Содержание и средства формирования представлений динамического типа о природе Крайнего Севера

Каждому из нас важно понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Два последних десятилетия – это период становления экологического образовательного пространства. Это время выработки новых понятий, таких как «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура», и в том числе понятия «экологическое образование дошкольников».

В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Основой экологического сознания является понимание связей и отношений, существующих в природе – с одной стороны, и умение понимать и любить все живое – с другой. Развитие экологического сознания невозможно без проживания ребенком своего единства с миром растений и животных, чувства ответственности за него, такая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни: на экскурсиях, в процессе экспериментирования и наблюдений за объектами живой природы, ухода за обитателями живого уголка.

Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, постоянно находящимся рядом с ребенком, складывается из следующих моментов: выделение самих объектов (целого), частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных), различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных – разных форм поведения); определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и прочее); выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологических важных знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе. Конкретно это означает следующее: дошкольники знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки – форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Большие возможности для наблюдения предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяет в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливое представление о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий.

По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, проявления приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными. В качестве примера можно привести наблюдение за рыбками в аквариуме, так как аквариум является мини-экосистемой созданной человеком, его легко приобрести в группу и можно ежедневно наблюдать за его обитателями.

Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений – большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Но пугливость и скрытный образ жизни многих животных, растянутая во времени изменчивость развивающихся организмов или сезонных явлений природы, незаметные для восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ рождают объективные трудности для дошкольников, мыслительная деятельность которых находится в становлении. Это вызывает необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари природы – графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе. Например, календарь наблюдений за сезонными явлениями природы – этот календарь может отражать состояния природы     (неживой, растительного и животного мира). Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ. Аккуратно и правильно заполненный, ярко раскрашенный календарь становится хорошим демонстрационным пособием, который можно использовать в самых различных вариантах воспитательно-образовательной работы с детьми. Ко всему этому необходимо организовывать труд в природе. Дети могут ухаживать за рыбками того же аквариума или другими обитателями живого уголка, заботиться о растениях.

По программе «Развитие» в содержание входит: наблюдение за сезонными изменениями, которые к старшей группе уже сформированы у детей, более углублено изучается – мир растений, но более важным аспектом является формирование представлений об экосистемах. В данном случае в содержание моей деятельности будет входить формирование представлений о таких экосистемах, как – тундра, озеро. Природа Крайнего Севера значительно отличается от средней полосы. Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных пург. Но с другой стороны – она восхищает богатством своей первозданной земли и живой природы. Каждое время года прекрасно и отмечено таинством закономерных проявлений жизни. Дошкольнику, который является свидетелем сезонных изменений природы, надо показать все, не только то, что он может пронаблюдать из окна, но и остальное – чарующие пейзажи тундры, и закономерную последовательность роста и развития всего живого, зависимость его состояний от сезонно меняющихся факторов внешней среды. Хочется раскрыть и показать детям то что, несмотря на то, что зима на Крайнем Севере длится более восьми месяцев, она также богата изменениями в природе. В тундре и на прибрежных водах полуострова даже в самые суровые зимние дни научились выживать различные звери и птицы: песец, куропатка, белый медведь, тюлень, морж и др. Они приспособились к условиям Крайнего Севера и у каждого их них свой способ переждать непогоду, что бы остаться в живых. Но есть и такие животные, которые постоянно в движении, они не задерживаются по долгу на одном месте. Длинный густой мех защищает их от стужи. Большие, округлые и раздвигающиеся копыта позволяют им легко передвигаться по глубокому снегу, копать лунки и добывать себе корм. Благодаря интересным рассказам, которые можно включить в содержание формирования представлений динамического типа о природе дети смогут узнать много новых и интересных фактов из жизни животных Крайнего Севера.

Наблюдая на участке или из окна детского сада за явлениями природы (ветер, снегопад, мороз) дошкольники также раскрывают для себя все многообразие зимних дней. В одно утро на улице ветер, а к вечеру появляются осадки в виде снежных обломков и снежная пыль из-за чего, и появляется пурга. В другой день сильные трескучие морозы. В третий снова осадки только уже в виде слипшихся снежинок – хлопьев. Но есть и то, что дети не могут пронаблюдать в натуральном виде не на участке, не из окна детского сада. Что бы заполнить эти пробелы необходимо использование различных средств формирования представлений динамичного типа. К таким средствам будет относиться наглядный материал. Это картинки по методике Л.С. Игнаткиной и И. Федотовой, где изображен один объект в разные сезоны (например, заяц – летом, зимой, весной, осенью). Картинки с изображением объекта не только в разные сезоны, но и в разных его стадиях роста (например, новорожденный песец, стадия подростка, взрослый песец). Видеофильмы, иллюстрированные книги о природе Крайнего Севера, а также совместное создание моделей. Моделирование экосистем, позволят детям ближе познакомиться с их обитателями, показать зависимость растений и животных от среды обитания и факторов этой среды.

 

Источники литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологическое занятие с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2004.

2. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М. Моневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПБ., 1998.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. педагогических учебных заведений. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.

4. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства: Рекомендации педагогам, родителям и гувернерам. – М., 2004.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников: Книга для воспитателей детского сада. – М., 2004.

6. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду: Программа экологического воспитания дошкольников. – М., 2004.

7. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Старшая группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 88 с.

8. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений. Подготовительная группа / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Гном-Пресс, 1999. – 88 с.

9. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей. – М., 2001.

10. Табукашвили Т.Г. От диагностики к экологическому развитию. – Ростов н/Д, 2003.



Новые публикации

Наглядное пособие Лепбук «Зима»

Наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям к...

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Читайте также

Примерное комплексно-тематическое планирование

Примерное комплексно-тематическое планирование Месяц Лексическая тема Развёрнутое содержание работы Итоговые мероприятия Сентябрь 1-2 неделя Обследование Выявление особенностей развития детей для последующего учета при планировании и проведении образовательного...

Проект «Я и моя семья»

Проект «Я и моя семья» Паспорт проекта «Я и моя семья» Проблема. Самоустранение родителей в области социально-коммуникативного развития ребенка. Несформированность понятия «семья» у старших...

Методическая разработка образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе…

Методическая разработка образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе по теме: «Субботник»

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий новогоднего праздника в старшей группе.

Новогодний сценарий для детей старшей группы «В поисках снеженики» Под музыку дети входят и встают в рассыпную по всему залу. ХОРОВОД «ЗИМУШКА ХРУСТАЛЬНАЯ» Музыка:  А. Филиппенко Слова:  Т. Бойко Зимушка хрустальная вся белым-бела, Сколько ты искристого снега намела. Весело и...

Рекомендация для родителей «Для чего нужны потешки»

муниципальное бюджетно-дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4    Подготовила: Кретова Елена Викторовна Потешки - замечательный, отобранный народной педагогикой материал. В потешках заложены такие способы выражения материнской любви и ласки, которые...

Творческая работа по самообразованию «Использование народного фольклора в развитии детского интеллекта»

муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4 Воспитатель:  Кретова Елена Викторовна   Содержание: 1.Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей раннего возраста. 2.Использование фольклора в режимных моментах...

Хепеннинг (рисование пальчиками)

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 122» Г. Курск, проспект Энтузиастов, 4   Подготовилf: Кретова Е.В. Хеппенинг -  это форма современного искусства, представляющая собой действия, событий или ситуации, происходящие при участии художников, но не...