Обучение детей 4-5 лет составлению логических рассказов по серии сюжетных картин
(с использованием элементов ТРИЗ технологий)

 

Содержание ОО «Коммуникация», Федеральных государственных требований и структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей
    (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Для наиболее оптимальной реализации ОО «Коммуникация», на наш взгляд необходимо сочетание традиционных и нетрадиционных методик, таких как: «Методики развития речи дошкольников» О. Ушаковой, методики элементов ТРИЗ – Г. Альтшуллера и «Технологии развития связной речи» Н. Н. Хоменко и Т. А. Сидорчук, С.В. Лелюх. Выбранные нами технологии активизируют все основные направления речевого развития дошкольников.

Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

Методы ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития.

Результаты стартовой диагностики подтвердили наши опасения о недостаточно высоком уровне детей владения способами составления рассказов по серии сюжетных картин.

диаграмма

 

  • у детей недостаточный интерес к речевой деятельности;
  • дети затрудняются устанавливать последовательность в серии сюжетных картинок;
  • дети испытывают трудности в составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Мы определили основное направление работы, в основе которого находится трехвекторный подход по обучению детей составлению логических рассказов по серии сюжетных картин, включающий в себя, в первую очередь: взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ, с родителями и с детьми.

схема

 

Проанализировав вышеизложенное, нами была выдвинут предполагаемый результат:

Мы предполагаем, что использование алгоритма при обучении дошкольников составлению логических рассказов по серии сюжетных картин позволит сформировать у них следующие компетенции:
- умеет составлять описательные рассказы;
- умеет составлять рассказы по картине и по серии картин;
- проявляет устойчивый интерес к речевой, познавательной деятельности;
- проявляет чувство товарищества, умения действовать сообща;
- умеет активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

 

Основной целью нашей работы стало:
способствовать развитию связной речи детей 4-5 лет, посредством обучения их составлению рассказов по серии сюжетных картин и умению воспроизводить их с отсрочкой во времени (используя алгоритм).

 

Были определены следующие основныезадачи:

  • Научить детей выкладывать серию сюжетных картин в логической последовательности;
  • Научить работать с предложенным алгоритмом;
  • Научить составлять рассказ, как сопровождение к серии сюжетных картин с использованием схем-опор;
  • Развивать память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез).

 

Для решения поставленных задач мы разработали алгоритм педагогической деятельности вне основного образовательного процесса.

 

Алгоритм педагогической деятельности вне основного образовательного процесса:

 

Этапы

Формы

Содержание

Срок

1.

Аналитико-проектировочный

Изучение методической литературы

1. Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии сюжетных картин» (технология ТРИЗ)

2. Л.В. Чистякова «Составление рассказа по картинке»

3. Е. Бортникова «Составление рассказов по серии картинок»

4. О.П. Золотова «Составление рассказов по серии картин с детьми 4-5 лет»

5. Т.Б. Полянская. « Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»

6. Соломенникова Л. «Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи».




сентябрь - ноябрь

Изучение Интернет ресурсов

http://www.ourkids.ru/

http://logopedmir.blogspot.

http://festival.1september.ru/articles/subjects/16

http://adalin.mospsy.ru/l_03_00.shtml

http://doshvozrast.ru/metodich/metodich01.htm

сентябрь - ноябрь

Курсовая подготовка

Курсы Волга - ТРИЗ «Современные образовательные технологии в работе с дошкольниками», «Развитие познавательных способностей дошкольников средствами ОТСМ-ТРИЗ»

сентябрь - ноябрь

 

2.

Подготовительный

Подготовить подборку серии картин в соответствии с требованием программы, планом воспитательно-образовательной работы, предусматривая связь с сезоном

Подборка серий картинок

сентябрь

Изготовить схемы-опоры последовательности алгоритма для составления рассказов по серии картинок

Схемы-опоры

октябрь

Взаимосвязь с родителями

1. Изготовление книжек-самоделок;

2. Проведение консультаций «"Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста через составление рассказов по серии сюжетных картинок"; «Рекомендации для родителей по обучению детей составлению рассказов по серии сюжетных картин».



декабрь -

март

Взаимосвязь со специалистами (музыкальный руководитель, воспитатель по изобразительной деятельности, инструктор по физической культуре, воспитатель по развитию речи)

Внедрение элементов схем-моделей в непосредственную организованную деятельность специалистов с детьми в образовательном процессе ДОУ.

Разработать конспекты НОД по составлению рассказов по серии картинок

Перспективный план.

в течение года

3.

Внедренческий

 

Показ занятия с детьми в рамках КМО

 

январь

Выступление на педсовете

«Обучение детей 4-5 лет составлению логических рассказов по серии картинок».

март

 

Подготовительная работа с детьми заключалась в следующем:

  • Научить проговаривать цепочку взаимосвязанных действий.
  • Устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.
  • Формировать умение определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.
  • Изготовить значки – помощники для усвоения алгоритма составления рассказов по серии картин.
  • Вместе с детьми придумать схему – модель для составления рассказа по серии картин.

 

Анализ реальных ситуаций               «Раскадровка» содержания

 Анализ реальных ситуаций«раскадровка» содержания

 

Работа над серией картин

 Работа над серией картин

 

Вместе с детьми придумали и нарисовали значки-помощники для усвоения алгоритма

 значки-помощники

 

Придумали с детьми модель рассказа

(Однажды или как-то раз, где, когда (время года, суток), кто что делал и зачем, что было дальше и чем всё закончилось.)

 модель рассказа

 

Алгоритм составления рассказа:

1 шаг «Паровозик из картинок»

 

 Паровозик из картинокПаровозик из картинок

 

2 шаг «Найди общих героев»

 Найди общих героевНайди общих героев

 

3 шаг «Найди место, в котором происходят события»

Найди место, в котором происходят событияНайди место, в котором происходят события

 

4 шаг «Определи время событий»

Определи время событий

Определи время событийОпредели время событий

 

5 шаг «Назови действия героев»

Назови действия героевНазови действия героев

 

6 шаг «Что за чем?»

 Что за чем?Что за чем?

 

7 шаг «Составь рассказ»

 Составь рассказСоставь рассказ

 

8 шаг «Придумать название получившемуся рассказу»

 Придумать название получившемуся рассказу

 

9 шаг «Вспомним, как играли с картинками»

 Вспомним, как  играли с картинками

 

Модель рассказ

 Модель рассказ

 

На такие занятия приглашаются сотрудники детского сада, по количеству присутствующих детей, поэтому все дети за время занятия успевают составить рассказ по серии картинок и рассказать его тому взрослому, которого выбирают сами.

В работе с детьми по речевому развитию, положительную роль играют совместная организованная образовательная деятельность воспитателя и специалистов ДОУ, заключающаяся в использовании схем-опор в процессе образовательной деятельности ДОУ.
Кроме этого, в нашем детском саду большое внимание уделяется проблеме речевого развития дошкольников, которая решается через различные формы педагогической деятельности, такие как: педагогический советы, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры и мн.др.

Взаимодействие со специалистами доу:

Взаимодействие со специалистами доу

 

Взаимодействие со специалистами доу

Взаимодействие со специалистами доу

Взаимодействие со специалистами доу

 

Результаты итоговой диагностики убедили нас в эффективности применяемой нами методики. На диаграммах, представленных на слайде, прослеживается положительная динамика в умении детей составлять логические рассказы по серии сюжетных картин, что еще раз доказывает эффективность нашей работы.

диаграмма

 

Сравнительная диаграмма результатов обследования детей 4-5 лет умения составлять рассказ по серии картинок:

диаграмма

 

Выводы:

Использование алгоритма при составлении логических рассказов по серии сюжетных картин позволило нашим детям:

  • освоить логические операции воссоздания последовательности событий;
  • научиться составлять рассказ, как сопровождение к серии картинок с опорой на схему;
  • научиться осознавать последовательность этапов работы над составлением рассказов;
  • развить память, внимание, мыслительные операции (анализ, синтез).

 

Родители стали заинтересованными участниками образовательного процесса.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воды» в средней группе Цель: развитие познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со свойствами...

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...

Сценарий «Самый лучший выпускной»

Сценарий «Самый лучший выпускной» №1. Под музыку в зал входят воспитатели. Ведущая: «Здравствуйте, уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки, гости! Вчера в нашем...

Читайте также

Сценарий развлечения с использованием игровой анимации для родителей и детей…

Сценарий развлечения с использованием игровой анимации для родителей и детей «К нам приехал Цирк» Старший дошкольный возраст Цель: Формирование представлений о профессиях...

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на…

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему «Страна Дружбы» Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии «дружба». Задачи: расширять...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...