не внушает оптимизма.

Системе дошкольного образования выпала ответственная миссия - «создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасной жизнедеятельности.» (Программа «От рождения до школы».)   

Мы уверены, что содержание дошкольного образования должно быть направлено на решение трех важных задач: сохранение здоровья ребенка, развитие базовых качеств личности и предоставление равных стартовых возможностей.

Наиболее эффективно образовательные и коррекционные задачи решаются в том случае, когда педагог целенаправленно использует интегрированный подход при организации образовательного процесса. (Программа «От рождения до школы».)   

Интеграцию мы понимаем как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она, с нашей точки зрения, должна охватывать все виды образовательной деятельности.

В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения.

В частности, интегрированное построение логопедических занятий, во-первых, дает ребенку возможность реализовать свои творче­ские возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родного языка; во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а главное, развиваются коммуникативные умения — свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо; в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации интегрированного занятия.
Цель таких интегрированных занятий — реализация принципа здоровьесберегающих технологий.

Однако чрезмерно увлекаться расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса не следует. Это приводит к перегруженности ребенка. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста.

Благодаря реализации проекта по созданию системы интегрированных занятий возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

Кроме этого целенаправленное использование интегрированного подхода создает условия для достижения положительных результатов за более короткое время.

Так, использование интегрированных игр на логопедических занятиях позволило тратить меньше времени на введение исправленного звука в речь. У ребенка происходит перераспределение внимания: ему необходимо контролировать произнесение звука в словах и одновременно выполнять физические упражнения.

Важно заметить, что методика проведения занятияс использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия.

Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Важным принципом остается принцип системности, последовательности, дозированности материала. Материал, который интегрируется в основное занятие, должен быть знаком детям, предварительно отработан и закреплен. Цель основного занятия может быть обучающая.

Интегрируя физические упражнения в различные виды деятельности необходимо помнить о важном: сочетание некоторых упражнений, как то: приседание, наклоны, бег, прыжки, с проговариванием речевого материала может являться чрезмерной нагрузкой для ребенка, особенно имеющего нарушения ОДА. Т.к. при этом (выполнении вышеперечисленных упражнений) нарушается естественный дыхательный акт.

При физической нагрузке вдох увеличивается, а выдох укорачивается, соответственно проговаривание текста сбивает естественный ритм дыхания.

Также необходимо помнить о соблюдении оптимального объема умственной и физической нагрузки с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей детей; о предупреждении психоэмоционального напряжения и переутомления детей.

Мы ни в коем случае не претендуем на универсальность наших советов. Однако собственные разработки интегрированных занятий и полученные результаты дают нам право считать уместным использование интегрированные занятий на каждом этапе обучения: как в процессе обучения детей новым навыкам, так и на этапе закрепления полученных знаний.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Интерактивные игры. Тема: «Деревья»

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Наши имена…

Конспект образовательной деятельности детей старшего дошкольного возрастаТема: «Наши имена и фамилии» Цель: закреплять знания о том, что у каждого человека есть...

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

Читайте также

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы»

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Северные мотивы» Программное содержание: закрепить знания детей о Крайнем Севере; уточнить представления о коренном населении Ямало-Ненецкого автономного...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» Возраст учащихся: дети дошкольного возраста 3-4 года. Срок реализации программы: 1 год. 1. Пояснительная записка 1.1. Актуальность программы Дошкольный возраст...