Сайт для воспитателей детских садов



Методические рекомендации для воспитателей по теме:
«Ознакомление старших дошкольников с родным городом»

Обоснование актуальности.

Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного возраста любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину.

Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.

Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края - показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли.

Богатейшие материалы по истории нашего города собранные краеведами, археологами и писателями позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

 

Технологическая схема опыта

Мы живём в Ульяновске – городе со своей историей и давними традициями. Улицы, названные в честь героев, памятники архитектуры, скульптуры – всё говорит о прошлом и настоящем нашего города. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны, тем более нам есть чем гордиться. Чтобы детям было интересно, нужно им преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что их окружает и постепенно расширять круг их знаний.

В начале краеведческой работы мы провели диагностику по выявлению знаний детей о родном городе. Результаты показали, что большинство детей не знают об историческом прошлом своего города, его культуре и достопримечательностях. Для обогащения краеведческих представлений дошкольников мы поставили следующие задачи:

- познакомить детей с историей и современностью города;

- сформировать у детей представление о различных сторонах жизни родного города, его жителей;

- развивать стремление знать свой город;

- способствовать развитию патриотического отношения к малой родине.

Работа по ознакомлению старших дошкольников с родным городом проводилась по следующим направлениям: история города, достопримечательности города, символика и труд взрослых. Поставленные задачи реализовывались через все виды деятельности: познание, коммуникация, труд и художественное творчество, игра, работа с родителями. Разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по каждому виду деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.

Наш город богат достопримечательностями и памятниками, к которым мы организуем экскурсии и пешеходные прогулки. Мы побывали с детьми:

- у памятника Генерал-майору авиации, дважды Герою Советского Союза Ивану Семеновичу Полбину.

- у памятника Б.М. Хитрово - ближнему боярину и дворецкому царя Алексея Михайловича. В 1648 г. был отправлен царем для строительства засечных черт на территории реки Волги.

- на площади 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, на которой располагается здание Ленинского мемориала, - это особое место, очень любимое ульяновцами и гостями города.

Вместе с детьми посещали Краеведческий музей.

В своей работе мы активно использовали дидактические игры, которые помогают не только закрепить полученные знания о городе, но и узнать много нового. Серьёзное внимание уделялось созданию развивающей среды в группе, которая способствует познавательному развитию ребёнка, обогащению и закреплению его знаний о родном городе:

- в книжном уголке – размещены коллекции открыток об Ульяновске, книжки-самоделки – “Улицы нашего города”, “Памятные места Ульяновска”, литература о городе и тематические альбомы

- в уголке художественного творчества – размещён обширный материал ульяновских художников (Д. И. Архангельский, А. А. Пластов, Н. С. Сафронов),

- в игровом уголке имеются необходимые атрибуты для организации и проведения сюжетно-ролевые игр, многообразие настольно-печатных и дидактических игр по ознакомлению с родным городом.

Работу по ознакомлению дошкольников с родным городом проводилась в тесном сотрудничестве с родителями. Нами был разработан план работы с родителями, с использованием разнообразных формы (родительские собрания с использованием презентаций, беседы, консультации, анкетирование, совместные викторины, конкурсы поделок и рисунков и т.д.), были оформлены папки-раскладушки и консультации с историческими сведениями об улицах города, памятных местах, трудовых буднях горожан, истории создания герба и флага Ульяновска, подобрана библиотека познавательной литературы для родителей об истории и культурных ценностях города. Совместно с родителями была организована фотовыставка «Мы - ульяновцы», проведена совместная викторина «Знатоки родного города», а также выставки детских работ, выполненных в сотворчестве с родителями: “Мой любимый город”, “Город глазами ребёнка”.

Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным городом, у детей расширились представления о родном городе, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях Ульяновска и трудовых буднях жителей города, о чём свидетельствуют результаты диагностики: высокий уровень – 54 %, средний уровень – 36%, низкий уровень - 10%.

Ульяновск – наш город. Его история уходит в далёкое прошлое. И очень важно, чтобы дети знали историю своей маленькой Родины, гордились её прошлым и настоящим.

 

Перспективный план работы по ознакомлению детей старшей группы с родным городом.

 

Дата, тема

Содержание работы

Сентябрь

Наша родина в России

Цель: Уточнить знания детей о том, что у нашего города есть имя; как оно появилось; прививать чувство гордости за него.

- беседа "Имя города".

- чтение стихов об Ульяновске,

- рассматривание географической карты Ульяновской области

Октябрь

История города

Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.

- Беседа «История города».

- рассматривание открыток «Симбирск - Ульяновск»

Ноябрь

Достопримечательности города

Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города, воспитывать чувства гордости за город.

- Экскурсия по городу «Достопримечательности города».

- дидактическая игра «Достопримечательности города Ульяновска»

Декабрь

Символика города

Цель: познакомить с символикой Ульяновска и Ульяновской области.

- Знакомство с гербом города

- знакомство с символикой Ульяновской области

- дидактическая игра «Символика Ульяновской области»

Январь

Известные люди города

Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Ульяновска, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.

- Беседа «Знаменитые земляки: И.А. Гончаров (писатель), Пластов (художник)».

- рассматривание репродукций художников – ульяновцев

Февраль

Предприятия родного города

Цель: познакомить с предприятиями Ульяновска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессия

- дидактическая игра «Чей логотип»,

- дидактическая игра «Предприятия Ульяновска»

Март

Транспорт Ульяновска

Цель: дать представление о транспорте, выпускаемом в Ульяновске (автомобиль УАЗ, самолет Руслан).

- дидактическая игра «Транспорт родного города»,

- беседа о Авиастаре

- экскурсия к Ульяновскому автомобильному заводу.

Апрель

Вот моя улица

Цель: продолжать формировать у детей интерес к своей малой родине, улице, жилым домам; закреплять знания домашнего адреса, дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.

- прогулка по микрорайону

- Викторина «Знатоки родного города»

Май

Боевая слава города

Цель: Познакомить с памятными местами города Ульяновска; воспитывать чувство благодарности к ветеранам Великой Отечественной войны, любовь к родному городу.

- Экскурсия к памятнику Генерал-майору авиации, дважды Герою Советского Союза И.С. Полбину

- Изготовление поделок для ветеранов Великой Отечественной войны

 

Картотека игр по ознакомлению с родным городом

Название

Цель игры

Материал

«Заколдованный город»

Закрепить у детей знания о достопримечательностях родного города; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города.

 

Карты с силуэтным изображением архитектурных зданий и памятников Ульяновска, цветные изображения этих достопримечательностей

«Достопримечательности Ульяновска»

Вызвать у детей интерес к истории исторических памятников города, прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурные памятники города Ульяновска.

Цветные изображения исторических памятников Ульяновска.

«Узнай и назови герб Ульяновска»

Закреплять знания детей о гербе г. Ульяновска, его отличительных особенностях; закреплять умение находить общее и отличное в многообразии гербов

гербы городов и районов Ульяновской области

«Символика Ульяновска и Ульяновской области»

Познакомить детей с символикой Ульяновска и Ульяновской области (флаг и герб); помочь детям запомнить символические изображения на гербе и флаге г.Ульяновска, районов Ульяновской области их расположение, значение.

Карточки с изображением флагов и гербов Ульяновска, Ульяновской области и районов области

«Транспорт родного города»

Закрепить представления о транспорте, выпускаемом в Ульяновске (автомобиль УАЗ, самолет Руслан), способствовать возникновению чувства гордости за свой город.

Пазлы (разрезные картинки) с изображением автомобиля УАЗ и самолета Руслан

«Предприятия города Ульяновска»

Познакомить с предприятиями Ульяновска, воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.

Карточки с изображением продукции различных предприятий города.

«Чей логотип»

Закрепить знания о предприятиях Ульяновска, познакомить с логотипами этих предприятий; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда.

Карты с изображением логотипа предприятия в центре, маленькие карточки с изображениями продукции предприятий.

0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт