Консультация для воспитателей: «Речевой этикет»

Современный детский сад - это открытая воспитательная система, доступная всем, независимо от национальности, социального положения, психологических и возрастных особенностей, взглядов, образования, полоролевых установок.

Что же такое этикет? Этикет-совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой. Речевой является словесным выражением уважительного отношения к людям и проявляется в нашей речи, умении вести беседу. От того, как и что человек говорит, - зависят его деловые личностные контакты.

Профессионализм педагога предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. Раздражает, когда собеседник постоянно употребляет слова-паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Даже самая содержательная беседа много теряет, если язык собеседника засорен жаргонами, если ударения и произношение режет слух. Бедным выглядит язык, в котором пестрят междометия: «ага», «угу», «ого». Иностранные слова можно употреблять лишь в том случае, когда знаешь правильное их значение и произношение. Лексический запас языка не определяет еще характер разговора. Важны тон и интонация.

Очень интересно говорит об этикете Ю.В. Рождественский. На материале пословиц и поговорок он выводит правила, регулирующие отношения людей, разделяя их на три подгруппы.

Первая подгруппа- это пословицы о вежливости, воспитанности, о предпочтении доброго слова типа "Одно хорошее слово лучше доброй ссоры".

Вторая подгруппа пословиц посвящена порядку ведения беседы (подчеркивается преимущество слушания перед говорением): «Язык - один, ухо-два, раз скажи, два раза послушай», «Слово- серебро, молчание - золото».

Третья подгруппа касается ошибок в построении беседы: «Дед говорит про курицу, а бабка про утку», «В огороде бузина, а в Киеве дядька».

Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры людей, интереса к языку. Мы знаем, что в понятие общей культуры непременно входят культура общения, культуры взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Как считают генетики, доброта полезна человеческому виду. А вот доброжелательность к другим стоит в себе развивать.

Конечно, в жизни столько суеты и такая информационная перегрузка, что человек старается никого не замечать и отключиться, т.е. чтобы сохранить психику от перегрузки информацией, он жертвует долей человечности. Если человек глубоко, на уровне автоматизма, усвоил правила поведения в обществе, если он доброжелателен к людям, то ничего страшного в этом нет.

Значит выход для нас - в доведении до автоматизма культуры поведения и речевого этикета. Важными знаками в окружающей человека среде являются выражения лиц людей. Достаточно ли оно доброжелательно? И это тоже стоит довести до автоматизма. В. Солоухин писал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет, каменеет».

Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не всегда на высоте, над многим надо работать. И дается это с трудом. Как говорит С.Я. Маршак в своем стихотворении:

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево.

Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первоначальные сведения о речевых этикетных нормах. Между тем актуальна проблема утраты «хороших манер», снижение уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово. Не стоит даже повторять, что одна из составляющих коммуникативной компетентности педагога- владение нормами речевого этикета.

Как должны обращаться друг к другу педагог и ребенок? Допустимо ли "ты" при обращении ребенка к педагогу? По этому вопросу было проведено много дискуссий и в результате пришли к одному выводу: «Вы». Обоснованием этого является, во-первых, то, что данное обращение традиционно для русского этикета, в то время как «ты» - обращение отражает западную модель поведения. Во-вторых, если ребенок в дошкольном возрасте не усвоил норм употребления обращений - будет испытывать затруднения в общении, обучаясь в школе. В-третьих, такая неофициальная форма обращения носит просторечно- фамильярный оттенок, как бы снижает авторитет педагога, его значимость в сознании ребенка. Не случайно еще В. Шекспир призывал: "Будь со всеми обходителен, но никак не запанибрата". Поэтому уже на первоначальном этапе представления ребенку воспитателю следует придерживаться официальной модели взаимоотношений. Далее настойчиво, но корректно, требуя от детей обращаться к себе на «вы».

Особо хочется отметить, что варьирование форм обращений в условиях конфликтного общения позволяет педагогу продемонстрировать негативное отношение к действиям, поступкам ребенка и при этом дает возможность избежать открытой грубости, ответной обиды. Так, например, для корректного выражения отрицательной оценки иногда бывает достаточно обратиться к ребенку, используя полную форму его имени: «Мария, ты мне мешаешь...» и т.п. Таким образом, использование различных форм обращений к одному и тому же ребенку является достаточно эффективным способом педагогического воздействия и позволяет избежать ссоры и речевой агрессии при разрешении конфликта.

Часто возникает необходимость обратиться к детям с самыми разными просьбами. Кроме того, мы целенаправленно обучаем самих дошкольников вежливому выражению своих желаний, просьб, поправляем их, напоминая о силе всем известного «волшебного слова». Однако, всегда ли мы сами помним другие «магические приемы» побуждения, учим ли мы наших воспитанников смягчать просьбы, делать их выполнение более желанным, приятным для адресата?

Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения:

* Обосновать просьбу, указать причину ее возникновения, подчеркнуть значимость выполнения («Это необходимо, потому что...»)

* Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только ты мне можешь помочь...»)

* Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу (Буду тебе очень благодарна)

Следует обратить внимание на речевые возможности косвенного, скрытого выражения просьбы: «Не мог бы ты...»

В повседневной практике встречаются и противоположные ситуации, предполагающие вежливо отказать в просьбе. Отказ должен произноситься спокойным голосом, доброжелательным тоном. Кроме того, нормы русского речевого этикета предписывают объяснение причины отказа. Желательно использование смягчающих отказ этикетных формул: «извини..., к сожалению..., мне очень жаль, но...»

Особую роль в педагогическом общении играют похвала, одобрение. Как говорят психоаналитики – «словесное поглаживание». Очень важно, чтобы выражения одобрения были искренними со стороны педагога, заслуженными со стороны ребенка и разными по форме.

Речевой этикет устанавливает правила и в конфликтных ситуациях. Так, всегда ли мы приносим извинения за резкое замечание, ошибочную оценку? Вопрос почти риторический, поскольку наши ложные представления о достоинстве («просить прощения у ребенка унизительно»), эгоистическое желание считать себя всегда правым приводят к тому, что извинение в речи педагога звучит гораздо реже, чем это необходимо.

Уточним, что глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьезностью совершенного поступка.

Речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета. Соблюдение этих правил. Грамотное и уместное употребление необходимых этикетных формул имеет большое воспитательное значение для детей, моделью речевого поведения.

 

Литература:

1. Акишина А.А., Формановский Н.И. Русский речевой этикет, М 1978.

2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. Учеб. пособие для филол. спец. ун-тов. — М.: Высш. шк. , 1990. — 381 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возраста Тема: «Необычное…

Конспект занятия. Развитие логики у детей младшего возрастаТема: «Необычное путешествие» Цель занятия: формирование умения детей решать простейшие логические задачи. Задачи: Образовательные: 1. Формировать умение...

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

«Островок Детства»

«Островок Детства» Как же здорово быть детьми! И как же здорово когда у тебя есть мама и папа! Ребенок ждет с...

Читайте также

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг…

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг нас» Образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных областей: «Социально - Коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое...