Развитие творческого начала в художественно-изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Ребенок использует изобразительную деятельность для отражения явлений окружающего мира. Изобразительная деятельность ребенка становится средством развития его индивидуальности, задача и долг педагога – создать максимальные условия для детского творчества.

Творческое развитие осуществляется только там, где ребенок может проявить самостоятельность, активность, инициативу. «Самостоятельность детей в изобразительной художественной деятельности - это основа успешного развития творчества». (Е.Л. Флерина, Н.П. Сакулина, Н.Я. Шибанова.)

Но, прежде всего, на первом этапе должны быть хорошо сформированы технические изобразительные навыки: способы создания изображения, способы использования изобразительных материалов и инструментов, аккуратность в создании изображения. Это предоставит ребенку свободу в отражении доступными для него художественными средствами своего видения мира. Все его внимание будет концентрироваться не на технике исполнения, а на создании выразительного образа.

Мы предоставляем детям возможность выбирать из множества цветов спектра, создавать оттенки и новые цветовые сочетания. Цветом иногда дети компенсируют недостаток графических умений.

 рисунок

В своей работе считаем целесообразным использование следующих методов и приемов:

  • Чтение познавательной литературы, рассматривание красочных энциклопедий, иллюстраций в художественной литературе.
  • Эстетическая оценка разнообразных привлекательных объектов: многообразие и выразительность форм, оттенков, узоров, фактуры.
  • Создание выставок: «Новогодние загадки», «Город будущего», «Придумай дизайн платья для куклы», «Морские жители», «Придумай животное».
  • Детские игровые проекты («В стране удивительных красок», «Город Веселинск»).
  • Беседы: «Какого цвета настроение?», «Может ли снег быть разноцветным?»
  • Решение «цветных» примеров (красный+желтый и пр.)
  • Игры-экспериментирования: «Что будет, если…в красный добавить…белый, синий и т. д.?», «Найди цвет весенней сочной травки».
  • Упражнения и игры, направленные на развитие эстетических и творческих способностей («Подбери палитру», «Преврати фигуры», «Подбери колорит», «Дорисуй фигуру», «Преврати кляксу в кошку» и т. д.).
  • Использование синтеза искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства для создания образов Снегурочки, Весны, Зимы и пр.
  • Фантазирование на темы «Звуки красок», «Цвета грусти и радости», «Какого цвета настроение?», «Цветные сны».
  • Сочетание рисования и аппликации, рисования и лепки, аппликации и лепки; применение нетрадиционных изобразительных техник (коллаж, бумагопластика, пластилинография, тестопластика и др.)

 рисунок

Результатом планомерной работы в развитии творческого начала в художественной деятельности являются достижения детей: они умеют проявлять инициативу; самостоятельно выполняют задания на пройденные темы по представлению и памяти; дают оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремятся выражать свою точку зрения. У детей сформированы навыки культуры трудовой деятельности. Дети стремятся достичь качественных результатов. При выполнении коллективных работ дети способны сотрудничать.

 

Список используемой литературы:

1. «Художественное творчество и ребёнок» под редакцией Н. А. Ветлугиной.

2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский.

3. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова.

4. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева.

5. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова.

6. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.

7. «Развитие художественной самостоятельности и элементов творчества в рисовании у детей дошкольного возраста». Н. Я. Шибанова.

8. «Учить не только мыслить, но и чувствовать». Т. Г. Любимова.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Что сначала, что потом» предназначена для детей 3-4 лет...

Проект по театрализованной деятельности в детском саду

Проект по театрализованной деятельности в детском саду «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение...

Проект для детей второй младшей группы «Домашние животные»

Проект для детей второй младшей группы «Домашние животные» Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 19 октября-13 ноября. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели...

Читайте также

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного…

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Цель: познакомить родителей с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти...

«Румяная матрёшка – душа России»

«Румяная матрёшка – душа России» Своей красочностью и неизменным «секретом» матрёшка привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Эта деревянная...