Система работы по развитию социальной толерантности
(опыта толерантных отношений и толерантного поведения)
детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Содержание:
Система работы по «Развитию социальной толерантности (опыта толерантных отношений и толерантного поведения) детей дошкольного возраста в условиях ГДОУ»
3.1. Совместная деятельность педагога с детьми
3.2. Перспективный план работы с родителями
3.3. Обогащение развивающей среды
Список литературы
Приложения
Занятия с детьми
Игры народов мира
Система работы по развитию социальной толерантности (опыта толерантных отношений и толерантного поведения) детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Сначала определим основные направления нашей работы:
- Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми
- Воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, старшим, упражнения в умении договориться в конфликтной ситуации,
- Формирование положительных личностных и волевых качеств (умения ограничивать свои желания, оказывать помощь, проявлять сочувствие, стараться следовать положительному примеру)
- Развитие качеств идентификации поведения (полоролевое поведение)
- Формирование адекватной самооценки личности
- Развитие интереса к культурам других стран и их представителям
Выше названные направления работы определили следующие задачи:
1. Формирование адекватных представлений о себе, своем «Я», своей самооценке, личной идентификации. (Воспитание собственной позиции, формирование ценностного отношения и анализа к своим поступкам, развитие способностей к сопереживанию, желания действовать в соответствии с принятыми нормами морали.)
2. Развитие представлений о других на основе сопоставления себя с ними. (Формирование толерантных установок к окружающим, усвоение правил культурного поведения в процессе межличностного взаимодействия, воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, старшим.)
3. Развитие интереса к получению знаний об окружающем (представления о добре, зле, о мире социума, их представителях, семьях, о взаимодействии других людей, их особенностях).
Определение основных задач позволяет перейти к разработке разных видов совместной деятельности с дошкольниками.
3.1. Совместная деятельность педагога с детьми – занятия (см. приложения)
3.2. Перспективный план работы с родителями.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
срок |
примечания |
1
2
3 |
Родительское собрание на тему «Организация комфортной среды для ребенка в ДОУ» Совместное проведение чаепития «У самовара» с бабушками и дедушками к «Дню пожилого человека» Индивидуальные консультирования по результатам анкетирования |
Сентябрь- октябрь |
Анкетирование Сбор фотоматериалов для организации фотовыставки «Где я был летом» Оформление информационного стенда для родителей |
1 2
3 |
Составление «Древа семьи» Совместная организация выставки «Что означают наши имена» Совместная организация «Уголка дружбы» в группе |
Октябрь-ноябрь |
Помощь в составлении генеологического древа Анкетирование по теме «Толерантность» Сбор материалов для уголка «Дружбы» Информирование родителей о проводимых мероприятиях в районе «Толерантность в Санкт-Петербурге» |
1
2
3 |
Совместная организация стенгазеты к «Дню Матери» Индивидуальные консультирования родителей по интересующим вопросам Мастер-класс «Наши мамы» |
Ноябрь-декабрь |
Подготовка к дню Матери Сбор материалов и информации для стенгазеты: увлечения мам достижения мам фото «Я и Мама» стихи о мамах |
1
2
3 |
Работа с родительским комитетом по организации и проведению новогодних праздников Консультирование по вопросам организации отдыха детей во время каникул Информирование родителей о новинках педагогической и художественной литературы по вопросам социально-нравственного воспитания детей |
Декабрь-январь |
Смена информационных стендов Выставка книг для родителей тема: «Воспитание доброжелательности у дошкольников» |
1 2 |
Совместная организация выставки Анкетирование на тему «Традиции нашей семьи» |
Январь |
Выставка «Как мы встретили Новый год и Рождество» Информация для родителей тема: «Куда пойти с дошкольником на каникулах» |
1
2
3 4 |
Совместная организация стенгазеты к «Дню защитника Отечества» Индивидуальные консультирования родителей по интересующим вопросам, продолжение работы с генеологическим древом семьи Мастер-класс «Наши папы» Совместная выставка «Достижения наших мальчиков» |
Февраль |
Подготовка к Дню защитника Отечества Сбор материалов и информации для стенгазеты: увлечения пап достижения пап фото «Я и папа» стихи о папах |
1 2
3
4 |
Совместный досуг в группе (чаепитие) «Это мы можем», мастер-классы для детей (хобби и увлечения наших мам) Организация мини концерта «По заявкам мам» Совместная выставка «Достижения наших девочек» «Мамины рецепты» |
Март |
Организация выставки фотовыставка «Мамины дела» Организация выставки рисунков детей «Самые красивые мамы» Стенд «Сердце маме» (бумажные сердечки с пожеланиями мамам) |
1
2
3
4 |
Совместная подготовка к проведению в группе вечера-досуга для детей «День Смеха» Анкетирование на тему: «Скоро в школу» Родительское собрание на тему «Социальная готовность ребенка к школе» по итогам анкетирования Индивидуальные консультации по вопросам готовности к школьному обучению Совместная организация выставки «Человек и Космос» |
Апрель |
Совместная организация вечера отдыха для детей Смена информационных стендов Анкетирование родителей
Сбор материалов для выставки |
1
2 |
Совместная организация книжной выставки печатной продукции: (открытки, плакаты, газеты, книги, периодические издания прошлых лет, посвященные Дню Победы) Организация фотовыставки «Мой любимый город» к «Дню города» совместно с родителями |
Май |
Сбор материалов для выставки
Сбор материалов для выставки Смена информационных стендов «Куда пойти по Петербургу с дошкольником» |
3.3. Обогащение развивающей среды в ДОУ.
Принципы построения развивающей среды:
- Нормативно-регламентированный (аспект законодательных документов, отражающих права, обязанности всех участников образовательного процесса)
- Коммуникативно-информационный (обмен доступной и достоверной информацией о роли человека и окружающей его действительности)
- Деятельностно-стимулирующий (активная субъектная позиция в развитии межличностных взаимодействий с окружающими)
Перспективное планирование развития среды.
№ п/п |
сроки |
Материал |
1 |
сентябрь |
Сбор фотоматериалов для фотовыставки «Где я был летом» |
2 |
октябрь |
Сбор материалов для выставки «Генеологическое древо семьи» Сбор материалов для уголка «Дружбы» |
3 |
ноябрь |
Создание стенгазеты совместно с детьми «К Дню Мам» Организация фотоальбома группы «Увлечения мам» либо «Я и Мама» со стихами о мамах Сбор материалов для уголка «Дружбы» |
4 |
декабрь |
Выставка книг для детей на тему: «Как хорошо быть добрым» Сбор материалов для уголка «Дружбы» |
5 |
январь |
Фотовыставка «Как мы встретили Новый год и Рождество» Картотека стихов о праздновании Нового года Картотека праздничных игр и гуляний Сбор материалов для уголка «Дружбы» |
6 |
февраль |
Создание стенгазеты совместно с детьми «К Дню Пап» Организация фотоальбома группы «Увлечения наших пап» Сбор материалов для уголка «Дружбы» |
7 |
март |
Организация фотовыставки «Мамины дела» Организация выставки рисунков детей «Самые красивые мамы» Стенд «Сердце маме» (бумажные сердечки с пожеланиями мамам) Картотека стихов о Маме Картотека игр «Поиграем с мамой» Сбор материалов для уголка «Дружбы» |
8 |
апрель |
Картотека смешных стихов Выставка книг Б.Заходера Стенгазета «Смешное о детях» (высказывания детей, частушки, смешные ситуации) Внесение смешных атрибутов для подвижных игр |
9 |
май |
Картотека стихов о героях войны, иллюстрации и фотографии по теме, семейные фотоальбомы, выставка старых послевоенных открыток |
Список использованной литературы
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Федеральная целевая программа РФ «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».
3. Конвенция о правах человека
4. Концепция ДО
5. Материалы курсов АППО г. Санкт-Петербурга по теме «Этнокалендарь в образовательном пространстве ДОУ».
6. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, А.И.Гербовой.
7. Алябьева Е.А. «Воспитание культуры поведения детей 5-7 лет» (методические рекомендации) М. «Сфера» 2009.
8. Котова Е.В. Программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» М. «Творческий центр» 2008 г.
9. Семенака С.И.«Учимся сочувствовать, сопереживать»(коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет). Издательство М. «Аркти» 2004 г.
Полную версию работы с приложениями можно скачать здесь.
Читайте также |
---|
Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»
Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...
Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)
Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...
Дидактические игры в изобразительной деятельности
Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...