Развитие творческих способностей детей, через связь с социумом, как залог успешной реализации ФГОС

(из опыта работы)

В последнее время в дошкольном образовании произошли серьезные изменения.

Мы, педагоги дошкольного образования, охватываем тот период, когда закладываются основные структуры личности ребенка. Следовательно, на нас, как на дошкольное учреждение и семью возлагается особая ответственность по формированию важнейших качеств у наших деток. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций, что нашло отражение в данных документах и проектах, на основе которых строится наша работа. Одной из важнейших задач, на современном этапе становится формирование творческой личности. Человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Именно поэтому мы уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников. Наша образовательная система «Школа 2100» (программа «Детский сад 2100») наилучшим образом тому способствует. Идеей программы является целостное развитие личности через раскрытие внутреннего потенциала ребенка с учетом его индивидуальности.

Мы выделяем следующие компоненты:

Развивающий:

развитие психических процессов – эстетического сознания, памяти творческого воображения; развитие интеллектуальных и познавательных способностей ребенка; эмоциональных творческих художественно – эстетических качеств ребенка.

Воспитательный:

формирование у ребенка художественно – эстетического вкуса;

воспитание интереса и потребности к ручному художественному творчеству.

Образовательный:

знакомство детей с произведениями искусства;

обучение различным видам творчества.

Практический компонент:

овладение ребенком ручных умений работы с красками, бумагой, ножницами, пластилином, клеем;

умение создавать продукты ручного творчества.

Одно из условий проявления творчества - организация интересной содержательной жизни ребенка не только в стенах МБДОУ, но и за его пределами.

Открытый характер образовательного процесса выделен в стандарте дошкольного образования. Наше пространство мы расширяем на основе сотрудничества с семьями и социумом.

Задачи развития реализуются не только в течение всего времени пребывания воспитанников в нашем саду, а так же в тесном сотрудничестве со многими структурами образовательной системы нашего города. Рассмотрим каждый компонент отдельно.

Для привлечения интереса детей к изучению нового важна мотивация. А.Н. Леонтьев писал: «Надо готовить почву для того, чтобы вносимые в сознание человека идеи приобретали для него субъективный, личностный смысл».

Широко используемая нами музейная педагогика, как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития. Ребята подготовительных и старших групп по годовому абонементу посещают наш городской музей, часто их родители с удовольствием присоединяются к нам.

Приобщая детей к изучению духовного богатства своего народа, его культуры, традиций мы воспитываем Гражданина с большой буквы, а это является общей целью образовательной системы. Нам предстоит отойти от традиционной модели передачи готовых знаний к модели системно - деятельностного подхода, включить самого ребенка в процесс самостоятельного творческого поиска. С этой задачей нам помогает справиться посещение учреждений дополнительного образования «Эврика» и «Факел», ребята не первый год занимаются с замечательными, творческими педагогами. Наше сотрудничество является очень плодотворным. Мы все с удовольствием участвуем в различных мероприятиях, организованных на их базе. Выставки «Лешишка», «Зимняя краса» стали для нас уже традиционной и любимой возможностью проявить свои таланты и реализовать творческие замыслы. Результат – ребята занимают призовые места, становятся победителями.

Реализуя принцип преемственности, мы тесно сотрудничаем с педагогами и воспитанниками наших близлежащих школ, многие из них выпускники «Ласточки». Так же всегда с большим удовольствием встречаем у себя агитбригады школьников, у которых есть чему поучиться. Так же посещение школы для нас стало привычным и очень увлекательным делом. В нашем саду у ребят есть уникальная возможность заниматься бисероплетением с педагогом Галкиной Людмилой Петровной и это полноценная конструктивная деятельность. В своей работе она использует собственную разработанную программу обучения. Удивительные поделки, выполненные ребятами, могут оценить не только их родители, но и любой желающий, так как каждый год Людмила Петровна представляет работы наших талантливейших деток на региональной выставке «Рождественская звезда». В ноябре 2013 года работы наших ребят были представлены на «Восьмом областном Молодежном фестивале культур народов, проживающих на территории Калужской области». Мы стали дипломантами и лауреатами, в нескольких номинациях.

Изобразительная деятельность один их немногих видов совместной деятельности, где ребенок творит сам. Мы используем большое количество нетрадиционных техник (монотипия, граттаж, рисование ладошкой, зубной пастой, квилинг и т. д.) тем самым эстетически развивая, расширяя и обогащая возможности проявления индивидуальных способностей наших детей. Нами проводятся творческие мастерские, ребята часто выполняют работы совместно с родителями. Помочь раскрытию творческих способностей, умению реализации себя, как уверенной, самодостаточной личности, наиважнейшая задача, на решение которой мы всецело направлены. У нас уже стало традицией встречать лето карнавальным шествием детей, в костюмах, из бросового материала. Этот сезон не стал исключением. Наш праздник мы приурочили ко дню рождения великого поэта А.С. Пушкина, ребята декламировали стихотворения созданные гением Русской поэзии, инсценировали различные произведения, написанные им. Все это сказочное действие проходило в костюмах созданных своими руками. Моих воспитанников я нарядила в костюмы, сделанные из обоев. Этот праздник творчества и поэзии удался на славу.

Став взрослыми, мы как-то незаметно теряем ощущение восторга от окружающей нас действительности. Оно вытесняется буднями, заботами. А когда-то в детстве мы любили наряжаться в мамины платья, надевать туфли с каблуками и чувствовали себя сказочными персонажами? А театр эту возможность дарует нам. Причем независимо от возраста, ведь для каждого возраста находится своя роль. Театрализованная деятельность позволила нам решить задачи не только художественно- эстетической направленности, но и социально-личностной. Являясь особым терапевтическим средством, помогает решать проблемы некоторых воспитанников: робость, застенчивость. Результаты удивляют даже нас самих. Мы в марте 2013 г. стали победителями Городского фестиваля театральных постановок, посвященного 150-летию С.К. Станиславского.

Еще одним средством социального и интеллектуального творческого развития в нашем саду является проектно-исследовательская деятельность. Выбор темы «Белоруссия глазами детей» для представления на «Восьмом областном Молодежном фестивале культур народов, проживающих на территории Калужской области» был обусловлен работой по проекту «Моя семья». Была проделана огромная работа, результат - мы стали дипломантами в номинации «Хореография» и лауреатами в номинациях «Художественное творчество», «Национальная кухня». Мы живем единой дружной семьей: сотрудники, дети, родители. У нас не может быть различия по происхождению, верованию. Мы всегда берем пример с наших детей, для которых, это на самом деле не имеет ни какого

значения. Поэтому, новомодное слово «толерантность» придуманное взрослыми, в нашем учреждение имеет весьма обыденное значение.

В процессе подготовки и реализации проектов ребята не на словах и не по картинкам преодолевают трудности, получают осязаемые результаты, проверяют и развивают на практике свои способности. Можно с уверенностью сказать, что проектирование это дизайнер менталитета. Хаотические обрывки мыслей, различные идеи можно трансформировать в стройное мышление, четкие формулировки, управляемое творчество. Очень большим подспорьем в работе над проектами для ребят и родителей являются средства ИКТ. Мы уже четко осознали и помогаем родителям понять важность включения этого компонента в образовательный процесс.

Детское творчество отражает окружающий мир и естественно окружающая среда воздействует на развитие творческого потенциала ребят. Весь наш коллектив всецело направлен на постоянное преображение развивающей среды нашего МБДОУ, что позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся художественно-эстетического направления. Начиная с группового пространства и заканчивая уличным оформлением все «дышит» любовью и красотой. В январе 2013 года наш детский сад стал победителем городского смотра-конкурса на звание «Лучшее декоративно - художественное и световое оформление фасадов зданий и территорий муниципального образования «Город Обнинск» к встрече нового 2013 года и Рождества Христова» среди образовательных учреждений.

Мы проводим большое количество календарно-обрядовых праздников («Масленица», «Светлое Христово воскресенье», «Троица» и т.д.). Для нас очень важно погрузить ребят в мир праздничной национальной культуры.

Выстраивая тесные взаимоотношения с нашими родителями, проводим мастер классы, различные совместные мероприятия, акции. Стараемся узнать как можно больше об их желаниях, интересах. Увлечение. Именно оно дает радостное ощущение открытия в себе новых качеств и способностей, как утверждают многие исследователи, человек, который имеет свое увлечение, меньше болеет, более активен и интересен для окружающих, в том числе и для членов своей семьи. Наша недавно организованная выставка «Мамино хобби» и «Секреты бабушкиного сундучка» стали наглядным тому подтверждением. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Мы уверены, если педагоги и семья повернуться лицом друг к другу, и будут говорить на одном языке (в чем мы с вами, безусловно, должны проявлять инициативу), то тогда существенно изменятся отношения между детьми и родителями. Что не может не способствовать достижению поставленных перед нами задач. Результатом наших усилий направленных на развитие творческого потенциала наших воспитанников является победное участие во многих мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, как очных, так и дистанционных, как говориться «С малой удачи начинается большой успех».

Мы, педагоги, стремимся к формированию каждого ребёнка, как эстетически развитой творческой личности, мы должны вводить его в «Волшебство окружающего мира», становясь посредником между ним и нежно, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, душой ребёнка. Дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Необходимо помнить, что у каждого ребенка есть способности и таланты. Закладывая интерес к художественно-творческой деятельности, мы получим впоследствии творческих, инициативных, талантливых людей нового поколения, умеющих ценить прекрасное, любить свою Родину. И каждому из нас необходимо помнить: в каждом ребенке спит величайший гений, творец. Перед нами стоит глобальная задача, суть которой состоит в том, чтобы разбудить этого «Великого спящего». Если мы научим наших деток смотреть и видеть, беречь, знать и любить, то через десятилетие подрастёт поколение, достойное нового века.

 

Список используемой литературы и интернет ресурсов:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1997;

2. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования. Психологическая наука и образование. 2010. №3;

3. ФГОС дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 661);

4. http://www.school2100.ru

5. http://edu.znate.ru;

6. http://www.maaam.ru;

7. http://edu.znate.ru;



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода»

Открытое занятие-экспериментирование в средней группе «Волшебница-Вода» Цель: способствовать познавательному развитию детей дошкольного возраста, познакомить детей со свойствами воды и уточнить значение...

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...

Читайте также

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия…

Проект по ознакомлению детей дошкольного возраста с трудом взрослых «Профессия повар» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие...

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков»

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков» Цель: знакомство детей с созданием поделки из носков, развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей...

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...