Планирование поисково – исследовательской деятельности и основ безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста.


Тема

Задачи

Совместная деятельность

Развивающая среда для самостоятельной деятельности

СЕНТЯБРЬ

«Песок» – объект неживой природы.

 

 

 

 

«Пустыня».

 

 

 

 

 

 

 

«Стихийные бедствия».

Закреплять свойства песка: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состоит из мелких песчинок.

 

 

Знакомить детей с обитателями пустыни.

 

 

 

 

 

 

Дать представления о стихийных бедствиях, связанных с природными явлениями (оползни, обвалы), о их опасности для людей.

-определение свойств песка в ходе опытов, наблюдений;

-сравнивание песка с речными камнями;

-разговор на тему: «Кому нужен песок для жизни?»

 

-создание макета пустыни.

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-выставка поделок из песка;

-выставка рисунков «Животный мир пустынь»;

-участие в создании макета.

-строительные игры с песком;

-с/р игра «Магазин», «Кулинария»;

-конкурс на лучшую постройку из песка;

-рассматривание песка под лупой, микроскопом;

-рисование на песке; картины из песка.

 

-рассматривание книг с изображением обитателей пустынь;

-энциклопедии. Иллюстрации, картины с изображением пустынь;

-д/и «Животный мир пустынь»;

-рассматривание пустынь на глобусе, географической карте.

 

-рассматривание иллюстраций по теме.

О К Т Я Б Р Ь

«Подземная кладовая».

 

 

 

 

 

«Что такое горы».

 

 

 

 

«Богатства Уральских гор».

 

 

 

 

Сравнение – песка, глины, камней.

 

 

 

 

Познакомить с полезными ископаемыми и их ролью в жизни человека

 

 

 

 

 

Познакомить с существованием особых ландшафтов - гор, показать, что они состоят из камней; с некоторыми обитателями гор.

Формировать представление о том, что Уральские горы богаты   полезными ископаемыми. Уточнить расположение Уральских гор на карте.

Уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней; уметь обследовать материалы, называя их свойства и особенности.

 

 

 

 

- рассматривание: соль, торф, щебень;

- опыты, наблюдение на определение свойств камней;

- сочиняем рассказы и сказки о камнях.

-почему так говорят: «Пермяк- солёные уши».

- видеофильмы о горных ландшафтах;

- рассматривание горных ландшафтов на карте, глобусе;

- создание макета горы;

- чтение сказов П. Бажова.

-защита проектов детей:

«Где используют песок, глину, камни».

 

 

 

Элементарные опыты по определению и наблюдению сходств, различий, свойств веществ.

Взаимодействие с родителями

-создание коллекций камней.

-проекты «Где используют глина, песок, камни»;

-выставка «Живые камни».

 

 

 

- д/и «Подбери камешек», «Что для чего?», «Ящик ощущений», «Оживи камешек» (раскрашивание камней красками).

-игры – опыты в лаборатории с камнями

 

 

 

- создание гор из камней на участке детского сада;

- игра: «Вспомни сказку» («Хозяйка медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросёнка»).

 

 

 

 

 

 

 

- игры – опыты с глиной, песком, камнями;

- рассматривание изделий из глины, камней;

- лепка из глины.

Н О Я Б Р Ь

«Электричество в нашей жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В мире опасных предметов»

Дать детям первоначальное представление о том, что такое энергия, превращение энергии в свет, тепло, в быстрое движение, о значимости в жизни человека.

 

 

 

 

 

 

Продолжать ознакомление детей с электричеством, электроприборами.

Закреплять правила осторожного обращения с электричеством, предостерегать от несчастных случаев в быту.

 

 

 

 

 

 

 

- опыты:

предложить детям найти электричество:

воздушный шарик потереть о свои волосы и поднести к стене и т.д.;

- наблюдение, беседа

«Хорошо ли жить без света», «Свет и тьма»;

- рассказ воспитателя об использовании электричества в быту.

 

- сформулировать правила безопасного пользования электроприборами.

-создание рисунков-плакатов, отличительных знаков предупреждающих об опасности «Нельзя брать!», «Осторожно пользоваться!» для детей младших групп.

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Познакомьте детей с электроприборами и правилами пользования ими».

 

-д/и «Какие приборы работают на электричестве – сосчитай их!»;

- плакаты, иллюстрации с изображением электроприборов;

-игры с игрушками на батарейках (батарейки – маленький источник электричества).

 

 

 

 

 

 

 

-д/и «Нарисуй отгадку» (предложить нарисовать отгадки на загадки об электроприборах), «Что есть, что было» (стиральная машина-корыто), «Найди электроприборы и расскажи чем они опасны»;

-придумывание предупредительных знаков об опасности.

Д Е К А Б Р Ь

Природная стихия – «Огонь».

 

 

 

 

 

 

« Чтобы не было беды».

 

 

«Профессия пожарного».

 

 

 

Экскурсия

«Пути эвакуации в детском саду».

 

Дать представление об огне, выявить особенности взаимодействия с другими явлениями: водой, песком, воздухом. Расширить представления о роли огня в жизни человека.

 

 

Знакомить с правилами пожарной безопасности.

 

 

 

Знакомить с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, доброта).

 

Познакомить с путями эвакуации, объяснить их значение.

 

-решение проблемных ситуаций: «Почему это случилось?» «Бабушка забыла выключить утюг», «Если случилась беда» и др.

- сформулировать правила поведения при пожаре.

-игровой тренинг

« Как позвонить»

-д/и «Правильно - неправильно»

(обсуждение разных ситуаций).

 

 

-чтение С. Маршак

« Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой

«Пожарные собаки»;

 

-практикум «Эвакуация из детского сада».

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Пожарная безопасность»;

-конкурс плакатов «Чтобы не было беды»;

-конкурс совместных рисунков «Не играй с огнём»;

-папка-передвижка «Телефон пожарной охраны-01».

 

-д/и «Огонь- друг или враг».

 

-рассматривание плаката «Отчего бывает пожар».

 

-д/и « Легко воспламеняющиеся предметы»

 

-драматизация сказки «Кошкин дом»

 

-конкурс рисунков

«Чтобы не было беды»

 

-д/и «Что необходимо для тушения пожара»

 

-с/р игра «Пожарная команда»

 

 

 

 

-игра «Выбери правильный путь».

Я Н В А Р Ь

«Природная стихия – «Вода».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вода и здоровье человека».

 

 

Беседа «Будь внимателен и осторожен».

 

 

 

 

 

«Реки, моря, океаны».

Дать основы знаний о природной стихии – вода. Закреплять свойства воды;

Расширять представление о роли воды в окружающем мире, о формах ее проявления в природе (родник, ручей, река, море, дождь, снег);

 

Дать представление о том, где используется вода;

-воспитывать бережное отношение к воде.

 

 

Познакомить с зимними явлениями: гололед, сход снега с крыш домов; закрепить правила безопасного поведения зимой на улице.

 

 

Дать представление об отличии реки от моря и океана. Знакомить с растительным и животным миром морей, океанов, рек.

- эксперементирование с водой, льдом, снегом – по определению и наблюдению за свойствами.

 

-д/и «Где можно встретить воду», «Кто больше назовёт, где можно использовать воду»

 

 

-беседа «Осторожно, сосульки!»;

-опыт: катание машин по ковру (асфальт) и по линолиуму (гололёд);

-измерение и сравнение.

-беседы с детьми на тему: «Отдыхаем у реки»

-Сформулировать с детьми правила поведения на водоемах в разное время года.

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Осторожно, гололёд»;

-конкурс «Забавные льдинки»;

-конкурс «Зимних построек»;

-выставка рисунков «Обитатели морей и океанов».

 

- Катание с горки по ледяным дорожкам;

- постройки из снега;

-цветные льдинки;

-д/и «Кто живёт в воде», «Кому нужна вода.

 

 

 

 

 

 

-д/и «Хорошо-плохо» (закрепить правила поведения на улице зимой).

 

 

 

 

 

- рассматривание карты и глобуса;

- рассматривание энциклопедий «Обитатели морей и океанов».

Ф Е В Р А Л Ь

Природная стихия – «Воздух».

 

 

 

 

 

 

«Зимние явления природы».

 

 

 

 

 

 

«Как не заболеть зимой».

Дать представление об атмосфере Земли, как о воздушном пространстве, о роли воздуха в окружающем мире. Определить свойства воздуха с помощью опытов, экспериментов.

 

 

Дать представление о природном явлении – ветер.

Знакомить детей с поземкой, метелью, пургой, с правилами поведения во время метели.

 

 

 

 

Формировать представление о том, чем опасен холод и переохлаждение организма.

-опыты, эксперименты (определение свойств воздуха);

- циклы наблюдений: «Как обнаружить воздух в помещении», «Воздух есть во всех предметах, воздух упругий», «Чем пахнет воздух», «Воздух нужен для жизни».

 

-моделировать с детьми разный ветер: легкий, нежный, буйный;

-вечер загадок о зимних явлениях природы;

-беседа «Берегись мороза»;

-поговорки и пословицы:

«Мороз не велик, а стоять не велит», «В зимний холод   каждый молод» и др.

 

Взаимодействие с родителями

-советуем прочитать детям стихи, загадки, сказки о зиме, зимних явлениях («Морозко», «Госпожа Метелица», «Мороз Иванович») и т.д.

-рекомендации родителям по закаливанию.

-конкурс зимних рисунков;

-посещение аптеки, наблюдение за работой продавца, покупателя.

 

- игры с воздушными шарами, веером;

- игры: «Дуем – играем» (пушинки, легкое перышко, мыльные пузырьки);

- игры с бумажными парашютами.

 

-д/и «Кто больше подберёт определений к слову ветер»

Наблюдение, иллюстрации, фотографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-с/р игра «На приёме у врача», «Аптека».

М А Р Т

«Воздух».

«Кто как летает по воздуху».

«Почему возможна жизнь на земле?».

 

 

 

 

 

«Каким воздухом полезно дышать?».

 

 

 

Уточнить представление детей о воздухе.

Закрепить знания детей о птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху.

Расширить представления детей о значении воздуха, воды, солнца, земли в природе: во взаимосвязи они создают условия для жизни человека, животных и растений.

 

Расширить представление о жизненно важной потребности человека дышать чистым воздухом. Об условиях, влияющих на его чистоту.

-цикл наблюдений: «Есть ли воздух в воде», «Воздух нужен рыбам в аквариуме»;

-проведение опытов;

-беседа «Что нужно человеку для жизни?»;

-чтение книги Н.А. Рыжовой

«Воздух-неведимка».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-конкурс плакатов «Как сберечь чистый воздух»;

-проведение опытов.

 

-игры с бумажными голубями, самолетиками, вертушками;

-оборудование и материал для проведения опытов;

-картотека опытов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-д/и «Какой бывает воздух».

А П Р Е Л Ь

«Солнце, Земля и другие планеты».

 

 

 

 

 

 

 

 

Праздник «День космонавтики».

 

«Земля – живая планета» (22 апреля – День Земли).

Дать детям первоначальное элементарное представление о строении солнечной системы. Солнце – это звезда: огромный горячий шар. Вокруг солнца вращаются планеты – каждая планета вращается вокруг солнца по своей орбите. Орбита – это путь планеты вокруг солнца.

Объяснить детям, что такое космос, космическое пространство, объяснить детям значение космических исследований.

Уточнить с детьми представление о жизни на Земле: общих условиях, которые имеются для растений, животных, людей (воздух, вода, пища, температура).

 

- рассматривание карты солнечной системы;

- глобус, лампа – солнце, смена дня и ночи;

- вечер загадок о космосе;

- наблюдение за солнцем, свет и тень, солнечные зайчики.

 

 

 

 

чтение В. Бороздин «Первый в космосе»;

Н.Носов

«Незнайка на луне»,

А. Леонов

«Шаги над планетой»;

- рассматривание глобуса;

- придумывание рассказов «Наш дом – Земля».

Взаимодействие с родителями

-выставка поделок из разного материала: «Космические жители»;

- конкурс рисунков «Наша планета»;

-конкурс плакатов «Сбережём нашу планету»;

-советуем прочитать детям Н.Носов «Незнайка на Луне»,

К.Булычёв «Тайна третьей планеты»;

-Памятка «Чем опасно солнце».

 

- п/и «Солнце и планеты»;

- лепка «Космические жители»;

-конструирование из бросового материала «Наш космический корабль»;

- рассматривание альбома о Ю.Гагарине, о космонавтах.

 

 

 

 

 

- с/р игра «Мы космонавты»;

- с/и «Строим ракету»;

-строительная игра «Космодром».

-подборка книг о космосе.

 

-рисунки на тему «Что бы я хотел видеть на Земле».

М А Й

«Город мой –Пермь».

 

 

 

 

«Правила дорожные знаем, соблюдаем!».

 

 

 

 

 

«Река Кама - самая многоводная река Пермского края».

 

«Поведение на воде».

Уточнить знания детей о родном городе.

 

 

 

 

Закрепить знания детей о правилах поведения на улице.

 

 

 

 

 

 

Углубить представления о Каме, о ее протяженности, о реках, впадающих в Каму.

 

 

 

Закрепить элементарные правила поведения на воде.

-рассматривание альбомов, открыток, книг.

-рассказы детей о знакомых местах города;

-конструирование «Улицы города».

-беседы «Улица города», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Зачем нужны дорожные знаки»;

-макет «Внимание, перекресток!»;

-проблемные ситуации « Если ты гуляешь один»,

-почему так говорят: «Кама-река-красавица, труженица».

 

 

 

 

-беседы «Игры на воде», «Не прыгай в воду в незнакомых местах»;

-разговоры с детьми: «Чем опасен водоём весной?»,

«Почему нельзя купаться в грозу?», «Можно ли купаться при высоких волнах?», «Какой лёд можно считать безопасным?».

 

-альбомы, книги, открытки о Перми;

- рассматривание фотографий детей на тему «Это интересно», «Дети в городе»;

-д/и «Дорожные знаки», «Транспорт», «Светофор»;

-КВН «Школа пешеходных наук».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-рассматривание реки на карте,

-с/р игра «Путешествие по Каме»

-рассматривание открыток с видами Камы.

-рисование «Путешествие капельки воды».

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-папка-передвижка «Безопасность на дорогах»;

-конкурс рисунков «Будь внимателен на дороге»;

-КВН «Грамотный пешеход»;

-Памятка «Безопасность на воде»;

-прогулка на набережную Камы, наблюдение за водным транспортом;

-сочинение на тему «Красавица Кама».

И Ю Н Ь

«Тень».

 

 

 

 

«Явления природы: радуга, молния, гроза».

 

Дать представление о тени, как месте, куда не попадает световые лучи.

 

 

Дать представление о процессе образования радуги, молнии. Познакомить с правилами поведения во время грозы.

 

 

 

 

 

 

-беседа «Осторожно, гроза!»;

-загадки, пословицы и приметы:

«Гроза не разбирает, в чей дом ударяет», «Та гроза не страшна, которая прошла», «Радуга стоит долго после дождя - к ненастью», «Радуга появилась на небе вечером – к хорошей погоде».

 

Взаимодействие с родителями

-рекомендации для родителей:

«Правила поведения во время грозы»;

-повторение пословиц и поговорок;

-чтение книг, рассматривание иллюстраций.

 

-игры «Наступи на тень», «Угадай чья тень»,

«Убеги от тени»;

-показ теневого театра;

-измерение тени взрослого и ребенка.

 

И Ю Л Ь

«Пермский край – край лесов».

«Лес в жизни человека».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что надо помнить, когда гуляешь в лесу».

 

«Ядовитые растения».

 

 

 

 

 

 

Дать знания, что Пермский край - лесной край.

Уточнить представление о некоторых представителях растительного и животного мира.

Обобщить знания о значении леса в природе и жизни человека.

Вызвать желание детей узнать больше о природе родного края.

 

Сформировать правила поведения в лесу.

 

 

 

Дать детям понятие о ядовитых растениях.

 

 

 

 

 

 

 

-рисование: «Уральский лес»;

-чтение книг, рассматривание иллюстраций о животных, природе;

-выставка «Зелёная аптека».

 

-проблемная ситуации «Если ты заблудился в лесу».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Ядовитые растения»

-памятка «Лекарственные растения нашего края»;

-оформление гербария «Растения нашего края»;

-сбор природного материала.

 

-рассматривание иллюстраций по теме;

-книги о природе Пермского края;

-картины из жизни диких животных;

-репродукции картин художников, изобразивших лес в разное время года;

-выставка рисунков «Дары леса»;

-плакат «Лекарственные растения», «Ядовитые растения»;

-д/и «Назови дерево в лесу».

А В Г У С Т

«Съедобные и несъедобные грибы».

«Не собирай незнакомые грибы».

 

 

 

 

«Насекомые».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как выжить на необитаемом острове».

Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.

Дать детям понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут оказаться опасными для человека.

 

 

Формировать представление о разных насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.

 

 

 

 

 

 

Закрепить представления о разных потребностях человека и способах безопасного их удовлетворения.

чтение сказки

В. Даля «Война грибов с ягодами».

-стихи, загадки о грибах.

 

 

 

 

 

 

-загадки о насекомых;

-наблюдение за насекомыми;

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимодействие с родителями

-памятка «Осторожно, клещ!»;

- картотека загадок для родителей «Знакомим детей с насекомыми»;

-изготовление поделок из природного материала.

-альбом «Грибы»;

-д/и «Собери грибы в корзину», «Съедобные и несъедобные грибы»;

-картотека стихов, загадок;

-макет «Грибы в лесу».

 

 

 

 

 

 

-картины с изображением насекомых;

-д/и «Отгадай, какое это насекомое», «Собери картинку»;

-энциклопедии «Насекомые».

Литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Веракся, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.;

2. Федотова А.М. Пермский край – мой родной край. – Пермь: Книжный мир, 2000;

3. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. Воздух – невидимка. – М.: Линка – Пресс, 1998;



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема «Автоматизация звука Ж в слогах…

Конспект подгруппового логопедического занятия Тема «Автоматизация звука Ж в слогах и словах» Цель: Закрепить произношение звука Ж в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -...

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение...

Читайте также

Дидактическая игра «Гимнастика для рук - глаз»

Дидактическая игра «Гимнастика для рук - глаз» Для детей 3-4 лет Аннотация: Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то...

Рисование цветным графитом с детьми 2-3 лет. Оформление рисунка в…

Рисование цветным графитом с детьми 2-3 лет. Оформление рисунка в технике паспарту Приоритетным направлением в работе с детьми 2 – 3...

«Магазинчик»

«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...