Ознакомление детей с народными промыслами в старшей группе
На современном этапе развития общества большое значение имеет ознакомление подрастающего поколения с родным краем. Изучение культуры родного края вносит определенный вклад в развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Ведь мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по иному, многое заново открываем и переоцениваем. И в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которое мы знаем поверхностно. Целесообразно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа и родного края. Поэтому важным моментом в воспитании детей становится целенаправленное возрождение народных ремесел и помыслов русского народа и родного края. Большая часть народной культуры тесно связанна с народными промыслами.
Осознание того, что утрата многих народных занятий привела к духовному обнищанию общества, к разрыву связей времен и поколений, заставляет современных ученых и исследователей искать пути возрождения интереса к национальным, культурным промыслам нашего региона на основе глубокого их изучения и приобщения к ним всех слоев населения. Справедливо утверждение историков в педагогике С. Д. Бабишина и Б. Н. Шитюрова, что «древнерусские мыслители, как представители официальной педагогики не могли не учитывать богатейшего опыта воспитания, накопленного соотечественниками». Поэтому народная педагогика является частью общей культуры. В дошкольной педагогике выполнен ряд работ отечественных и зарубежных педагогов, посвященных исследованию влияния промыслов родного края на развитие творческих способностей ребенка.
Задача педагога заключается в том, чтобы пробудить душу ребенка, развить заложенные в нем природой творческие способности. Для решения этой задачи, как нельзя лучше подходит знакомство детей с промыслами родного края.
Народные промыслы Орловской области невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни нашего края, демонстрирует художественные вкусы, эстетическую красоту и является частью его истории.
В процессе ознакомления с народными промыслами интерес и увлеченность детей может возникнуть в лепке из глины, при выкладывании мозаики, в росписи на тканях и бересте, при овладении различными техническими приемами художественной обработки материалов. Наконец, при выполнении изделий с целью оформления помещений детского сада, с целью использования в качестве подарка маме, для игры малышей и т. д.
Красочный мир народного промысла раскрывается по-особому, если рассказ педагога о нем будет эмоциональным и увлекательным. Для того, чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники плешковцы, как возникает под звонкими коклюшками морозный узор мценских кружев, как расцветают вышивки «орловского списа» и как через чудное сплетение лозы появляются предметы быта, педагог сам должен хорошо знать, понимать и любить народное искусство. Много интересного и полезного можно почерпнуть из книг, рассказывающих о творчестве народных мастеров. Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами.
Для работы по проблеме творческого развития детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, были определены несколько целей:
- развитие творческих способностей детей,
- создание условий для развития творчества,
- организация сотворчества детей и педагогов,
- проявление своей фантазии, изобразительности,
- воспитание творчески активной личности.
Достижение этих целей возможно при решении таких задач, как:
- привитие интереса и любви к народным промыслам;
- восстановление связи поколений;
- развитие стремления к достижению высокого совершенства и завершенности в работе;
- изучение народных промыслов;
- создание условий для развития и сотворчества детей и взрослых.
Выстраивание модели образовательного процесса велось в нескольких направлениях:
1. Изучение имеющегося теоретического и практического материала по данной теме;
2. Разработка собственного перспективного плана работы на учебный год;
3. Организация предметно-развивающей среды в группе;
4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогическом процессе;
5. Разработка консультативного материала для семинаров и консультаций с педагогами.
6. Исследование результатов работы за год и подведение итогов.
Во время эксперимента в работе с детьми широко использовались различные материалы: глина, ткани различных фактур и расцветок, лоза, гуашевые краски, цветные мелки, пастель.
Литература:
1. Борисова И.И., Рассохина Н.Я. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. Орел. 2005
2. Костомарова Т., Пантелеева Н. Исскуство как фактор воспитания любви к родному краю //Дошкольное воспитание. 2006. № 2. С. 3-8.
3. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников. Москва. Педагогическое общество России. 2005.
4. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. И.: ТЦ Сфера, 2012.
Читайте также |
---|
Интегрированное занятие с детьми старшей группы. Тема «Волшебные самоцветы»
Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема «Волшебные самоцветы» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Задачи: -...
«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для…
«Новый год у ворот». Образовательная деятельность в форме квест-игры для детей средней группы Цель: расширять представления детей о празднике Новый год;...
Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…
Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...