Использование рабочей тетради как новой технологии ознакомления детей с ПДД
За последние несколько лет в нашем городе сложилось напряженное положение с аварийностью на транспорте. Основными нарушениями, приведшими к травмированию детей явились: переход улицы в неустановленном месте перед близко идущим транспортом, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящего на остановке транспорта, переход улицы на запрещающий сигнал светофора и т. д.
Так как наш детский сад расположен в частном секторе, и основной контингент воспитанников пешком преодолевает путь до детского сада и обратно, мы посчитали рациональным и необходимым выделить раздел «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения» как приоритетное направление развития ДОУ.
Для начала был проведен мониторинг, включающий проверку знаний детей и анкетирование родителей по ПДД.
На основании полученных результатов был составлен перспективный план работы на учебный год. Затем было необходимо составить поэтапный план действий по внедрению новой технологии по ознакомлению детей с ПДД.
Система внедрения инновационной технологии по ознакомлению детей с ПДД
Вводный этап (подготовительный)
Ознакомление с теоретическими основами технологии |
Создание условий и оформление необходимого материала |
Основной этап (практический)
Включение технологии в совместную деятельность с детьми |
Заключительный этап
Анализ результатов: мониторинг детей |
На основании изученных программ, технологий, методик, а также результатов исследований ученых о том, что чем больше органов чувств задействует ребенок при познании, тем достовернее он получает информацию и лучше ее запоминает, наиболее эффективным и инновационным способом ознакомления детей с ПДД, нам представилось ведение тетрадей по ПДД, Ведь мышление дошкольника – наглядно-образное и для того, чтобы ребенок хорошо усвоил материал, необходимо задействовать в том числе и руки ребенка.
Для ознакомления с ПДД с использованием рабочей тетради были выбраны дети 6 лет. Свой выбор мы объясняем двумя причинами: во-первых, у детей старшего дошкольного возраста становится возможным осознанное отношение к своим действиям и здоровью (в том числе и к безопасности), во-вторых, дети через год пойдут в школу, и им зачастую придется преодолевать путь от дома в школу и обратно самостоятельно.
Работы по ознакомлению детей с ПДД относится к познавательному циклу. Ее длительность не должна превышать 25-30 минут. Проводится данная работа один раз в месяц в совместной деятельности педагога с детьми.
Цель работы: повышение эффективности работы с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с правилами безопасного поведения на дороге.
Задачи:
1) создать условия для ознакомления детей с правилами безопасного поведения на дороге;
2) формировать установленные навыки соблюдения и выполнения ПДД;
3) отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года;
4) применять современные инновационные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и во дворах;
5) использовать возможности ДОУ и материально-технический потенциал для воспитания грамотных участников дорожного движения.
После определения цели и задач, был составлен перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД с использованием рабочих тетрадей.
Мы определили темы, цели, задачи, методическое обеспечение, приняли во внимание словарную работу и мотивационную составляющую детей.
Затем на основе литературных источников были разработаны подробные конспекты совместной деятельности с детьми с использованием рабочих тетрадей
Работа детей в рабочих тетрадях предполагает следующие виды деятельности:
1) печатание основных определений, необходимых при изучении ПДД;
2) рисование, аппликация дорожных знаков, ситуаций;
3) зарисовка схем по ПДД.
ПЛАН РАБОТЫ В ТЕТРАДЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
№ |
ТЕМА |
ЦЕЛЬ |
ЗАДАЧИ |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
1. |
Основные определения (ГИБДД, автомобиль, пешеход, водитель, улица, водитель, дорога, светофор). |
Дать детям понятие об основных определениях, необходимых при изучении ПДД: ГИБДД, автомобиль, пешеход, водитель, улица, водитель, дорога, светофор. |
1) познакомить детей с определениями: ГИБДД, автомобиль, пешеход, водитель, улица, водитель, дорога, светофор; 2) развивать кругозор детей и логическое мышление, речь и другие психические процессы; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь. |
Картина городской улицы, тетради по ПДД, цветные карандаши, фото дорог с разным покрытием (для показа на экране).
|
2. |
Правила для пешеходов и пассажиров. |
Познакомить детей с правилами для пешеходов и пассажиров. |
1) закрепить с детьми понятия «водитель» и «пешеход»; 2) развивать кругозор детей и логическое мышление, речь и другие психические процессы; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь. |
Тетради по ПДД, цветные карандаши, схемы перехода дороги. |
3. |
Виды знаков дорожного движения. Предупреждающие дорожные знаки. |
Познакомить детей с разными видами знаков дорожного движения. |
1) дать детям представление о различных знаках дорожного движения и их назначении; 2) развивать кругозор детей, способность классифицировать предметы; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь.
|
Таблицы со всеми видами знаков или компьютерное обеспечение этих знаков. |
4. |
Знаки приоритета. |
Продолжить знакомство детей с видами знаков дорожного движения. |
1) дать детям представление о знаках приоритета и их назначении; 2) развивать кругозор детей, способность классифицировать предметы; закрепить знания о геометрическ. фигурах; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь. |
Таблицы со всеми видами знаков или компьютерное обеспечение этих знаков. |
5. |
Запрещающие знаки. |
Продолжить знакомство детей с видами знаков дорожного движения. |
1) дать детям представление о запрещающих знаках и их назначении; 2) развивать кругозор детей, способность классифицировать предметы; закрепить знания о геометрических фигурах; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь. |
Таблицы со всеми видами знаков или компьютерное обеспечение этих знаков, тетради ПДД, цветная бумага, ножницы, клей, трафарет круга, салфетки и кисточки для клея. |
6. |
Знаки особых предписаний. |
Продолжить знакомство детей с видами знаков дорожного движения. |
1) дать детям представление о предписывающих знаках и их назначении; 2) развивать кругозор детей, способность классифицировать предметы; закрепить знания о геометрических фигурах; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь. |
Таблицы со всеми видами знаков или компьютерное обеспечение этих знаков, тетради ПДД, фломастеры, карандаши. |
7. |
Информационные знаки. |
Продолжить знакомство детей с видами знаков дорожного движения. |
1) дать детям представление об информационных знаках и их назначении; 2) развивать кругозор детей, способность классифицировать предметы; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь.
|
Таблицы со всеми видами знаков или компьютерное обеспечение этих знаков, тетради ПДД, фломастеры, карандаши, толковый словарь русского языка. |
8. |
Знаки сервиса. |
Продолжить знакомство детей с видами знаков дорожного движения. |
1) продолжить знакомство детей с видами знаков дорожного движения;; 2) развивать кругозор детей, память, речь, способность классифицировать предметы; закрепить счет в пределах 20; 3) продолжать формировать у детей чувство ответственности за свою жизнь. |
Таблицы со всеми видами знаков или компьютерное обеспечение этих знаков, тетради ПДД, фломастеры, карандаши, толковый словарь русского языка.
|
9. |
Средства регулирования дорожного движения. |
Познакомить детей со средствами регулирования дорожного движения. |
1) дать детям представления о светофоре, жезле регулировщика, диске с красным световозвращателем как средствах регулирования дорожного движения; 2) развивать кругозор детей, речь, память, мышление, координацию движений и быстрое реагирование на сигналы; 3) продолжать формировать чувство безопасности за свою жизнь.
|
Макет светофора с регулированием света, жезл регулировщика, диск с красным световозвращателем. |
Читайте также |
---|
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2…
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста (2 – 3 года) «Кошка и собачка» Цель: Установить с детьми эмоционально – положительный контакт...
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования
Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования Формирование познавательных интересов и познавательных действий детей в различных видах деятельности является одной из...