Социализация дошкольников в рамках образовательной программы «Детство»

(на примере муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад «Теремок», Сургутский р-он)

 

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.

Человек – существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни [5, с. 3].

В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Отечественные ученые, такие как: В.В Давыдов, Д.Б Эльконин считают, что каждый ребенок (дошкольник) проходит огромнейший путь в своем индивидуальном развитии именно в период своего детства. Его направление стремительно быстро разворачивается, а содержание пополняется и расширяется [11, с. 118]. Дошкольный возраст, как никакой другой насыщен очень важными достижениями в социализации детей. Дети учатся овладевать собственными эмоциями и приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане именно в дошкольном возрасте. У детей появляется произвольное владение их поведением и собственными действиями. К шести годам у дошкольников в социальном познании прочно закрепляется такая позиция как «Я и общество».

Обратимся к определению понятия «социализация». Понятие «социализация» рассматривалось и раскрывалось в разных областях науки: педагогике, психологии, социологии, физической культуре.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом [2, с. 6].

Так, например, Г.М. Андреева отмечает: «Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях) процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 334].

В педагогической трактовке понятие о социализации раскрывается через понятие «адаптация». С помощью понятия адаптации социализация рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и ее приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам [8, с. 46].

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально - культурного опыта, необходимого для включения в систему общественных отношений, которые состоят из: 1) трудовых навыков; 2) знаний; 3) норм, ценностей, правил; 4) социальных качеств личности, которые позволяет человеку комфортное и эффективное существование в обществе других людей, развитие толерантности, сознания родителей, педагогов и детей [9, с.11].

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я –человек», «Детский сад - дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и другие).

Анализируя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детство», по которой осуществляется воспитательная и образовательная работа в едином образовательном пространстве МБДОУ «Теремок», определены направления социального развития дошкольников, приобщения детей к добру, красоте, сопричастности к миру. Программа «Детство» предполагает несколько областей развития ребенка «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание» и т.д. [3, с.3].

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач.

Одной из ведущих областей развития ребенка выступает «Социализация», область которая может интегрировать с разные области деятельности ребенка, а ведущими задачами в рамках этой образовательной области выступают:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу [3, с.5].

Социализация ребенка в дошкольном возрасте напрямую может реализовываться через несколько аспектов одним из самых ярких является - игровая деятельность. К тому же следует отметить, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка [8, с. 118]. Игру в жизни детей трудно переоценить. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. И от того, как у него это будет получаться, во многом будет зависеть формирование его успешного жизненного стиля. Важно отметить развивающую, профилактическую и корректирующую функции игр.

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт ребёнка. Обеспечивает дальнейшее развитие самостоятельности в игре. Сюжетно – ролевую игру можно охарактеризовать «как своего рода школу социальных отношений, в которых постоянно моделируются и укрепляются социальные формы поведения. Играя, дети учатся человеческой способности к сотрудничеству» [7, с.124]. Так, например, в детском саду «Теремок» проведение развивающих сюжетно-ролевых таких как «Экскурсовод», «Фоторепортёр», «Консервный завод», «Универсам» и другие способствуют, во-первых, знакомству детей с историей своего города, посёлка, с историей создания предметов, с правилами и нормами поведения в обществе, во-вторых, дети учатся применять полученные знания на практике по средствам этих игр. Так, например игра «Детский сад» способствует расширению сферы социальной активности ребёнка и его представления о жизни детского сада, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых (воспитателя, медсестры, врача, заведующего, методиста, помощника воспитателя, плотника и других сотрудников детского сада). Наборы мелких игрушек для режиресских игр по различным тематикам: «Бабушкин двор», «Кукольная комната», «Репка», «Три медведя», «Красная шапочка» и другие способствуют умению воспринимать и понимать отношения между людьми, их действия и поступки.

Не менее интересны, используемые воспитателями детского сада дидактические игры знакомят детей с разными компонентами окружающего мира, например, «Что растёт в поле, лесу, на лугу в огороде?», «Части тела животных», «Кто. Где живёт?» и другие. Другие дидактические игры развивают логическое мышление – «Пазл», «Колумбово яйцо», «Кому, что нужно для работы?» или способствуют запоминанию, например, орудий труда в различных профессиях.

Подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игровые композиции, игры-сказки, игры с речитативами и счетом, имитационные игры и другие развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Правильно организованное развитие двигательных умений и навыков во время игровых ситуаций способствует развитию у дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков, активно содействует формированию таких социально ценных морально-волевых качеств личности, как социалистический патриотизм и интернационализм, коллективизм, целеустремленность, стойкость, смелость, решительность [6, с.28].

Следующим компонентом «социализации» является приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, которые развивают эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживать им, адекватно откликаться на радостные и печальные события в семье, детском саду [9, с.86], так в подготовительной группе детском саду «Теремок» осуществляется такая деятельность как организация кукольного театра, главными героями котором выступают сами дети. Они не просто играют роли они «переживают» жизнь мультипликационных и сказочных героев, сопереживают им, при этом у детей происходит формирование и обогащение нравственных представлений на ярких примерах положительного или отрицательного поведения, хороших или плохих поступков в жизни, через тех героев, которых они играют и которым сопереживают.

Данный компонент «социализации» способствует формированию умения общаться с окружающими, оказывать посильную помощь взрослым, например, воспитателю или родителям.В данном случае не просто необходимо развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, но и учить вежливо, вступать в общение и различного рода социальные взаимодействия. Именно эта функция реализуется в саду через организацию дежурства по группе [6, с.87].

Последним, но не менее важным компонентом составляющим «социализацию» выступает формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, а также чувств принадлежности к мировому сообществу [5, с. 29]. Этот компонент представляет собой формирование представлений о собственной (и других людей) половой принадлежности, гендерных отношениях и взаимосвязях (как между детьми, так и между взрослыми (например, «…когда я женюсь, то буду мужем, а для своих детей я буду – отец») для этого воспитателями МДОУ «Теремок» организуется целый комплекс занятий и мероприятий, направленных на гендерную и полоролевую идентичность детей. Так, например, в детском саду создана предметно - развивающая среда с учётом интересов мальчиков и девочек. В каждой отдельно взятой группе созданы специальные Центры (игровые зоны), где сосредоточены игрушки для мальчиков: конструкторы разных видов, машинки, рули, штурвалы, инструменты, коврики с изображением проезжей части, аэродромы, пожарные и полицейские части, дорожные знаки; Центры с подбором игрушек для девочек: разнообразные по тематике куклы, стиральная машина, плита, кукольная кровать, стол со стульчиками, постельные принадлежности, одежда для кукол, гладильная доска, утюги, чайники, посуда, муляжи овощей и фруктов, столовые приборы.

Не менее значимо то, что в группах детского сада воспитателями контролируется очередность посещения детьми туалетных комнат - сначала девочки, потом мальчики, данные действия направлены на полоролевую идентичность детей.

Другими мероприятиями в сфере гендерного подхода к идентичности детей выступает систематическое использования на занятиях видеопрограмм «Я мальчик, я девочка!», «Мужской и женский этикет», «Мы разные!» использование такого типа занятий способствуют формированию у детей представлений о собственной гендерной принадлежности.

Использование на занятиях наглядного материала: альбомы «Маленькая модница», «Военная техника», «Защитники Родины», «Одежда мужская и женская»; плакаты «Моё тело», «Спорт для мальчиков», «Спорт для девочек» способствуют развитию личности ребёнка на основе источников его индивидуальных знаний и социального опыта. Естественным является широкое использование в работе детского сада мультимедийных разработок по теме: «Профессии», «Виды транспорта», «Русские войны», «Хорошие поступки», а также дидактических и настольных игр – «Кому, что нужно для работы?», «Хоккей», «Футбол», «Оденем куклу», «Собери букет». Такие виды работы формируют знания у детей о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности.

Одним из наиболее ярких моментов в работе воспитателя детского сада «Теремок» является систематическое чтение художественной литературы на занятиях в рамках полоролевой идентичности (Х.Х. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик»,В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович», «Царевна лягушка», «Иван – крестьянский сын и Чудо – Юдо», С. Маршак «12 месяцев»), беседы по содержанию произведений и рассматривание иллюстраций в рамках данных произведений способствуют формированию представлений у детей образов главных героев по их гендерной принадлежности.

Не менее важна работа по привлечению родителей в рамках гендерного воспитания детей, так как для полноценного воспитания и развития ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. В нашем детском саду работа с родителями носит информационно – практический характер. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду»; художественно-творческие проекты «Мир в твоем окне»; родительские собрания «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с использованием мультимедийных презентаций, беседы; использование наглядной информация в группах: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по-разному», «Мир движений мальчиков и девочек», «Как играют мальчики и девочки».

Совместно с родителями в учреждении проводятся культурно - досуговые мероприятия: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные состязания между мужчинами.

С помощью таких форм работы у детей складываются четкие представления о взаимосвязях и отношениях как друг с другом, так и с взрослыми, а также складываются четкие гендерные представления (мужчины должны быть сильными, защищают слабых, женщин, детей, стариков, а женщины в свою очередь заботливые, ласковые; мальчикам, например, нельзя обижать девочек, их надо защищать, заступаться за них, вести себя с ними вежливо) [11, с.56]. В рамках работы подобного рода (семейные взаимоотношения или взаимоотношения с окружающими) педагоги детского сада применяют различные формы деятельности, например, пальчиковые игры, которые отражают в своем содержании тематику семьи, тем самым расширяют знания детей о членах семьи, например, пальчиковая игра «Как у деда Ермолая».

Формирование представлений о себе как члене группы детского сада, обогащение представления о детском саде и его сотрудниках, привлечение к поздравлению сотрудников детского сада с днем рождения, праздниками, к праздничному оформлению групповой комнаты и детского сада, совместному празднованию того или иного события всё это позволяет ребенку почувствовать себя принадлежащим к окружающему миру. У ребенка появляется возможность не просто иметь представление о России как о многонациональном государстве, в нём воспитывается уважение к людям разных национальностей и их обычаям, происходит приобщение детей к истокам народной культуры [2, с.73].

Подводя итог вышесказанному важно отметить, что с помощью занятий или действий в рамках социализации происходит формирование представления ребенка о своем ближайшем социуме, то есть принадлежность к той или иной группе людей (группа в детском саду, кружок, или будущий школьник), а также что не маловажно у детей в подготовительной группе с помощью данного компонента расширяются представления о школе, развивается интерес к школьной жизни и желание учиться в школе и осваивать новые знания.

 

Литература:

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [текст] / Г.М Андреева.- М.: Наука, 1994. – 417 с.

2. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка [текст] / Н.Ф.Голованова.- М.: Речь, 2004. – 272 с.

3. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: Детство – пресс, 204. – 528 с.

4. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко [текст] / В.И.Ядэшко.-М.: Просвещение, 1978.- 315 с.

5. Мудрик, А.В. Социализация человека [текст] / А.В. Мудрик. –М.: МПСИ, 2011- 624 с.

6. Мухина, В.Я. Игра и нравственное развитие дошкольников [текст] / В.Я.Мухина, А.С. Спиваковская . - М.: Изд-во Московского университета, 2009.- 217 с.

7. Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности [текст] / В.Я.Мухина. - М.: Изд-во Московского университета,1999.-189 с.

8. Сластёнин, В.А. Педагогика [текст] / В.А, Сластёнин. – М: Академия, 2002. – 576 с.

9. Социализация дошкольника через игру / под ред. Т.В.Пятница [текст] / Т.В.Пятница.-М.:Белый ветер,2004.-87с.

10. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [текст] / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, Владос, 1995. - 291 с.

11. Эльконин, Д.Б. Детская психология [текст] /Д.Б.Эльконин. - М.: Академия, 2004. - 384 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эссе на тему «Мы растим таланты»

Эссе на тему «Мы растим таланты» На свете есть тысячи профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен избрать...

Литературный флэш-моб по русским народным сказкам

Литературный флэш-моб по русским народным сказкам Цель: Развитие речевых навыков детей через театрализованную деятельность. Закрепление у детей знаний об одном из жанров...

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...

Читайте также

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время в Российской Федерации активно развивается практика инклюзивного образования, которая включает в...

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа»

Образовательная ситуация «Незабытый подвиг чувашского народа» (Подготовительная группа) Основный вид деятельности: интегрированная (познавательная, игровая и двигательная). Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...