Развитие мелкой моторики рук у детей с ОНР, как средство развитие речи
(через пальчиковые игры)
Ум ребёнка находится
на кончиках пальцев
В.А. Сухомлинский
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции.
Функцию – общения, передача копленного человечеством опыта, регуляции поведения.
Основной вид деятельности дошкольников – игра общение.
Игровое общение есть тот необходимый баланс, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Лингвистические (речевые) игры, направлены на развитие различных видов речевой активности (диалогической, монологической, письменной) позволяет каждому ребёнку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности.
Неполноценная речевая деятельность откладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Обследование детей имеющих речевые патологии, выявило, что у большинства воспитанников наряду с общей соматической ослабленностью замедленным развитием моторных функций речи наблюдается отставание а двигательной сфере. Учитель-логопед вместе с воспитателями Лого группы и специалистами составляют план коррекционной - развивающей работы с детьми.
Формирование общих речевых навыков у детей с ОНР осуществляется учителем – логопедом, воспитателями, специалистами родителями – как в дошкольном учреждении так и дома
При формировании общих речевых навыков у детей с ОНР важно помнить, что именно в дошкольный период звуковая сторона речи развивается наиболее интенсивно, а главное именно в это время она успешно поддаётся коррекции.
С чего начать? У детей имеющих речевые нарушения, развитию мелкой моторики должно уделяться особое внимание
Развитие мелкой моторики развивает гибкость, точность движения, память, мышление т,е, все отделы отвечают за речь.
Двигательные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом, поэтому их стимулирование путем совершенствования точных движений руки и пальцев оказывает положительное действие на развитие речи.
В систему игр включены: игровая пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, разные виды штриховок, раскрашивание, графическое письмо, нанизывание бус, мозаика, пазлы, деревянные палочки, массажные мячики, работа с трафаретами, шнуровка, выкладывание предметов из счётных палочек, материал для крупотерапии, для пластилинографии.
Особое внимание уделяем играм с пальчиками, которые сопровождаются небольшим стихотворным текстом.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и
ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «переложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков – сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.
В работе с детьми мы в своей работе придерживаемся следующих методических рекомендаций к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой с детьми обсуждаем её содержание, при этом сразу отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения (это не только позволяет подготавливать малышей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой).
- Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
- Очень чётко придерживаемся следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
Постоянные занятия с детьми пальчиковой гимнастикой, способствует тому, что выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать ее смысл. Ребенок учится концентрировать внимание и правильно его распределять. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает четкость речи. У детей интенсивнее развивается память, воображение и фантазия. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.
Так как логопедическая группа работает в соответствии с лексическими темами, то для удобства мной была составлена картотека пальчиковых игр по лексическим темам. (Приложение)
Список литературы:
1. Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали [Текст]: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. – Дмитров: Карапуз, 2003. – 20 с., ил.
2. Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок [Текст] / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)
3. Игры для малышей от 2 до 6 лет [Текст] / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с., ил.
4. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика [Текст]: Комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
5. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей [Текст] / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.)
6. Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков [Текст] / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
7. СолнцеваВ. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики бесплатной электронной библиотеке ModernLib.Ru.
8. Гаврина С. Е. ,Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать.- Ярославль: Академия развития, 1997г.
9. Интернет ресурсы:
http://nsportal.ru/,
http://nsportal.ru/
http://logoportal.ru/palchikovyie-igryi-dlya-detey-4-5-let/.html,
http://sibiraychok.ucoz.ru/index/igraem_vmeste_s_detmi/0-30
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа
Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»
Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок»
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебный цветок» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных представлений о доброте, как о...