Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, только 10% новорожденных появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Детям с недоразвитием речи следует вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
Логоритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии. Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.
Цель логоритмического воздействия – преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптации к условиям внешней среды.
Движение выступает здесь как основное средство взаимодействие между ребенком и окружающим миром.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- Развитие слухового внимания.
- Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха.
- Развитие фонематического слуха.
- Развитие пространственной организации движений.
- Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики.
- Формирование и развитие кинестетических ощущений.
- Воспитание выразительности и грации движений.
- Воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое.
- Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.
- Развитие физиологического и фонационного дыхания.
- Развитие певческого диапазона голоса.
- Развитие чувства ритма.
- Воспитание умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
- Воспитание умения перевоплощаться.
- Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков.
- Воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
- Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
На занятиях помимо речевых задач решаются также этические, большое внимание уделяется развитию эстетического вкуса.
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:
- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.
- чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением,
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук,
- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга,
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него,
- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности слуха и речевой памяти, координационного тренинга,
- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма,
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве,
- упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления,
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения,
- упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы.
Методические рекомендации для проведения логоритмических занятий
Продолжительность занятия 20-30 минут. Количество человек в подгруппах – 5-6. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в утренние часы. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
Вводная часть составляет 5-7 минут. Сюда могут входить различные виды упражнений, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке. Это различные виды ходьбы и бега: на носках, на пятках, с движениями рук, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением. Полезно включить пальцевую гимнастику.
Основная часть длится 15 минут и включает в себя 3-4 вида упражнений на усмотрение специалиста по логоритмике. Сюда могут входить упражнения на развитие зрительной, двигательной, слуховой и слухоречевой памяти и внимания; музыкально-ритмические и музыкально-двигательные упражнения с предметами и без предметов; упражнения, развивающие координацию речи и движения с музыкальным сопровождением и без него; упражнения на развитие продолжительного речевого выдоха и силы звучания голоса, пение песен, распевок.
На заключительную часть занятия отводится 5-7 минут. В нее входят игры на развитие мимических и пантомимических движений у детей, подвижные игры, игры-драматизации с речевым сопровождением, музыкальные игры-драматизации.
Главным принципом достижения эффективности в работе на логоритмических занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психологических возможностей.
Каждое занятие должно представлять тематическую и игровую целостность. По одной тематике проводятся 2-3 занятия. Важно организовать сотрудничество специалистов (логопеда, музыкального работника, воспитателя и психолога) в подготовке и проведении логоритмических занятия.
При подготовке логоритмических занятий следует исходить из необходимости правильного понимания их сути, назначения. Недопустима подмена логоритмических занятий музыкальными.
Таким образом, опыт проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого развития дошкольников.
Словарь по теме «Наше тело» (старшая группа)
Словарь и словообразование | |
Предметный словарь | Младенец, ребёнок (дети), девочка, мальчик, мужчина, женщина, старик, старуха; голова, макушка, затылок, волос, лоб, подбородок, борода, усы, рот, губы, зубы, язык, горло, глаз, ресница, бровь, нос, ухо, шея, туловище, плечо, грудь, спина, бок, живот, рука, плечо, локоть, колено, ладонь, палец, ноготь, нога, мизинец, указательный, большой, средний, безымянный; плач, ходьба, бег, движение, сон, боль;эмоция, настроение, счастье, огорчение, улыбка, страх, ненависть, обида, грусть, горе,нежность, переживание;вкус, зрение, слух;речь, жест, мечта, общение;непоседа, лакомка, торопыга, плакса, лентяй, врунишка |
Глагольный словарь | Любить, думать, смотреть, слушать, говорить, кричать, петь, молчать, улыбаться, смеяться, болеть, плакать, стареть, ходить, отдохнуть, работать, услышать, увидеть, стричь, лечить, нюхать |
Словарь признаков | Головной, носовой, ручной, ножной, спинной, молодой, старый, добрый, смешной, страшный, грустный, мужской, женский |
Словарь наречий | Можно, нужно, надо, нельзя, шагом, бегом, шепотом, ласково, радостно, грустно, весело, приятно, страшно |
Антонимы | Отдых - работа, крик - молчание, вдох - выдох, болезнь - здоровье, правый - левый, умный - глупый, добрый - злой, весёлый - грустный, детский - взрослый, болезнь - здоровье, прощание - приветствие, детский - взрослый, заболеть - выздороветь, вперёд - назад, направо - налево, вежливо - грубо, быстро - медленно, чисто - грязно |
Словообразование | Прилагательные от существительных (зуб - зубной); Приставочные глаголы (расти, ходить);Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (рот - ротик - ротище);Сложные слова (большеглазый, голубоглазый, зубочистка) |
Подбор родственных слов | Рука - ручка, ручной, рукавица;зуб - зубик, зубастик, зубной, зубочистка;нос - носик, носище, носовой |
Многозначность | Ручка, нос, язык, ножка |
Словарь по теме «Предметы туалета» (старшая группа)
Словарь и словообразование | |
Предметный словарь | Расчёска, мыло, мыльница, мочалка, зубная щётка, зубная паста, зубочистка, пена, шампунь, ванна, корыто, пузыри, кипяток, грязь, пятно, полотенце, чистота, чистоплотность, крем, косметика, пузырёк, бутылочка, гель, микробы, болезнь, прогулка, носовой платок, жизнь, дыхание, здоровье, сон, привычки |
Глагольный словарь | Мыть, расчёсывать, лить, мылить, чистить, ухаживать, вытирать, гулять, чихать, кашлять, чесать, дышать |
Словарь признаков | Чистый, грязней, аккуратный, неряшливый, здоровый, больной, живой, личные, вредные, полезные |
Словарь наречий | Чисто, грязно, сухо, аккуратно, небрежно, полезно, вредно, больно, приятно |
Антонимы | Чистота - грязь, болезнь - здоровье, чистый - грязный, аккуратный - неряшливый, здоровый - больной, вредные - полезные |
Словообразование | Прилагательные от существительных (чистота - чистый); Приставочные глаголы (мыть, чесать, мылить);Существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами |
Подбор родственных слов | Зуб, чистота, грязь, мыло, болезнь, здоровье |
Словарь по теме «Наше тело и здоровье»
(подготовительная к школе группа)
Словарь и словообразование | |
Предметный словарь | Юноша, девушка; веко,зрачок, белок, кисть;внутренние органы: сердце, мозг, лёгкое, желудок, кишечник, печень, почка, вена, артерия;жизнь, смерть, рождение, взросление, старение, мысль, дыхание, осязание, обоняние;интуиция, благодарность, мимика;фантазёр, задира, забияка, увалень, нытик, недотрога |
Глагольный словарь | Нахмуриться, восхищаться, моргать, мыслить, сгибать |
Словарь признаков | Глазной, ушной, боковой, ротовой, кожный, сердечный, добрый, подростковый, юношеский, старческий |
Словарь наречий | Внутри - снаружи, исподтишка, вслух, одиноко, назубок |
Антонимы | Пробуждение - бодрствование, молодой - старый |
Синонимы | Уныние, тоска, печаль, грусть; обида, досада; страх, испуг; радость, восторг; восхитительный, замечательный, превосходный |
Словообразование | Сложных слов (новорожденный, белоручка, доброжелательный, добродушный, жизнелюбивый, жизнерадостный).Образование степеней сравнений качественных прилагательных (молодой - моложе - самый молодой).Образование приставочных глаголов (смотреть, слышать, думать) |
Подбор родственных слов | Здоровье - здороваться, здоровый, выздоровление;человек - человечность, человеческий, человечество, человеколюбие;радость - радоваться, радостно, радостный;болезнь - больница, больной, болеть, болезненный |
Многозначность | Горло, колено, коса |
Словарь по теме «Моя семья»
(подготовительная к школе группа)
Словарь и словообразование | |
Предметный словарь | Семья, дети, бабушка, мама, папа, сестра, внук, дядя, племянник, родственник, отчество, муж, мачеха, традиция, родитель, дочь, брат, тётя, племянница, имя, жена, воспитание, торжество, ребёнок, сын, внучка, фамилия, свадьба, любовь, тёзка, возраст, день рождения, уют, праздник |
Глагольный словарь | Жить, гордиться, дарить, ухаживать, прощать, делать, горевать, хвалить, уступить, любить, дружить, заботиться, трудиться, подарить, приласкать, поссориться, забыть, хвалить, дорожить, помогать, здороваться, хозяйничать, обнять, помириться |
Словарь признаков | Семейный, родной, маленький, двоюродный, сердечный, хороший, внимательный, фамильный, младший, любимый, милый, строгий, равнодушный, чужой, старший, ласковый, дорогой, похожий |
Словарь наречий | Вежливо, совместно, невозмутимо, вдвоем, дружно, бесполезно, ответственно, поровну, мирно, внимательно, безразлично, наедине, счастливо, стыдно, честно, отдельно, доброжелательно, сердито, злобно, радостно, лениво, строго, добросовестно |
Антонимы | Аккуратность - неряшливость, горе - радость, младший - старший, родной - чужой, ласковый - строгий, добрый - злой, трудиться - лениться, ссориться - мириться, горевать - радоваться |
Синонимы | Ласка, забота; праздник, торжество; работать, трудиться, выполнять; приветствовать, здороваться; уют, гостеприимство |
Словообразование | Сложных слов (благодарность, добродушный, чистоплотность).Образование степеней сравнений качественных прилагательных (младший - младше - самый младший).Образование приставочных глаголов (хвалить, горевать, трудиться) |
Подбор родственных слов | Род, отец, семья, хозяин, уважение, терпение, участник |
Многозначность | Ласка, дорогой |
Читайте также |
---|
«Цветы. Подбери по цвету»
«Цветы. Подбери по цвету» Аннотация: Дидактическая игра «Цветы. Подбери по цвету» предназначена для детей 1,5-3 лет и направлена на развитие памяти, внимания...
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…
Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...
Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»
Пособие для развития мелкой моторики «Рисование по муке»