Индивидуальная работа с детьми младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с математическим содержанием
В качестве примеров положительной динамики развития элементарных математических представлений и памяти приведем особенности поведения некоторых дошкольников на проводимых нами занятиях и играх.
На занятии по математике мы обращали внимание Василия В. на игрушки, расставленные на стульях и столах, указывали на тот или иной стол или стул и просили назвать Василия В., сколько и каких игрушек на нем лежит. Мальчик затруднялся в ответе. Мы оказывали ему помощь. Мальчик ответил. Далее мы объясняли задание и показывали способ его выполнения: «Сегодня вы будете учиться приносить столько игрушек, сколько я скажу. Если я скажу, что надо принести одного зайчика, вы подойдете к столу, где стоит один зайчик, возьмете его и принесете на стол. Вот так (показывает) и скажете: «Я принес одного зайчика». Если я скажу, что надо принести много петушков, вы найдете, где стоит много петушков, и принесете их на этот стол. А потом скажете: «Я принес много петушков». Мы просили Василия В. принести одного петушка, затем другого, много зайчиков. Василий В. рассказывал, сколько и каких игрушек он принес. Когда мальчик затрудняется, мы задавали дополнительные вопросы: «Что ты принес? Сколько петушков?» Потом мы просили Василия В. рассказать, что теперь стоит на столе. («Один петушок и много зайчиков».)
В дидактической игре «Какие бывают фигуры!» мы старались познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом и научить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их). В качестве демонстрационного материала мы использовали крупные картонные круги и квадраты и в качестве раздаточного: круги и квадраты из картона разных цветов — по три фигуры каждой формы для каждого ребенка. Игру мы начали так: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. (Педагог достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты.) Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Кристина А. и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг». Девочка с заданием не справилась. Мы старались в игре ей помочь: «Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делали нужное движение. Мы предлагали Кристине А. выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогали ей: «Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это — квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол, — палец повернул вниз; снова повернул, и снова угол — палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее мы попеременно показывали картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.
Таким образом, использование занятий по математике и дидактических игр с математическим содержанием позволяет повысить эффективность процесса развития различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, образной; и познавательных процессов.
Читайте также |
---|
Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем…
Конспект образовательной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков «Мы все умеем сами»
Эссе «Я-педагог»
Эссе «Я-педагог»
Праздник-развлечение ко «Дню защиты детей» «Бабка Ёжка в гостях у…
Праздник-развлечение ко «Дню защиты детей» «Бабка Ёжка в гостях у детей» Цель: создать праздничное настроение у детей, закрепить знания полученные в...