Сайт для воспитателей детских садов






Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.

Работа педагогов дошкольников по внедрению проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении велась под руководством старшего воспитателя детского сада и началась с изучения методов и приемов специальной литературы, знакомства с опытом работы в этом направлении.

На следующем этапе была организована совместная работа пеадгогов, детей и родителей по созданию проектов, определены цели и задачи проектно-исследовательской деятельности.

 

Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии.

Задачи:

  • Повышение уровеня познавательной активности детей;
  • Развития коммуникативных и творческих навыков;
  • Воспитания умения работать в коллективе.

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности осуществлял педагог-психолог, который работал надраскрытием эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, осуществлял планомерное и последовательное изучение уровней развития на всех возрастных этапах. Он способствовал созданию условий для успешного взаимодействия в образовательной среде педагогов, воспитанников и родителей.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

  • Поисково-педагогическое обеспечение экспериментальной работы, отслеживание результатов психологического развития воспитанников;
  • Обеспечение психологической комфортности участников образовательного процесса и возможности выбора сфер самореализации;
  • Консультативная и информационная поддержка участников проектной деятельности.
  • Диагностика;
  • Развивающая деятельность.

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:

  • Занятия - экспериментирования
  • Работа в мини-лабораториях
  • Организация мини-музеев в группах
  • Дошкольные мини-конференции
  • Проектные дни в детском саду
  • Музейная педагогика
  • Просмотр мультимедийных проектов
  • Презентации проектов
  • Издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек-малышек

При проектировании наши педагоги ориентировались на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, так как проектирование нацелено на применение имеющихся знаний и на приобретение новых. Ими использовалась следующая классификация тем: живая природа, наука, техника, культура, человек, вселенная, из которых были выбраны наиболее интересные темы для исследований.

Результатом работы по проектной – исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей стали проекты:

Живая природа

«Цветы нашего детского сада»

«Наш огород»

«Лекарственные растения»

«Зачем овощи и фрукты?»

Наука

«Что такое воздух?»

«Магнит и его свойства»

« Поможем воде стать чистой»

Культура

«Откуда берутся загадки»

«Как придумать сказку»

«Книги- наши лучшие друзья»

«Животные в русских народных сказках»

Техника

«Спортивная площадка будущего»;

«Кто придумал спорт»

«Умные машины в космосе» (лего-конструирование)

Работа по проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками не могла проходить без участия родителей. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому детско-родительские проекты позволяют решать познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся. При организации проектно-исследовательской деятельности эффективными оказались такие формы работы с родителями:беседы - консультации,мастер-классы,семейные презентации,творческие мастерские,фестиваль семейных проектов.

Итогами проектной деятельности в нашем детском саду стали:

Организация мини-лабораторий в группах;

Проведение ежегодных конференций среди дошкольников;

Создание базы методического обеспечения инновационной деятельности, победы детско-родительских проектов в городском конкурсе «Солнечный зайчик».

Таким образом, были получены подтверждения того, что внедрение проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса.

 

 

Используемая литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М. Сфера, 2003.

0 Плохо0


Новые публикации

Проект «Омская крепость»

Проект «Омская крепость» Патриотическое воспитание детей это одно из важных направлений воспитания. Действительно, любимый край, область по своему особенные. У каждого есть...

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников

Опыт работы по развитию познавательных интересов у младших дошкольников Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению...

Конспект фронтальной ООД по обучению грамоте. Тема: «Звуки С,-Сь. Буква С»

Конспект фронтальной ООД по обучению грамотеТема: «Звуки С,-Сь. Буква С» Цель: знакомство со звуками [с-сь] и буквой С. Задачи: Коррекционно-образовательные: закрепить навык различения и...

Читайте также

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогул…

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Прогулка в зимний лес»   Цель занятия. Обогатить знания детей о жизни птиц и...

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ «Этот день …

Сценарий мероприятия посвященного празднованию 70 летия Победы в ВОВ«Этот день Победы!»   Вход в зал под марш «День Победы» композитор Давид Тухманов...

Дидактическая игра «День рождения куклы Кати»

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Социализация» для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4-х...


Подписаться на получение новостей сайта


Комментарии

  • людмила
    спасибо за полезнуюю информацию.

    Подробнее...

     
  • надежда
    прекрасно

    Подробнее...

     
  • людмила
    спасибо .хороший конспект.

    Подробнее...

     
  • юлия
    Данный материал вполне можно использовать как "скелет" основного проекта, наполнив соответствующим и ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Поделитесь пожалуйсто музыкой!

    Подробнее...

В блогах

Конспект фронтального занятия "Проф…

19-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

МБДОУ «Детский сад «Жаворонок»       Конспект фронтального занятия в средней группе комбинированной направленности       Тема: «Профессии»                Учитель-логопед: Романова С.А.         Абакан 2019г.           «Профессии» Пальчиковая гимнастика ПЕКАРЬ — Пекарь, Пекарь, Для чего ты из баранок Сделал счеты — Подсчитать Хочу точней, Хватит ли в Москве дрожжей, И...

Комплексное познавательное занятие на т…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Комплексное познавательное занятие на тему: « 12 апреля – день космонавтики». Цели: Расширить знания детей о космосе, известных космонавтах, познакомить с историей создания ракетной техники; развивать любознательность, мышление; воспитывать гордость за...

Образовательная деятельность по экологи…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Образовательная деятельность по экологии Тема: « Растение – живые организмы »   Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской деятельности:   Познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная. Цель: включение детей в...

Конспект НОД по математике для детей под…

18-01-2019 %HITS Занятия с дошкольниками %AUTHOR

Задачи: Образовательные: -  Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клеточку. - Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, "записывать" задачи, используя "+","-","="; Закрепить   состав...

Добавить статью на сайт Заказать свидетельство