Сайт для воспитателей детских садов



«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
(из опыта работы)

 

Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. Несмотря на тот факт, что по своей структуре и правилам язык представляет собой одно из сложнейших изобретений человечества, дети, независимо от страны проживания, исторических и географических факторов, социальных, политических и экономических изменений, влияющих на общество, с необыкновенной легкостью усваивают язык и овладевают речью в раннем детстве. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их окружает. Они постепенно учатся правильно комбинировать слова, объединяя их в небольшие фразы. Интерес ребенка к миру вокруг продолжает возрастать. Он быстро усваивает значения слов, относящихся к окружающим его предметам, прислушивается к речи других людей, пробует различные интонационные реакции. И для того, чтобы ребенок не просто пассивно накапливал словарный запас, а учился эффективно применять его на практике, в данном возрасте крайне важно постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком. Именно поэтому продуктивное развитие словарного запаса ребенка является одной из основных задач дошкольной педагогики.

Развитие речи невозможно без эмоциональных впечатлений ребенка. Родной язык, национальная культура исторически являются благодатной и естественной почвой для развития эмоциональных привязанностей, мыслительных и речевых способностей ребенка. С древних времен русскому народу на помощь в этой области приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение малого фольклора огромно, его не зря называют народной дидактикой. Неосознанно увлекаясь им, детский ум быстро осваивает простейшие эстетические и нравственные требования, узнает, что такое истинно народный язык, знакомится с меткими выражениями и художественно верными описаниями природы и явлениями окружающей жизни. По мнению А.П.Усовой, с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, наряду с основными методами и приемами речевого развития детей.

Особое место среди средств малого фольклора занимают потешки – ритмичные поэтические произведения, которые многие столетия передавались от одного поколения к другому и постепенно приобрели содержание и форму, соответствующие законам детской эстетики и психики. Они представляют собой специфическую область народного творчества, объединяющую поэтическую и музыкальную составляющую, мир детей и мир взрослых. Потешки представляют собой игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, ножками т.п.). С их помощью осуществляются те эмоционально-тактильные контакты взрослого и ребенка, которых так не хватает современным детям, кроме того они позволяют внести в обучающий процесс элементы двигательной активности, которые связаны с формированием речевой деятельности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения, соотносит их с содержанием. Они развивают речевые центры мозга ребенка, побуждают его к повторению сначала действий, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка призвана позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще рассказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую словарную информацию.

В потешках, в так называемой поэзии пестования, закреплены исторически сложившиеся многообразные приемы воспитания и речевого развития ребенка для каждого периода его жизни. Они созданы на словарном материале, который хорошо знаком детям раннего возраста, близок их пониманию. Именно слова потешек доступны восприятию ребенка фактически с первых дней его жизни. Жанр потешек как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком, словоформой, помогая работать над звукопроизношением и расширением словарного запаса.

Адресованные детям потешки звучат, как ласковый мамин говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это делает их психологически близкими ребенку. В связи с этим использование потешек имеет особую значимость в первые дни пребывания ребенка в ДОУ, в период адаптации, когда маленький ребенок попадает в непривычную обстановку, скучает по дому, маме, не расположен к общению. Правильно подобранная потешка помогает ему справиться с негативными эмоциями, наладить контакт с педагогом, настроиться на эффективное взаимодействие и обучение. В нашей группе, где обучаются дошкольники раннего возраста, мы применяем потешки с самых первых дней знакомства с детьми, активно вводим их в практику для поддержания правил режима, к которому так трудно привыкнуть воспитаннику в незнакомых условиях. Для этого мы применяем и старинные, часто во многом забытые потешки, а также стихотворные формы, созданные современными авторами. Ведь у ребенка должно обязательно возникать чувство преемственности поколений. Часто – сами вносим в них необходимые стихотворные изменения в зависимости от педагогической ситуации. Например, рассаживаем детей на завтраке: Каша вкусная дымится, / Вера кашу есть садится, / Очень каша хороша, /Ели кашу не спеша. / Ложка за ложкой, / Ели понемножку.

Младшие дошкольники часто капризничают, когда нужно одеваться на улицу, эта задача для них еще очень сложна, ее хочется выполнить самостоятельно, что не всегда получается. Мы помогаем ребенку одеться, приговаривая: «Вот они сапожки: / Это - с левой ножки, / Это - с правой ножки. / Если дождик вдруг пойдет, / Сапожок не упадет!»

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта: «Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай, / Петушок не кричи, Колю, Машу не буди. / Наши детки будут спать, / Да большие вырастать. / Вот поспят подольше - вырастут побольше».

Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами: «Потягуни-потягушечки / От носочков до макушечки! / Мы потянемся-потянемся, / Маленькими не останемся!».

Если у ребенка что-то болит, он обижен, устал, приговариваем (поглаживая и успокаивая с плавными движениями): «Тихо, деточка, не плачь, киска принесет калач!/ Недалече на мостике несет калач на хвостике».

На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления: «Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора! / Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика! / Ком на ком поставили, глазки подведём, / Нос-морковку вставим, шапочку найдем. / Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!».

Используем потешки и при развитии у детей навыков самообслуживания и гигиены. Поощряем их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку, учим умываться, чистить зубы после еды, создавая у детей положительные эмоции: «От водички, от водицы / Всё улыбками искрится! / От водички, от водицы / Веселей цветы и птицы! / Оля умывается, / Солнцу улыбается!».

С помощью потешек также изучаем части тела: «Ротик мой умеет кушать, / Нос дышать, а ушки слушать, / Глазоньки моргать-моргать, / Ручки – все хватать-хватать».

Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети с удовольствием вспоминают и проговаривают слова потешек, если они сопровождаются рассматриванием сюжетных «живых» картинок – педагог, сами дети, куклы и игрушки – все вместе вовлекаются в процесс и позволяют наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, правильно понять и эмоционально передать содержание потешки, ее слова. Очень важно использовать и музыкальные потешки («Ну-ка все встали в круг», «Хлоп», «Всем домой пора» и др.), развивая мелодику и ритм высказываний, для чего в нашей работе применяются музыкальные аудиодиски.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Поэтому мы обязательно привлекаем к работе и родителей, предлагая им вместе с детьми подготовить иллюстрированные папки-портфолио с потешками по различным темам, регулярно проводим родительские собрания, где рассказываем, как формировать те или иные словарные и жизненные навыки у ребенка через использование игровых приемов и художественного слова, раздаем родителям методические памятки с набором потешек, чтобы для детей создавалась идентичная и привычная развивающая обстановка и дома, и на занятиях в ДОУ. Дети и родители с удовольствием участвуют в этой совместной работе, что укрепляет их взаимодействие и коммуникационные связи. Кроме того, в разной среде дети учатся чувствовать различную интонационную и эмоциональную окраску речи. Одна и та же потешка у мамы, папы, воспитателя и самого ребенка, в «исполнении» его любимой игрушки может звучать совершенно по-разному: с нотами радости, тревоги, сожаления, нежности, заботы и т.д. Потешки часто изменяются, получая новые варианты трактовки в речи родителей и детей.

Наш педагогический опыт использования потешек в ДОУ позволяет утверждать, что они играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей, ведь в них используются звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, грамматически правильную форму слова. Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандартных ситуациях. Кроме того, они способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга, удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми. Поэтому диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

 

Литература:

1. Немов Р.С. Развитие речи у детей раннего возраста// Психология/ Р.С.Немов. В 3 т. Т.1. М.: издат.центр «Владос», 2013. 688 с.

2. Финашина Т.А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: Автореф. дисс.канд.пед.наук. Калуга, 2000. 24 с.

3. Ишмаева О. Фольклор в развитии речевых способностей ребенка// Учитель. 2012. № 2. С.23-26.

4. Заворохина Л.Н. Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста: Методическая разработка [Электронный источник]// Метод. портал «Мой детский сад». URL: http://www.moi-detsad.ru/metod83.html (дата обращения: 03.05.2014)

5. Барская Н., Крюкова С. Элементы фольклора на занятиях в детском саду// Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С.25-28.

6. Титовец В.В. Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста [Электронный источник]// Актуальные проблемы образования: теория и практика: Сб.трудов научно-практич.конф-ции. URL http://konf.uiuniver.ru/konferenciya-1/problemy-doshkolnogo-i-nachalnogo/vliyanie-russkogo-narodnogo-folklora-na (дата обращения: 03.05.2014)

7. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду// История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Ред. М.Ф.Шабаева. М.: Просвещение, 1980. С. 398-403.

8. Силантьева Н.В. Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста [Электронный источник]// Фестиваль пед. идей «Открытый урок»-2012. URL: http://festival.1september.ru/articles/630982 (дата обращения: 02.05.2014)

9. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Наука, 1960. 240 с.

10. Ипатова О.А. Проект "Ладушки, ладушки" (для детей раннего возраста) [Электронный ресурс]// Doshkolnik.Ru. URL: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/7675-ladushki.html (дата обращения: 12.03.2014).





Новые публикации

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух»

Спортивно-оздоровительный проект по теме: «В здоровом теле - здоровый дух» (Для детей дошкольного возраста) «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение...

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего до…

Использование анаглифных изображений для ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения {pdf=download/files/presentation/file573.pdf|90%|700|native}

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы»

Сценарий праздника: «9 Мая — праздник Победы» Под военный марш выходит ведущая. Ведущая: Дорогие дети, уважаемые воспитатели! Поздравляем Вас с праздником Великой Победы! В этот день...

Читайте также

Рабочая программа образовательной деятельности в младшей группе общеобразователь…

Рабочая программа образовательной деятельности в младшей группе общеобразовательной направленности   I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа младшей группы (далее Программа) является учебно-методической...

Календарное планирование по фгт в средней группе на ноябрь

Календарное планирование по фгт в средней группе на ноябрь   Четверг, 1 ноября Непосредственно образовательная деятельность 1. Познание (познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная)...

Реализация регионального компонента на занятиях изодеятельности

Реализация регионального компонента на занятиях изодеятельности   Организуя непрерывную образовательную деятельность на занятиях по пейзажной живописи, мы отметили, что это один из...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Конспект итогового собрания в подготов…

Цель:  вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.Задачи: - подведение итогов работы группы за год; -знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.   Ход: Организационная часть. Ведущий:    Добрый день...

Конспект нетрадиционного родительского с…

Конспект нетрадиционного родительского собрания-игры «Правила дорожные полезно нам знать» Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.   Цель: побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД самое главное для сохранения...

Консультация для воспитателей «Театрализ…

«Театрализованная деятельность детей, как средство преодоления речевых нарушений» Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Театр – это целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы. Знакомство...

Конспект физкультурно-речевого занятия в…

Конспект физкультурно-речевого занятия в старшей группе культуре по методике Н. Н. Ефименко с элементами логоритмики и с пользованием информационно-коммуникативных технологий Подготовили: Инструктор по физической культуре Ганиев Р.Р Учитель-логопед Шагивалеева Л.Р.     1 Слаид Цель: Создание оптимальных...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство