Модель сохранения здоровья дошкольников в условиях Крайнего Севера
(Методические рекомендации)
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни в условиях Крайнего Севера были и остаются первостепенной задачей каждого воспитателя. Планомерное сохранение и развитие здоровья в условиях ДОУ можно осуществлять по нескольким направлениям:
1. Лечебно – профилактическое (фито; витамино; аэроино, фитонцидная терапия; мази, отвары).
2. Обеспечение психологической безопасности ребенка (психически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физической и интеллектуальной нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации, психогимнастика в режиме дня, применение необходимых средств и методов.
3. Оздоровительная направленность воспитательно – образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, бережное отношение к нервной системе ребенка, учет его индивидуальных возможностей и интересов, создание условий для самореализации и т. д.
4. Формирование валеологической культуры ребенка (знание о здоровье, умение сберегать, поддерживать, и сберегать его).
Примерные этапы работы для сохранения и развития здоровья детей.
1. Анализ исходного состояния здоровья. Он включает: регулярный осмотр детей медсестрой и врачом, определение уровня психомоторного развития, группы ЧБД, детей с хроническими заболеваниями. Проведение диагностики общей физической подготовки и их валеологических умений и навыков. Вести тетрадь здоровья детей и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Комплексная диагностика позволяет спроектировать «Индивидуальный маршрут развития ребенка».
2. Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ. Чтобы его обеспечить необходимо:
- Для разных категорий детей использовать отдельные формы работы.
- Разработать оздоровительные режимы совместно с врачом, старшей медсестрой. (Для групп ЧБД; ослабленных после перенесенного заболевания, имеющих ту или иную патологию; для детей с хроническими заболеваниями на период полярной ночи, на время каникул, в летний период).
- Разработать свою систему закаливающих мероприятий, исходя из индивидуальных особенностей детей группы.
- Кроме традиционной двигательной активности обязательно включать в воспитательно – образовательный процесс современные технологии оздоровления и профилактики.
Примерный план организации здоровьесбережения на учебный год.
Использование оздоровительных режимов |
- Для групп ЧБД - Ослабленных после перенесенного заболевания. - Имеющих, ту или иную патологию. - Для детей с хроническими заболеваниями на период полярной ночи. - на время каникул. |
|
Использование комплексов закаливающих мероприятий |
Водное: с массажем стоп – солевая дорожка, обливание ног прохладной водой, обширное умывание, обтирание влажным полотенцем. Воздушное: нахождение в группе в облегченной одежде и обуви, сухое обтирание полотенцем (массажерами), физическая культура в облегченной одежде, продолжительное пребывание на свежем воздухе. БОСОХОЖДЕНИЕ в помещении. БОСОХОЖДЕНИЕ по земле. Индивидуальная программа закаливания на согласовании с родителями. |
Для детей с 1 группой здоровья.
Для ЧБД Для всех детей.
Для ЧБД |
Включение в воспитательно – образовательный процесс технологий оздоровления и профилактики |
-Пятиминутки здоровья, пальминг для глаз. - Двигательные переменки - Мини – походы Традиция: проведение недели здоровья Физкультурно-спортивные праздники Ритмическая гимнастика Самомассаж – как элемент бодрящей гимнастики. |
Индивидуальная работа между занятиями, на прогулке (например – пятница), в каникулы, в зале, на улице 1 раз в неделю
|
Формирование навыков безопасного поведения |
- Профилактика травматизма - Противопожарная безопасность - Безопасность при возникновении ЧС |
|
Используя модель сохранения здоровья детей, можно выйти на следующие конечные результаты:
1. Внедрить научно – педагогические подходы к организации работы по сохранению здоровья детей.
2. Создать здоровьесберегающие образовательное пространство в группе.
3. Сформировать у детей основы валеологического сознания.
4. Обеспечить программный уровень развития движений и двигательных способностей.
5. Улучшить соматические показатели здоровья детей.
Образец составления индивидуального маршрута оздоровления.
Индивидуальный маршрут оздоровления Димы С. 17. 12 2010 г. Р. Возраст 3 г. 2мес. ЧБД (часто, длительно болеющий).
Диагностика здоровья на начало года |
Программа оздоровления |
Показатели на конец года |
1. Дима С. в 2013 году болел 4 раза: 2 - ОРЗ, 2 – ОРВИ 2 группа здоровья, ЧБД. 2. Осмотрен узкими специалистами. Диагноз - плоскостопие. 3. Навыки по основным видам движения среднее. Отстает в метании, лазании. 4. Родители ознакомлены с результатами диагностики, согласны сотрудничать с детским садом по оздоровлению ребенка (посещать мероприятия). |
1. Гибкий режим дня: - приход в детский сад не раньше 8 часов. - выход на прогулку во второй подгруппе. - приход с прогулки с первой подгруппой или на 15 минут раньше других. - подъем после сна одним из последних. - уход домой в 17 часов. 2. Закаливающие процедуры: - Водное: обширное умывание. Воздушное: сухое обтирание полотенцем. - Босохождение в помещении не более 3 – х минут, постепенно увеличивая время. 3. Физкультурно-оздоровительная работа: - уменьшить общую физическую нагрузку. - индивидуальные занятия по развитию стопы ног. - «Игры вдвоем» - с мячом; Подвижные игры, упражняющие в лазании; воспитание смелости. «Игры вдвоем» на свежем воздухе. 4.Участие родителей в клубе «Неболейка».
|
|
По такому же образцу составляются индивидуальные маршруты оздоровления для детей:
1. С хроническими заболеваниями на период полярной ночи.
2. На время каникул (например, для детей, которых рано приводят и поздно забирают).
Для них в программу оздоровления включить:
- Мероприятия, снижающие психо – эмоциональную перегрузку: смехотерапия, музыкотерапия, психогимнастика.
- Правильное чередование деятельности и отдыха.
- Обогащение опыта по играм (во что данный ребенок любит играть).
3. Ослабленных после перенесенного заболевания (например: пневмония, кишечная инфекция, отит и т. д.).
Читайте также |
---|
Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…
Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)
Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ
Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ
Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку»
Комплексное занятие в средней группе «Путешествие в сказку» Какие все нарядные и красивые. Посмотрите сколько у нас гостей. Поздоровайтесь с ними. Воспитатель: Дети...