Программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию, реализуемая в рамках недели «Яблочный спас»

Отчет о проведенных комплексных мероприятиях по духовно – нравственному воспитанию, реализуемых в рамках недели «Яблочный Спас» в МБДОУ ДСКВ № 25 «Пчёлка» ст. Брюховецкой МО Брюховецкий район

 

Распахнем ворота народной памяти и войдем в лето, не простое, а кубанское. Что мы знаем о нем? Тысячелетиями создавалась красота «лета красного», творился соразмерный порядок духовно – нравственной стороны жизни, полной труда и праздников, серьёзных дел и часов веселья, игр и потех, песен и преданий, обычаев и примет.

Есть такой праздник в августе – Яблочный спас или «Спасивка» - так называют его на Кубани.

Во время Спаса обязательно освещаются яблоки, а также другие фрукты, мёд и цветы.

Многие источники повествуют о том, что существовал запрет: есть яблоки до этого праздника тем женщинам, у которых умерли дети. Считалось, что в случае нарушения табу
«никто не подаст на небе яблоко ребенку и он будет плакать». После службы в церкви яблоки раздавались детям «на помин души».

В последние годы отмечается проблема снижения компетентности родителей и педагогов в вопросах духовного воспитания на базе традиций православной культуры. В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 25 «Пчёлка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район уже четвертый год работает творческая группа над проблемой духовно – нравственного воспитания дошкольников через традиции православной народной культуры.

 

Цель: дать детям возможность обретения нравственно востребованного духовного опыта через приобщения их к истокам православия, ориентирующим их на добро, истину, любовь и веру в образцах православной жизни.

 

Задачи: 

Развивающие:

- дать начальные православные представления и понятия о кубанском народе и его культуре, православном храме, о семье, о православном образе жизни человека;

- содействовать формированию православной картины мира при знакомстве детей с миром природы. 

Воспитательные:

- воспитывать чувство благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам - примерам доброго поведения в жизни и положительным героям художественных произведений и сказок;

- воспитывать духовно-нравственные чувства;

- воспитывать любовь к родному краю.

 

Так, стало доброй традицией проводить Неделю «Яблочный спас», в рамках которой дети имеют возможность глубоко окунуться в традиции празднования этого дня.

Творческой группой заранее разрабатывается недельная программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников (приложение 1). Вся работа строится на комплексном подходе к развитию духовной личности. Готовится сценарий развлекательной программы празднования Яблочного спаса (приложение 2), а также различные информационные стенды, листы и буклеты с целью повышения компетентности родителей в вопросах православной культуры.

19 августа уже в 7.30 сотрудники детского сада встречали родителей, приводящих детей в ДОУ, яблочными пирогами с медом и яблочным компотом. Весь процесс угощенья сопровождался русской народной музыкой, а также кубанскими напевами.

Для многих праздничная церемония в детском саду напомнила о празднике. Родители благодарили сотрудников за возможность вспомнить об этом дне и провести его в атмосфере душевного покоя.

Удачно прошли и совместные мероприятия для детей и взрослых. Появление кубанской хозяйки, сказочных персонажей Медведя и Зайчика, которые и были ведущими праздника, очень обрадовало участников. Забавные игры с яблоками, увлекательные и познавательные рассказы о них, отгадывание загадок, рассказывание стихотворений и пение песен – вот составляющие детского развлечения, которое прошло очень весело и запоминающее.

К 11.00 был запланирован поход в храм, куда отправились педагоги, дети и их родители, взяв с собой яблоки, виноград и мед. Помимо того, что каждый ребенок нес свои яблоки, он еще прихватил и яблоки своих друзей из детского сада, чтобы и он и его друзья смогли загадать желание, откусив «волшебное яблочко». По дороге ребятам еще раз повторили, как себя следует вести в церкви. Войдя на территорию храма и определившись с местом, дошкольники вместе с воспитателями разложили принесенные продукты и всё внимание сосредоточили на службе. Надо сказать огромное спасибо священнослужителям, которые обратили особое внимание на дошкольников, несмотря на то, что прихожан было очень много. Короткая беседа, напутственные слова, милая, добрая улыбка отца Андрея, настоятеля Свято – Покровского Храма – все это позволило ребятам чувствовать себя уютно и защищено в подобной обстановке.

Возвращаясь обратно в детский сад, всю дорогу дети и взрослые вспоминали о священнослужителях в необычных костюмах, о большом количестве людей пришедших в храм, о воде, которой были окроплены и все присутствующие и их продукты. Можно смело сказать, что из храма дети ушли под большим впечатлением.

Помимо всего этого, описывая день Яблочного Спаса, хочется также сказать и том, что в меню детского сада в этот день были яблоки: завтрак – печеное яблоко, обед – яблочный компот, полдник – слойка с яблоками. Всё это яблочное изобилие родители имели возможность попробовать вместе с детьми и оценить по достоинству. Выставка - дегустация прошла на высоком эмоциональном уровне.

К обеду центральный вход в детский сад был оформлен рисунками на тему «Яблочко наливное», возле которого останавливались не только дети и искали свои рисунки, но и их родители. На группах родителям раздали буклеты, в которых была отображена информация о том, что такое Яблочный Спас и каковы его приметы. Многие родители отметили, что примета «С Преображенья – погода преображается» и действительно правдива.

Вот так и прошел праздник Яблочный Спас в детском саду «Пчелка». Он был ярким, насыщенным, интересным и незабываемым не только для детей, но и для их родителей.

 

Приложение 1

 

Программа комплексных мероприятий по духовно – нравственному воспитанию, реализуемая в рамках недели «Яблочный спас» в МБДОУ ДСКВ № 25 «Пчёлка», ст. Брюховецкой МО Брюховецкий район

 

Мероприятия

Сроки

Место проведения

Ответственные

1.

Создание творческой группы ДОУ для обсуждения вопросов подготовки и проведения мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в рамках недели «Яблочный спас»

16.08

Методкабинет

В.Б. Тюкалова, ст. воспитатель

Е.Е. Рубан, ст. воспитатель

2.

Подготовка сценария праздника «Солнечный праздник - Яблочный спас»

До 16.08

Методкабинет

Творческая группа

3.

Подготовка информационных листовок для родителей «Преображение Господне, Яблочный спас»

До 17.08

Методкабинет

Е.Е. Рубан, ст. воспитатель

4

Целевые прогулки в Яблоневый сад

До 19.08

Яблоневый сад

В.Б. Тюкалова, ст. воспитатель, воспитатели

5.

«Яблочный спас – готовь рукавички про запас» - заучивание пословиц, поговорок по теме, познавательные беседы, рассматривание иллюстраций

15-19.08

Групповые помещения

Воспитатели

6.

Оформление информационного стенда для родителей «Из истории праздника Яблочный спас»

До 17.08

Центральный Вход в здание ДОУ

Е.Е. Рубан, ст. воспитатель

7.

Изобразительная деятельность «Яблочко наливное» в группах детей среднего и старшего возраста

До 18.08

Групповые помещения

Воспитатели

8.

Выставка рисунков детей и родителей «Яблочко наливное»

18.08

Центральный вход

И.В. Дарбинян, инструктор по ФК

9.

Работа с родителями о проведение Яблочного спаса. Получение добровольного письменного согласия о посещении храма

До 19.08

Групповые помещения

Воспитатели

10.

Утренняя встреча родителей с пирогами, яблоками и мёдом

Утро 19.08

Центральный вход в здание ДОУ

Творческая группа

11.

Распространение среди родителей информационных буклетов «С Яблочным спасом»

19.08

утро

Центральный вход в здание ДОУ

Творческая группа

12.

«Солнечный праздник - Яблочный спас» - развлекательная программа для детей и родителей

19.08

после завтрака

Спортивная площадка

К.А. Руденко,

А.Г. Давыдов, муз. руководители

13.

Поход детей подготовительной группы в храм

19.08

Храм

Творческая группа

Воспитатели

14.

Выставка – дегустация праздничного меню

19.08

полдник

Групповые помещения

Л.М. Москаленко, зам. зав. по АХЧ, воспитатели

15.

Выставка семейных творческих поделок «Яблочко превращается…»

19.08

Холл

В.Б. Тюкалова, ст. воспитатель,

воспитатели

16.

Впечатления о пройденном празднике – интервьюирование детей и родителей

До 20.08

Центральный вход в здание ДОУ

О.А. Мартыненко, педагог - психолог

17.

Размещение в СМИ информации о проведении праздника в ДОУ

В течение месяца

Газета, сайт

Е.Е. Рубан, ст. воспитатель

 

 

Приложение 2

 

Сценарий праздника «Яблочный спас»

 

Цель: продолжить знакомство с народным праздником – Яблочным спасом.

Задачи: развивать духовные потребности путём приобщения ребёнка к православным ценностям; воспитывать доброту, участие, заботу о тех, кто находится рядом; формировать у детей живой интерес к традициям отечественной культуры.

 

Ход праздника:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы отметить праздник. Ну а какой праздник может пройти без гостей. Вот и к нам уже спешат весёлые гости. Встречайте их!

Выходят под музыку медведь и заяц.

Медведь: Здравствуйте, ребята!

Зайчик: Здравствуйте мальчики и девочки! Мы очень рады видеть Вас.

Медведь: Ребята, а вы знаете, какой сегодня праздник мы пришли к вам отметить?

Ответы детей

Медведь: Да, ребята, Яблочный спас, а по-другому этот праздник ещё называют Преображение Господне.

Зайчик: А что это за праздник? Что вы о нем знаете?

Ответы детей.

Зайчик: Да, ребята. Яблочный спас, или Преображение Господне – это православный праздник. Все христиане торжественно отмечают его в церкви. Это праздник урожая яблок, начало горячей поры их заготовок. Каждый год 19 августа в храмах освящают плоды нового урожая, и считается, что эти яблоки становятся чудодейственными. Откусив их, можно загадать желание, и оно обязательно исполнится. А когда люди идут домой из церкви – угощают всех, кого встречают, этими удивительными, вкусными, полезными плодами. Люди улыбаются в ответ и добреют.

Медведь: Ребята, а теперь я предлагаю вам немного поиграть. Приглашаю выйти и встать в круг 5 человек. Я даю вам яблочко, а вы, передавая его по кругу, хвалите (вкусное, сладкое…). Кто остановится – выходит из игры. Победителем становится последний из оставшихся. (Победитель забирает яблоко.)

Зайчик: Мишка, а ты помнишь сказку о молодильных яблоках?

Мишка: Нет! Никогда не слышал. Расскажешь?!

Зайчик: Жил-был царь и было у него три сына. Когда царь состарился, он послал своих сыновей за молодильными яблоками и обещал тому сыну, который принесет их, полцарства. Старый царь очень хотел стать молодым, здоровым, сильным и красивым и яблоки должны были помочь ему в этом!

Мишка: Ну и что, царь-то помолодел?

Зайчик: Помолодел! А почему? Да потому, что яблоки-то очень полезные. В них очень много витаминов.

Мишка: Зайчик, так ты знаешь, какими целебными свойствами обладают яблоки?

Зайчик: Знаю, но не совсем. Послушай, Мишка, а давай о целебных свойствах нам расскажут воспитатели, они умные и знают всё!

Воспитатели выходят и по очереди рассказывают о полезных свойствах яблок.

1. Плоды яблони оказывают на человека благоприятное влияние, дарят здоровье, вылечивают от некоторых недугов. Они богаты витаминами.

2. Пектиновые вещества, содержащиеся в яблоках, обладают способностью выводить из организма шлаки и тяжелые металлы

3. Органические кислоты, которые содержатся в яблоках, предупреждают развитие кариеса.

4. Плоды имеют высокие пищевые и целебные свойства. Яблоки содержат 86% воды. Значительное количество клетчатки и пектиновые вещества, чрезвычайно важные и полезные для здоровья.

5. В старину кашицу из свежих яблок применяли при гнойных ранах, ожогах и обморожениях.

6. Тертые фрукты в смеси со свежим сливочным маслом используют для лечения трещин губ, ссадин кожи.

7. Яблоки положительно влияют на обмен веществ. Яблочные разгрузочные дни хорошо способствуют уменьшению массы тела.

8. В семенах яблок содержится очень много йода. Если съедать в день 5-6 яблочных зернышек, то суточная потребность в йоде будет полностью удовлетворена.

Медведь: Вот это да! (мишка с удивлением чешет затылок) Сколько в яблоке полезного и целебного. Я их и так ем с удовольствием, а теперь буду есть ещё больше.

Зайчик: Послушай, Мишка! А ты знаешь какую-нибудь песню про яблоки?

Медведь: Нет!

Зайчик: Вот досада, и я тоже не знаю. А так хочется послушать.

Медведь: А может, ребята знают?

Зайчик: Ребята, а вы знаете?

Ответы ребят

Медведь: ну тогда спойте, пожалуйста.

Дети поют песню.

Медведь: Спасибо, ребята нам с зайчиком песня очень понравилась.

Зайчик: Ребята, а знаете, что Яблочный спас - это праздник урожая не только яблок, но и других плодов, фруктов и овощей. В этот день чествуют также грибы, ягоды, всё, чем одаривает людей сад, огород, лес.

Медведь: Мальчики и девочки, а вы умеете отгадывать загадки?

Ответы ребят.

Медведь: Тогда давайте отгадывать загадки:

1. Я румяную матрешку

От подруг не оторву

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву (Яблоко.)

 

2. Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (Малина.)

 

3. Синий мундир, белая подкладка,

А в середине сладко (Слива.)

 

4. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

 

5.Кафтан на мне зеленый

И сердце как кумач,

На вкус на сахар сладок

На вид – похож на мяч (Арбуз.)

Зайчик: Ребята, какие вы молодцы, так быстро, а главное правильно отгадали все загадки.

Медведь: Вот и подходит к концу наш праздник в детском саду, но сам Яблочный спас будет продолжаться еще целый день. Сегодня везде пахнет Яблоками. Сегодня принято всех ими одаривать. Вот и в нашем детском саду мы угощаем вас, детки, этими вкусными плодами. (Детям раздают яблоки из большой корзины.)

Зайчик: Ребята, мы видели с Мишкой Ваше меню на этот день, представляете, там везде Яблоки: яблочный компот, булочки с яблоками… Ух, какая вкуснятина! Сегодня Вы по-настоящему отметите этот праздник.

Мишка: Ну а мы с Вами прощаемся, нам уже пора уходить. До новых встреч!!!

Мишка и заяц уходят под музыку, дети прощаются с ними и расходятся.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Безопасность в интернете»

Лэпбук «Безопасность в интернете» Цель: Познакомить детей с основными правилами безопасного поведения в «Интернете», выявить пользу или вред он приносит людям. Задачи: расширить представление...

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников

Философский взгляд на воспитание физической культуры у дошкольников С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность...

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Из…

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр». Из опыта работы Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений...

Читайте также

Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

 Групповой краткосрочный проект «За здоровьем в детский сад!»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»

Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у…

Педагогический опыт воспитателя Борчиной Марии Геннадьевны. Тема «Формирование патриотизма у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности» Опыт моей работы «Формирование...