Сайт для воспитателей детских садов



Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.

Работа педагогов дошкольников по внедрению проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении велась под руководством старшего воспитателя детского сада и началась с изучения методов и приемов специальной литературы, знакомства с опытом работы в этом направлении.

На следующем этапе была организована совместная работа пеадгогов, детей и родителей по созданию проектов, определены цели и задачи проектно-исследовательской деятельности.

 

Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии.

Задачи:

  • Повышение уровеня познавательной активности детей;
  • Развития коммуникативных и творческих навыков;
  • Воспитания умения работать в коллективе.

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности осуществлял педагог-психолог, который работал надраскрытием эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, осуществлял планомерное и последовательное изучение уровней развития на всех возрастных этапах. Он способствовал созданию условий для успешного взаимодействия в образовательной среде педагогов, воспитанников и родителей.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

  • Поисково-педагогическое обеспечение экспериментальной работы, отслеживание результатов психологического развития воспитанников;
  • Обеспечение психологической комфортности участников образовательного процесса и возможности выбора сфер самореализации;
  • Консультативная и информационная поддержка участников проектной деятельности.
  • Диагностика;
  • Развивающая деятельность.

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:

  • Занятия - экспериментирования
  • Работа в мини-лабораториях
  • Организация мини-музеев в группах
  • Дошкольные мини-конференции
  • Проектные дни в детском саду
  • Музейная педагогика
  • Просмотр мультимедийных проектов
  • Презентации проектов
  • Издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек-малышек

При проектировании наши педагоги ориентировались на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, так как проектирование нацелено на применение имеющихся знаний и на приобретение новых. Ими использовалась следующая классификация тем: живая природа, наука, техника, культура, человек, вселенная, из которых были выбраны наиболее интересные темы для исследований.

Результатом работы по проектной – исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей стали проекты:

Живая природа

«Цветы нашего детского сада»

«Наш огород»

«Лекарственные растения»

«Зачем овощи и фрукты?»

Наука

«Что такое воздух?»

«Магнит и его свойства»

« Поможем воде стать чистой»

Культура

«Откуда берутся загадки»

«Как придумать сказку»

«Книги- наши лучшие друзья»

«Животные в русских народных сказках»

Техника

«Спортивная площадка будущего»;

«Кто придумал спорт»

«Умные машины в космосе» (лего-конструирование)

Работа по проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками не могла проходить без участия родителей. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому детско-родительские проекты позволяют решать познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся. При организации проектно-исследовательской деятельности эффективными оказались такие формы работы с родителями:беседы - консультации,мастер-классы,семейные презентации,творческие мастерские,фестиваль семейных проектов.

Итогами проектной деятельности в нашем детском саду стали:

Организация мини-лабораторий в группах;

Проведение ежегодных конференций среди дошкольников;

Создание базы методического обеспечения инновационной деятельности, победы детско-родительских проектов в городском конкурсе «Солнечный зайчик».

Таким образом, были получены подтверждения того, что внедрение проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса.

 

 

Используемая литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М. Сфера, 2003.





Новые публикации

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук

Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук Одной из актуальных проблем подготовки ребенка к школе является подготовка руки к...

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят»

Конспект развлечения в младшей группе «Клёпа в гостях у ребят» Цель: создание радостного настроения у детей, эмоциональная разрядка. Задачи: (образовательная, развивающая, воспитательная): - формирование интереса и положительного...

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим» Паспорт проекта Тема «Чистый край» Вид Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный Автор-разработчик Воспитатель Зуева А.О. Участники проекта Воспитатель, дети 6-7...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Сказочное путешестви…

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказочное путешествие в страну звуков» Задачи: - развивать фонематический слух, внимание, память; - закреплять умение...

Проект «Компетентные родители»

Проект «Компетентные родители»   Проблема: недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей и недостаточная организация совместной деятельности, взаимодействия педагогов, специалистов...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по декорати…

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по декоративной лепкеТема: «Утка - Марфутка» (По дымковской игрушке)   Образовательные области: художественной-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Программное...




Комментарии

  • Елена
    Огромное спасибо!!! Сценарий простой и очень интересный.

    Подробнее...

     
  • Ирина Кодунова
    Очень полезная методическая работа для изучения профессии в доу.

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо Вам большое! Чудесный материал!

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Спасибо. Просто и интересно!!!

    Подробнее...

     
  • Андрей
    Кто нибудь может пояснить, какие обозначения для чего используются (особенно графа причины непосещения).

    Подробнее...

В блогах

Проектная деятельность в средней группе…

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1. Проектная деятельность в средней группе «Снеговик - лучший друг детей» Составитель: Булыгина С. С. воспитатель. Ст. Отрадная 1 часть Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и...

Родительское собрание «Роль семьи в восп…

Родительское собрание «Роль семьи в воспитании дошкольника» Цель собрания: Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье...

Значение патриотического воспитания дошк…

… В человеке порядочном патриотизм есть не что иное,  как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого,  как от желания делать добро. сколько возможно больше...

Конспект ООД по ФЭМП в подготовительной…

Цель: закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Совершенствовать навыки счета у детей в пределах 10, закреплять порядковый и количественный счет, продолжать учить детей называть последующее и предыдущее число, называть соседей числа; навыки порядкового...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство