Формирование любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций

 

Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения. Отечественные педагоги считают необходимым «…так руководить процессом воспитания, чтобы уже с дошкольного возраста детей волновало настоящее и будущее Отчизны» (В.А. Сухомлинский)

«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

(К.Д Ушинский)

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Чувство любви к Родине развивается под влиянием воспитания. Отношение к родине, её культуре, истории, языку передаётся от родителей к детям. На основе любви к близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке, к родной природе у детей воспитывается интерес к более широкому кругу явлений.

Младшему дошкольнику 3 - 4 лет доступна лишь внешняя сторона небольшого круга общественных событий. Празднует вместе с родителями Сабантуй (праздник плуга и труда), наблюдает за салютом, посвящённому Дню суверенитета Татарстана или, Дню Победы, не пытаясь разобраться в их причинах. Он просто радуется весёлому празднику. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Уже в этом возрасте на близких и конкретных примерах дети знакомятся с социальной стороной наблюдаемых явлений.

Детей старшего возраста знакомят с более широким кругом событий. Им даются некоторые сведения об общественной жизни на основе рассказов, книг, показа иллюстраций, картин. Детей этого возраста в доступной форме знакомят с содержанием, смыслом, значением некоторых общественных явлений, на основе уже имеющихся конкретных знаний можно постепенно давать первоначальные представления о жизни других народов, о столице родной республики, о других городах и сёлах России.

В нашей республике Татарстан в государственный образовательный стандарт внесён национально-региональный компонент, который предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре. Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в изучении культуры родного края, традиций народов Татарстана и Поволжья. Актуальным вопросом в совместной работе образовательного учреждения и семьи является воспитание детей в духе дружбы и взаимопонимания народов, в духе глубокого уважения к родной культуре, культуре народов совместного проживания. Любовь к семье – ценная черта, на ее основе легче воспитывать более сложные чувства и высокие моральные качества.

С целью воспитания у детей любви к Родине используются прогулки и экскурсии, чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы воспитателя и его объяснения, ответы на вопросы детей.

Любовь к родной природе – чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в своей музыке композиторы, в картинах – великие художники. Народные песни о природе родного края известны нам ещё с раннего детства. Особое место среди них занимают колыбельные песни.

Картины русских и татарских художников дети должны наглядно видеть на репродукциях и открытках.

Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями татарских писателей. К юбилейным датам оформляем уголки с портретом писателя, его книгами, а также рисунки детей по его произведениям

Любовь к родному городу воспитывается при ознакомлении детей с его достопримечательностями – новыми домами, красивыми местами, парками, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном городе.

Для воспитания любви к своему народу, своей Родине огромное значение имеет усвоение ребёнком родного языка. В народном языке отражается жизнь родной страны, её природа, особенности труда людей, традиции, обычаи.

«Чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер» - писал К. Д. Ушинский.

С усвоением родного языка ребёнок усваивает множество понятий, народных воззрений, у него воспитывается вкус к родному слову, любовь к народу, на языке которого говорит он и его родители.

Особенно широко в воспитании детей должно применяться народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой.

Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку.

В воспитательной работе широко используются народные песни, народные игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы.

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Для украшения детского сада можно использовать элементы народно- прикладного искусства: ковры и дорожки, вышивки, глиняная посуда, народный орнамент, кружева – как образец для декоративного рисования детей. Произведения народного искусства вызывают у детей чувства восхищения мастерством народа.

В группах необходимо иметь:

- кукол в национальных костюмах (русском и татарском), передающие характерные черты того народа, который проживает в вашей республике;

- символику государства (гимн, флаг, герб);

- альбомы, иллюстрации о Республике (Татарстан), о её столице (городе Казани) и достопримечательностях;

- в национальных уголках и уголках по ИЗО наличие орнаментов тех народов, которые проживают в вашей республике, посуды, изделия мастеров, вышивок, аппликаций;

- иллюстрации картин национальных художников;

- наличие художественных произведений известных писателей и поэтов (в нашем детском саду это произведения Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Абдуллы Алиша, Амины Бикчентаевой), книги с народными сказками, фольклором (пословицы, загадки, поговорки), включать их в повседневную жизнь детей;

- наличие и подборку народных игр, подвижных и хороводных;

- подборку музыкальных произведений композиторов вашей республики их портретов;

- материалы о народных праздниках своего народа;

- консультации для родителей, тестов, анкет.

 

Использованная литература:

1. Иванова Т.В. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. 96 с.

2. Нугуманова Л.Н., Ишниязова З.Л., Манюрова Г.Х. Современная действительность и духовно-нравственное воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях. Казань: РИЦ «Школа», 2003.-104 с.

3. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., «Просвещение» 1985.- 238 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Петушок»

Театрализованная игра «Петушок» Аннотация: Театрализованная игра «Петушок» формирует коммуникативные качества у ребенка, помогает детям развивать связную речь, учит драматизации, активизирует развитие познавательной...

Сценарий театрализованной постановки «Сон Андрюши» на слет-конкурс по ПДД для…

Сценарий театрализованной постановки «Сон Андрюши» на слет-конкурс по ПДД для старшего дошкольного возраста Герои: мальчик Андрюша, кот Мурзик, Баба Яга, Василиса...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

Источники творчества в профессии для молодого педагога

Источники творчества в профессии для молодого педагога Что же такое творчество, есть ли место творчеству в профессии педагога и где источник...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...