Игра - как средство воспитания интереса детей к природе

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими видами деятельности.

Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие. В подвижных играх совершенствуется координаций, происходит становление двигательных навыков и умений, развиваются сила и выносливость.

В сюжетно- ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, продавцом, врачом, пожарным. Свои познания в области труда и деятельности взрослых при участии творчества и фантазии ребенок воплощает в практику интересной игры.

Существуют и так называемые дидактические игры, которые содержат определенную умственную задачу. Разрезные картинки, различные настольно-печатные и словесные игры тренируют мыслительные способности ребят, умение использовать приобретенные знания о ситуациях, развивают их память, внимание.

Известно, что игры бывают на разные темы и сюжеты. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые строятся на его знаниях в этой области и отражают ту или иную деятельность людей в природе. Если родители активно приобщают ребенка к природе через непосредственные наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и прочими способами, то заинтересованность ребенка этой областью действительности, несомненно, найдет отражение в его играх.

Яркие впечатления, полученные ребенком от посещения зоопарка, могут трансформироваться в игру. Он начнет из кубиков строить клетки, заселять их игрушечными животными. Взрослый может, как бы ненароком включиться в игру ребенка и сделать её глубже, разнообразнее, содержательнее. Видя, как малыш увлечен игрой, взрослый поддерживает её новыми игровыми действиями.

Способов развития и углубления содержания игры может быть много. Важно, чтобы взрослые понимали, что игра- это серьёзное дело: в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество. Деликатное (игровое) вхождение в игру взрослых обобщает её содержание, улучшает отношения с ребенком.

В семье можно широко использовать различные дидактические игры природоведческого содержания. В каждом доме найдутся настольно-печатная игры, среди которых могут быть «Зоологическое лото», «Ботаническое лото». Время от времени, на досуге, взрослые играют с ребенком в эти игры в соответствии с правилами. Игры помогают запомнить названия животных и растений. Кроме этого, со старшим дошкольником можно свободно рассмотреть карточки лото, вмести вспомнить, где видели такие растения, где встречали таких животных, поговорить об их особенностях и образе жизни.

Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых нарисованы цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды. Взрослый должен ввести ребенка в игру. Малышу 3-4 лет можно предложить обвести пальцем предметы по контору – это улучшит восприятие их формы. Затем хорошо было бы вместе рассмотреть кубики. Взрослый обращает внимание на то, что на каждой стороне кубика нарисованы детали разных картинок. Далее взрослый учит малыша « как, глядя на картинку – образец, повернуть все кубики так, чтобы их верхняя сторона отображала детали этой картинки». Игра с разрезными картинками воспитывает в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели.

Нередко бывает так : мама или бабушка заняты приготовлением пищи, а ребенок находится рядом и не знает, чем заняться.

- Давай с тобой поиграем, говорит бабушка внуку. – Я буду загадывать «вкусные» загадки, а ты должен отгадывать их. Ну-ка, закрой глаза и открой рот.

Она кладет ему в рот кусочек морковки, которую режет для супа. Внук отгадывает, а бабушка как бы ненароком спрашивает, как же он догадался. Аналогичным образом ребенку можно предложить отгадывать фрукты и овощи на ощупь.

Важной особенностью словесно-дидактических игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы. В самых разных ситуациях можно использовать игру «Отгадай по описанию».

Можно поиграть в словесные игры и загадки- описание – они не требуют особых условий и дополнительного материала. В пути, на прогулке, по пути домой и прочих ситуациях взрослые предлагают поиграть – это своего рода приятное общение. Содержание игр может быть самым различным, в зависимости от опыта детей и конкретной обстановки, в которой они затеваются. Во время прогулки в осеннем лесу предметом игры становятся опавшие листья, грибы, деревья.   Летом на лугу – цветы, насекомые, птицы, в доме – комнатные растения, фрукты, овощи и тд.

Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках: восприятие, речь, умение анализировать и описывать; учат обобщать явление, классифицировать предметы. Вот некоторые из них:

  • Когда это бывает?
  • Что бывает круглое в природе?
  • Что бывает желтое в природе?
  • Что третье?
  • Назови одним словом.

С детьми 3-4 лет дидактические игры целесообразно совмещать с движениями.

Организуя различные игры, взрослый должен помнить, что ребенок будет активен и получит удовольствие лишь в том случае, если игра основана на знакомых сведениях. Тогда у него будет развиваться быстрота реакции, ориентировка, способность использовать багаж имеющихся знаний.

Дошкольников, конечно, заинтересуют занятия и игры с природным материалом. Гуляя в лесу, дети с удовольствием соберут шишки, желуди, веточки, семена. Из них можно много придумать поделок, добавив другой подручный материал. Ценно не только изготовление поделок, но их обыгрывание- это и знакомые сказки, а так же можно придумать свои - новые. Такие занятия развивают в дошкольнике творческие способности конструктивного и литературного характера.





Новые публикации

Конспект открытого занятия - НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие…

Конспект открытого занятия - НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыка» в подготовительной группе на тему: «Как дети лучики искали» Цель:...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной…

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной безопасности» Дошкольный возраст (4-5) лет Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие...

Дидактическая игра «Лото – «Знаки дорожного движения»

Дидактическая игра «Лото – «Знаки дорожного движения» Настольная дидактическая игра «Лото – Знаки дорожного движения» предназначена для детей 4-7 лет. Игра...

Читайте также

Проект «Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения»

Проект«Ознакомление дошкольников с социальными сферами близлежащего окружения» Содержание. 1. Информационная карта проекта 2. План проведения мероприятий 3. План проведения бесед 4. Перспективный план сюжетно-ролевых игр 5...

Конспект занятия во второй младшей группе «Формирование элементарного экологического представления…

Конспект занятия во второй младшей группе«Формирование элементарного экологического представления о жизни диких животных»«Мишутка в гостях у детей!» Цель: Формирование знаний детей...

Любование мягкой игрушкой Белочкой

Любование мягкой игрушкой Белочкой Старшая группа   Цель: содействие становления субъектно-ценностного, оценочного отношения к игрушке. Задачи: развитие эстетического восприятия, бережного отношения. Ход: ребята, у нас...


Комментарии





В блогах

Рабочая программа по краеведению для воспитанников 6-7 лет

           МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                            ...

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров»

Конспект НОД по профилактике плоскостопия у детей в средней группе: «Путешествие на необыкновенный остров» Составитель: Дубогрызова Е.Н. Цель : Формирование и укрепление свода стопы у детей среднего возраста. Задачи:  1. Укреплять костно-мышечный аппарат стопы и голени через игровые упражнения для...

«Развитие социальных навыков у дошкольников старшего возраста"

ЦЕЛЬ : развитие социальных навыков у дошкольников с помощью улучшения их эмоционально-личностных особенностей. ЗАДАЧИ: - развитие и совершенствование социальных навыков; - расширение вариативности речевого поведения у детей; - снятие психоэмоционального напряжения СОДЕРЖАНИЕ: 1Упражнение «Давайте поздороваемся». 2.Прогулка по осеннему лесу(в зависимости...

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности»

Занятие в разновозрастной группе детского сада по теме: «Права и обязанности детей» Цель: познакомить детей с понятием «права и обязанности», показать единство прав и обязанностей, объяснить, что каждый человек имеет не только права, но и обязанности. Задачи: • способствовать воспитанию...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство