Развитие произвольного внимания в процессе обучения математике у детей старшего дошкольного возраста

Содержание 
I   Информационно-справочные сведения об опыте………………………………………………… 3
II Технологические сведения об опыте……………………………………………………………………… 4
III Рекомендации по внедрению опыта……………………………………………………………………… 14
Приложение 1. Методики по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………

 

15

Приложение 2. Результаты диагностики уровня развития свойств произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………

 

19

Приложение 3. Дидактические игры и занимательные упражнения, направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста…………………………

 

22

Приложение 4. Календарно-тематическое планирование по математическому развитию детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………

 

48

Приложение 5. Фрагменты занятий по математическому развитию, включающие задания на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста……… 50
 
I. ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ
 

1. Тема опыта: «Развитие произвольного внимания в учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (на примере математики)»

2. Автор опыта: Орлянская Татьяна Валерьевна, воспитатель

3. Место функционирования опыта: МОУ д/с № 368,

4. Степень новизны опыта: рационализаторский

5. Длительность функционирования опыта: 2011 – 2013 гг.

6. Опыт представлен настоящим описанием и следующими приложениями:

  • приложение 1;
  • приложение 2;
  • приложение 3;
  • приложение 4.


II. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОПЫТЕ

 

1. Актуальность опыта

Особую актуальность на современном этапе развития системы образования приобретают разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс различных форм дифференцированной, индивидуализированной педагогической помощи, учитывающей естественные и закономерные различия в общих и специальных способностях, направленности и интересах детей.

Все возрастающая общественная тревога за положение будущих первоклассников в школе, осознание необходимости усиления роли воспитателей в развитии их умственных способностей, в охране их физического и нравственного здоровья ставят в разряд безотлагательных научно-практических задач обоснование и создание адекватной системы их дошкольного обучения и воспитания.

В работе со старшими дошкольниками проблема внимания является наиболее актуальной. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: разработать научно-методические основы процесса развития произвольного внимания, а также выявить степень эффективности использования упражнений, развивающих внимание, в процессе обучения математике детей старшего дошкольного возраста.

Предположим, что уровень развития произвольного внимания в обучении математике будет более высоким, если:

1) в работе воспитателя развитие внимания на занятии будет одной из приоритетных целей;

2) каждый воспитатель будет знать и уметь определять индивидуальные особенности детей;

3) воспитатель будет иметь достаточно богатый арсенал средств подачи того или иного материала;

4) систематически будут проводиться увлекательные и разнообразные формы работы по формированию внимания у детей старшего дошкольного возраста.

 

2. В данном опыте решаются следующие задачи:

  • выявление сущности внимания старших дошкольников и его роли в развитии личности;
  • разработка методики целенаправленного развития произвольного внимания у старших дошкольников;
  • разработка системы занятий, содержащей дифференцированные задания, способствующие развитию произвольного внимания старших дошкольников.

 

3. Методы работы

  • словесные (рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, учебная дискуссия, работа с учебным пособием и книгой);
  • наглядные (метод иллюстраций, наблюдения);
  • практический (упражнения – устные, письменные, графические, воспроизводящие и тренировочные);
  • методы обучающего контроля (устный, письменный, программированный, тестовый, самоконтроль);
  • познавательные (дидактические) игры;
  • исследовательский;
  • проблемный;
  • частично-поисковый (эвристический);
  • ситуационный (творческий).

 

4. Приемы работы

  • работа с книгой, карточками, дидактическим и раздаточным материалом;
  • прием создания занимательных и проблемных ситуаций.

 

5. Педагогические средства, используемые в опыте

  • средства общения – лингвистические (устная и письменная речь), семиотические (знаки, схемы, условные обозначения), паралингвистические (жесты, мимика);
  • средства учебной деятельности – материальные (дидактический раздаточный материал, схемы, таблицы и пр.), идеальные (вербализованные и материализованные, то есть действие по алгоритму).

 

6. Типология используемых занятий:

  • занятие-игра;
  • занятие-исследование;
  • викторина;
  • межпредметное занятие;
  • интегрированное занятие;
  • занятие совершенствования знаний, умений и навыков;
  • занятие обобщения и систематизации;
  • занятие контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
  • занятие практического применения знаний, умений и навыков;
  • комбинированное занятие.

 

7. Формы организации учебной деятельности, используемые в опыте:

  • фронтальная работа на занятии;
  • парная и групповая работа;
  • индивидуальная работа.

 

8. Технология работы

Занимаясь вопросами обучения и воспитания старших дошкольников на практике, со временем я пришла к выводу, что проведение мною обучающих занятий в традиционном режиме не всегда дает стойкие положительные результаты. Усвоив определенный раздел программы, через некоторое время дети могли также успешно утратить полученные знания, слабо определяли межпредметные взаимосвязи. Зачастую на занятиях одно и то же задание повторялось многократно даже для одного и того же ребенка, что нежелательно в дальнейшем в школьном обучении. Учебная рассеянность иногда не позволяла детям продвигаться дальше, требуя от меня повторного объяснения программного материала. Особенно заметно это сказывалось на математическом развитии моих воспитанников. Слабая активность восприятия и невнимательность приводили к тому, что дети не узнавали знакомые геометрические фигуры, если они давались в непривычном положении или их нужно было выделить в предметах, найти в окружающей обстановке. Не могли выделить вопрос, если он стоял не в конце, а в начале или в середине задачи, не ориентировались в измененном пространстве (например, запомнив ориентир направо – к стене, налево – к окну, ребята терялись, если я просила их развернуться на 1800) и так далее.

Таким образом, использование на занятиях только игровых моментов, предусмотренных программой, а также элементарных заданий, развивающих познавательные психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) оказалось, на мой взгляд, недостаточным. Это дало мне толчок к началу работы над темой моего исследования.

Для начала я рассмотрела вопрос развития произвольного внимания в теории и отметила, что внимание является одним из основных психических процессов в воспитании и обучении. Развитие внимания представляет собой развитие всех его качественных характеристик, а именно концентрации и объема, а также устойчивости, распределения, переключения.

Развитие внимания необходимо на всех этапах усвоения знаний, умений. При помощи правильно организованного процесса внимания можно:

- формировать устойчивое произвольное внимание;

- повышать познавательную активность, интерес к знаниям;

- развивать творческие способности;

- повышать эффективность обучения, развитие мыслительной деятельности и математической культуры детей.

Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Как известно, дети младшего дошкольного возраста долго и увлеченно могут рассматривать картинки или предметы, которые их заинтересовали, замечать многие детали. Вместе с тем попытки заставить ребенка внимательно наблюдать то, что ему неинтересно, неизменно терпят неудачу. Маленький ребенок психологически не в состоянии быть внимательным к тому, что ему неинтересно. На пятом-шестом году жизни наблюдается перелом в данной сфере. Постепенно идет нарастание произвольности внимания. В игре на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. Дети этого возраста могут заставлять себя быть внимательными, они начинают овладевать и управлять собой, своим поведением и психическими процессами. Именно благодаря этой способности у детей старшего дошкольного возраста появляется намек на серьезное отношение к происходящему и ответственность за свои поступки. Произвольность психических процессов (в частности внимания), которая интенсивно развивается в период между пятью и семью годами, имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению.

Тем не менее, на протяжении дошкольного возраста, а иногда и к началу школьного, ребенок еще в очень слабой степени владеет своим вниманием. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Поэтому в учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств и успешностью в учебной деятельности, а, следовательно, и задачей первостепенной важности для педагога.

Что же касается математического развития, то овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития внимания, которое непосредственно связано с развитием таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Следующим моим шагом в решении поставленных задач стало усиление контроля над развитием произвольности внимания в учебном процессе. Для этого в начале эксперимента я провела диагностирующий срез по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей своей группы при помощи методик:

- оценка объема и концентрации (силы сосредоточения) внимания – методика «Корректурная проба»;

- оценка устойчивости внимания – методика Пьерона-Рузера;

- оценка распределения внимания – методика Н. Рыбакова;

- оценка переключения внимания – методика «Красно-черная таблица».

Подробные описания упомянутых методик представлены в приложении 1.

В результате я пришла к выводу, что уровень развития произвольного внимания слабый, а местами даже не соответствует возрасту. Так, из 24 человек группы по всем диагностируемым характеристикам внимания средний уровень развития был обнаружен у десяти детей (41,7%), высокий – лишь у троих (12,5%) и, к сожалению, ниже среднего и низкий уровень был выявлен у одиннадцати ребят (45,8%), а это половина всех моих воспитанников. Данные результатов диагностики можно найти в приложении 2.

Исходя из этого, было решено качественно повысить полученные показатели и, возможно, достичь уровня, превышающего возрастные нормы.

Первоначально в своей работе я начала использовать игры и развивающие упражнения на развитие внимания, представляющие собой задания, направленные на развитие всех качественных характеристик внимания как психического процесса, а именно: объема, концентрации (силы, сосредоточения), устойчивости (длительности, сосредоточения), а также распределения и переключения внимания. Это такие игры и упражнения, как «Запомни», «Повторение нумерации», «Корректура», «Веселый счет», «Счетчики», «Пишущая машинка», «Будь внимателен», «Каких чисел недостает», «Найди отличия», «Борьба за цифру», «Сумеешь ли ты увидеть?», «Какие цифры скрыты?» и другие, а также разнообразные занимательные задачи и физкультминутки. Часть их предложена мною в приложении 3.

Так, целью тренировочных упражнений для развития объема внимания явилось формирование умения быстро анализировать, систематизировать, связывать воедино различные элементы, оказавшиеся в поле зрения, что существенно расширяет объем внимания. Данные упражнения использовались на математических занятиях в устном счете, а также для закрепления материала.

Упражнения для развития концентрации внимания – это задания, направленные на развитие умения сосредоточиться на учебном материале, углубиться в работу, умение замечать в предметах и явлениях значительно больше, чем в обычном состоянии сознания. Целью этих тренировочных упражнений является умение концентрировать внимание, развитие познавательной активности, самостоятельности, творческого отношения к делу, усидчивости. Такие тренировочные упражнения я пыталась проводить в основной или заключительной части занятия, когда концентрация внимания значительно снижается.

Переключаемость – это еще одно свойство внимания, пожалуй, самое трудное для дошкольников. Упражнения для отработки навыков переключения – это задания, способствующие развитию умения каждого ребенка сознательно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой. Умение быстро переключаться обеспечивает быстроту ориентирования в меняющейся обстановке занятия.

При проведении этих упражнений передо мной стояла такая цель: через систему упражнений формировать быструю реакцию детей, умение качественно выполнять несколько видов работ.

Большую долю игр и упражнений я опробовала индивидуально во вне учебной деятельности, затем лишь эпизодически включала дополнительный материал в занятия по математике.

Особенно тщательно я подошла к отбору системы упражнений:

1) упражнения выбирала из специальной литературы;

2) выбираемые упражнения должны были занимать небольшой временной промежуток для их выполнения;

3) содержание упражнений прямо или опосредованно было связано с формированием знаний, умений и навыков;

4) упражнения должны были быть содержательными, интересными, необычными и понятными детям;

5) мне была необходима вариативность использования упражнения;

6) при подборе упражнений учитывала мотивацию как один из факторов, влияющих на проявление свойств внимания;

7) упражнения проводила систематически, последовательно, постепенно усложняя;

8) подводила итоги, выявляя победителя и замечая даже незначительные успехи.

Мобильность и вариативность подобранных мною игр и упражнений, а также большой выбор дидактического материала, позволили не только предлагать различные задания детям с разным уровнем подготовки, но и модифицировать одни и те же задания для сильных и слабых воспитанников (приложение 3). Надо отметить, что мне не удалось развивать внимание детей исключительно на занятиях по математике. Дополнительный развивающий материал я использовала на всем программном материале. Разница состоит в том, что на занятиях по математике большая часть заданий содержала математический материал (цифры, числа, геометрические фигуры, задачи). Во все остальные занятия я включала занимательные разминки и физминутки, упражнения с предметными картинками и т. п. (приложение 3).

Опробовав применение игр и упражнений, развивающих внимание, на детях, я провела промежуточную диагностику развития свойств произвольного внимания. Мною качественно была отмечена положительная динамика изменений, происходящих в этой сфере.

Следующим шагом стала разработка системы занятий по математическому развитию в рамках программы «Радуга», содержащих дифференцированные задания, способствующие развитию произвольного внимания старших дошкольников. В приложении 4 видно, что эта работа начала вестись по достижении детьми подготовительного к школе возраста. Задания включались в ход занятий систематически, последовательно усложняясь. Использовались упражнения содержательные, интересные, необычные и в то же время доступные и понятные детям. Специально организованная работа по развитию внимания велась по двум направлениям:

1) использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства (качества) внимания: объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение;

2) использование упражнений, в которых образуются относительно устойчивые сочетания свойств внимания, на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

На занятиях мною были использованы такие средства, как:

1) тренировочные упражнения, направленные на развитие качеств внимания;

2) дидактические игры, направленные на развитие типов внимания;

3) задания, направленные на развитие гибкости внимания, занимательные задачи, арифметические загадки, наблюдательные разминки;

4) двигательные упражнения, развивающие способность переключаться.

Через использование описанных выше педагогических средств проведена большая работа по развитию качеств внимания на занятиях по математике у детей старшего дошкольного возраста.

Фрагменты некоторых занятий представлены в приложении 5.

На завершающем этапе эксперимента мною был проведен контрольный диагностирующий срез по выявлению уровня развития свойств произвольного внимания у детей группы при помощи выше упомянутых методик (приложение 1). Результаты показали, что уровень развития произвольного внимания значительно повысился и даже кое-где превысил возрастную норму. Так, из 24 человек группы по всем диагностируемым характеристикам внимания средний уровень развития был обнаружен уже у семнадцати детей (70,8%), высокий – у семи (29,2%). Уровень ниже среднего и низкий отсутствует. Данные результатов диагностики можно найти в приложении 2.

Таким образом, специальная коррекционно-развивающая система занятий позволила мне систематически восполнять пробелы в элементарных знаниях и практическом опыте детей, активизировать их познавательную деятельность, развивать у них наблюдательность, внимание, мышление, эмоционально-волевую сферу, а значит, и повысить уровень общего развития воспитанников. А чтобы процесс развития внимания у старших дошкольников был более успешным, в своей работе я учитывала также формирование всех познавательных процессов и индивидуальный уровень возможностей каждого ребенка.

 

9. Результативность работы

Представленная в данной работе система упражнений и смоделированных в рамках программы занятий помогает мне:

  • заинтересовывать детей программным материалом;
  • совершенствовать их знания, умения и навыки благодаря развитию произвольности внимания;
  • добиваться положительных результатов в удержании детьми устных и письменных инструкций, учебной информации и, как следствие, усиливать самоконтроль.

В ходе работы мне удалось повысить уровень развития произвольного внимания своих воспитанников. Поэтому у меня есть все основания считать, что необходимо и далее разрабатывать и совершенствовать приемы и методы развития произвольного внимания. Желательно, чтобы в процессе обучения математике педагоги применяли развивающие упражнения, а также знали типологические и индивидуальные особенности учеников.

Процессу развития внимания необходимо уделять самое серьезное внимание на всех этапах обучения.


III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ ОПЫТА

 

1. Условия работы: стандартные

2. Старший дошкольный возраст, программа «Радуга»

3. Насыщенность дидактическим и раздаточным материалом: высокая

Все выше сказанное позволяет мне дать следующие рекомендации педагогам, работающим над проблемой развития произвольного внимания у старших дошкольников:

- как можно раньше систематически включать в процесс обучения математике упражнения, способствующие развитию внимания;

- использовать соответствующие упражнения на всех этапах обучения (изучение нового материала, закрепление, повторение и т. д.);

- применяя развивающие задания педагог обязательно должен учитывать индивидуальные особенности детей;

- предлагаемые упражнения должны быть разнообразными и интересными и проводиться систематически, последовательно, постепенно усложняясь;

- педагог должен обладать достаточно богатым арсеналом средств подачи того или иного материала.

 

Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет

Формирование предпосылок инженерного мышления у детей 2 - 3 лет Образование, в том числе и дошкольное, должно строиться исходя из того...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное...

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Читайте также

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе

Проект «Мы – помощники» в первой младшей группе Актуальность: темы заключается в том, чтобы помочь детям получить более широкие знания о труде...

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички»

Сценарий «Модный этикет – зонтики» Группа младшего дошкольного возраста «Умнички» 1 ведущий: Мода, мода капризная дама! И что только не придумывают люди...

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...