Сайт для воспитателей детских садов



Из опыта работы по организации исследовательской деятельности с дошкольниками

Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектно-исследовательская деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.

Работа педагогов дошкольников по внедрению проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении велась под руководством старшего воспитателя детского сада и началась с изучения методов и приемов специальной литературы, знакомства с опытом работы в этом направлении.

На следующем этапе была организована совместная работа пеадгогов, детей и родителей по созданию проектов, определены цели и задачи проектно-исследовательской деятельности.

 

Цель: формирование у дошкольников основ исследовательского поведения, развитие творческого мышления, воображения, фантазии.

Задачи:

  • Повышение уровеня познавательной активности детей;
  • Развития коммуникативных и творческих навыков;
  • Воспитания умения работать в коллективе.

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательской деятельности осуществлял педагог-психолог, который работал надраскрытием эмоционального, интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, осуществлял планомерное и последовательное изучение уровней развития на всех возрастных этапах. Он способствовал созданию условий для успешного взаимодействия в образовательной среде педагогов, воспитанников и родителей.

Направления психолого-педагогического сопровождения:

  • Поисково-педагогическое обеспечение экспериментальной работы, отслеживание результатов психологического развития воспитанников;
  • Обеспечение психологической комфортности участников образовательного процесса и возможности выбора сфер самореализации;
  • Консультативная и информационная поддержка участников проектной деятельности.
  • Диагностика;
  • Развивающая деятельность.

В ходе практической деятельности педагогическим коллективом детского сада были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:

  • Занятия - экспериментирования
  • Работа в мини-лабораториях
  • Организация мини-музеев в группах
  • Дошкольные мини-конференции
  • Проектные дни в детском саду
  • Музейная педагогика
  • Просмотр мультимедийных проектов
  • Презентации проектов
  • Издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек-малышек

При проектировании наши педагоги ориентировались на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, так как проектирование нацелено на применение имеющихся знаний и на приобретение новых. Ими использовалась следующая классификация тем: живая природа, наука, техника, культура, человек, вселенная, из которых были выбраны наиболее интересные темы для исследований.

Результатом работы по проектной – исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей стали проекты:

Живая природа

«Цветы нашего детского сада»

«Наш огород»

«Лекарственные растения»

«Зачем овощи и фрукты?»

Наука

«Что такое воздух?»

«Магнит и его свойства»

« Поможем воде стать чистой»

Культура

«Откуда берутся загадки»

«Как придумать сказку»

«Книги- наши лучшие друзья»

«Животные в русских народных сказках»

Техника

«Спортивная площадка будущего»;

«Кто придумал спорт»

«Умные машины в космосе» (лего-конструирование)

Работа по проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками не могла проходить без участия родителей. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому детско-родительские проекты позволяют решать познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся. При организации проектно-исследовательской деятельности эффективными оказались такие формы работы с родителями:беседы - консультации,мастер-классы,семейные презентации,творческие мастерские,фестиваль семейных проектов.

Итогами проектной деятельности в нашем детском саду стали:

Организация мини-лабораторий в группах;

Проведение ежегодных конференций среди дошкольников;

Создание базы методического обеспечения инновационной деятельности, победы детско-родительских проектов в городском конкурсе «Солнечный зайчик».

Таким образом, были получены подтверждения того, что внедрение проектно-исследовательской деятельности в нашем учреждении является позитивной, педагогически целесообразной стороной общего воспитательного процесса.

 

 

Используемая литература:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. С., Учебная литература, 2004.

3. Волков Б.С., Волкова Н.В.. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. М. Сфера, 2003.





Новые публикации

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 5-7 лет «Мы – будущие вол…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей 5-7 лет «Мы – будущие волонтеры» Цель: Знакомство детей с понятием волонтерства как добровольческой безвозмездной деятельности на благо общества и граждан. Задачи: 1...

Акция: «Покормите птиц!»

Акция: «Покормите птиц!» 1. Формировать экологического представления детей об окружающем мире. 2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии. 3. Закрепить...

Авторская сказка «Сказка на новый лад о ленивом Мышонке»

Авторская сказка «Сказка на новый лад о ленивом Мышонке» На сцене стоит стол, стульчик. На столе лежат книги, тетради, стоит компьютер...

Читайте также

Мастер – класс по оформлению портфолио

Мастер – класс по оформлению портфолио Это важно знать Положение о создании портфолио разработано в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 №...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней коррекционной г…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней коррекционной группе«Полезная водица»   Программное содержание: Образовательные: - Уточнять и расширять знания о воде, ее свойствах; - Формировать...

Конспект НОД по математике в младшей группе на тему: «Приключения Паровозика из …

Конспект НОД по математике в младшей группе на тему:«Приключения Паровозика из Ромашково»   Образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»...


Подписаться на новости

E-mail

Please enable your javascript to submit this form



Комментарии

  • Вера
    Спасибо огромное за вашу работу. Храни вас Господи!

    Подробнее...

     
  • Илья
    Чудный сценарий!! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Rassamaha
    Очень интересная работа.. Мне 30 лет, холост, детей нет.. но планирую к 35 годам обзавестись семьей..

    Подробнее...

     
  • admin
    Скачать презентацию можно по ссылке: dohcolonoc.ru/.../file_216.rar ...

    Подробнее...

     
  • Келлер Светлана Влад
    как скачать презентацию

    Подробнее...

В блогах

Тема: «Мы будем Родине служить».

Цель: Приобщение детей к социокультурным ценностям и традициям семьи и нашего государства через знакомство с праздником «День защитника Отечества» и российской армии. Задачи: Образовательные: 1.Расширять осведомленность детей о военной сфере человеческой деятельности: о...

Психолого-педагогические условия для фор…

Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  предполагает становление в дошкольном образовательном учреждении новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и...

Конспект занятия: «Решение арифметически…

ГБУ  СО  СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект занятия: «Решение арифметических задач» Специалист по реабилитационной работе  Кировского филиала Деминой Е.И.   Цель: Сравнение  предметов по количеству и весу. Подготовка к решению арифметических задач. Задачи: Познакомить с понятием вес, разнообразием и устройством весов. Находить обобщающее...

План воспитательно-образовательной работ…

11 марта понедельник Тема недели: « Народные традиции, прикладное искусство, игрушки» Цель: Продолжать знакомить детей с народными   традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство